Сколько стоит четверка по географии?

5 марта в 05:23
6 просмотров

Честно признаться, в школу, где учились мои дети, по вопросу оценки ходила один раз. И то потом об этом пожалела. Но обо всем по порядку. География была одним из любимых предметов у моего младшего сына. Вечерами, лежа на паласе, он самозабвенно разукрашивал на контурных картах моря и океаны, равнины и горы… А через пару дней с несчастным видом приносил их домой – учитель ставила ему тройку.
Как могла успокаивала сына, говоря, что учитель всегда прав, на то он и учитель. И снова сын принимался за домашнее задание, и снова приносил тройку. И я пошла в школу. Нет, не просить оценку, не ссориться с педагогом, просто поинтересоваться, где нам вместе с ним приложить усилия, чтобы эту злосчастную тройку исправить. Учитель меня выслушала, сказала, что тройки сыну ставит «за небрежность», дескать, контурные карты у него разукрашены не очень аккуратно. На том наша встреча и закончилась.

Честно признаться, в школу, где учились мои дети, по вопросу оценки ходила один раз. И то потом об этом пожалела. Но обо всем по порядку. География была одним из любимых предметов у моего младшего сына. Вечерами, лежа на паласе, он самозабвенно разукрашивал на контурных картах моря и океаны, равнины и горы… А через пару дней с несчастным видом приносил их домой – учитель ставила ему тройку.
Как могла успокаивала сына, говоря, что учитель всегда прав, на то он и учитель. И снова сын принимался за домашнее задание, и снова приносил тройку. И я пошла в школу. Нет, не просить оценку, не ссориться с педагогом, просто поинтересоваться, где нам вместе с ним приложить усилия, чтобы эту злосчастную тройку исправить. Учитель меня выслушала, сказала, что тройки сыну ставит «за небрежность», дескать, контурные карты у него разукрашены не очень аккуратно. На том наша встреча и закончилась.

А на следующий день учительница подняла сына и принародно (то есть в присутствии всех его одноклассников) отчитала за то, что «родительница» (то бишь я) пришла выпрашивать ему оценку. Больше в школу я не ходила. Тройки моему сыну ставить перестали, а он перестал любить географию. Хотя, спроси у него сейчас, где находится озеро Боденское или какие города являются столицами Эквадора и Венесуэлы, ответит не задумываясь…
Таню Б. мама – педагог по образованию перевела в гимназию из другой школы – там ребенку совсем не давалась математика. Учителя разводили руками: «Ну, нет у девочки способностей к точным наукам». «Мама привела девочку ко мне в класс, – рассказывала Жанна Юрьевна, преподаватель математики, – и попросила не быть к ней строгой, дескать, ребенок, наверное, гуманитарий, и потому пусть будет у нее средняя троечка».
Поначалу девочка на уроках математики откровенно зевала, а потом педагог начала постепенно втягивать ее в процесс обсуждения новых тем, приучая ее к анализу материала, логике. Первая четверка с минусом за контрольную (остальным ребятам с такими же решениями была выставлена тройка с плюсом) девочку буквально окрылила. «Танюша оказалась прирожденным математиком, – рассказывала мне впоследствии о своей любимой ученице Жанна Юрьевна, – через год она «щелкала» самые сложные задачки, выступала на математических олимпиадах, причем успешно». Сегодня Татьяна, теперь уже Татьяна Сергеевна, – один из лучших преподавателей математики в гимназии в Ставрополе, к которой хотят определить своих чад многие родители.
Эти поучительные истории из жизни вспомнила после трагедии, случившейся в начале февраля в 263-й московской школе. Примерный ученик Сережа Гордеев (мальчик «шел» на золотую медаль), из благополучной семьи, взяв отцовский карабин «Сайга», хладнокровно (двумя выстрелами) убил учителя, а затем расстрелял двух полицейских, один из которых впоследствии скончался.
Центральные СМИ этому трагическому случаю уделили, на удивление, не так много внимания, видимо, посчитав его не столь заслуживающим внимания, как тяжелая болезнь Жанны Фриске (хочется верить, что она ее победит), установление отцовства в передачах Андрея Малахова «Пусть говорят», а может, посчитали нужным не огорчать россиян в преддверии Олимпиады в Сочи.
Олимпиада закончилась, мы победили в общекомандном зачете, у нас больше всех золотых медалей. И эйфория по этому поводу должна закончиться. Начались будни, когда каждый день надо потеть, чтобы добиться результата. И не только в спорте. Хотя Олимпиада наглядно показала, что победить можно тогда и только тогда, когда работаешь в команде, где каждый не сам по себе, а в смычке, в которой победа товарища иногда важнее, чем твое уязвленное эго. Это состояние называется победой над собой.
К сожалению, одержать победу над собой в нашем обществе, с его размытыми моральными ориентирами и двойными, а подчас и тройными стандартами очень сложно.
Очень сложно не поступаться идеалами, когда речь идет о твоем собственном благе и благополучии твоей семьи. Вспомните у Грибоедова в «Горе от ума»: «ну как не порадеть родному человечку». Очень сложно отказаться от «подарка» за блестяще проведенную операцию («я же старался»), потому что такой же «подарок» нужно потом нести в школу, вуз, начальнику, сотруднику ГАИ… продолжать можно до бесконечности. Очень сложно воспитать патриота, не будучи патриотом самому. Можно говорить красивые слова с высоких трибун о Родине, а на ПМЖ отправиться на Лазурное побережье, прикупив себе родовой замок и титул. Очень сложно не воспылать праведным гневом и ненавистью к тем, чьи собачки имеют хоромы и кушают с золотого блюда в то время, как старушка выкраивает крохи из своей пенсии, чтобы помочь внуку, обучающемуся в вузе на коммерческой основе, потому что у него нет хорошо устроившихся в этой жизни родителей.
Буквально на днях в Москве арестовали ряд высоких полицейских начальников, подозреваемых в коррупции. Им что, на жизнь не хватало? Или насыщение автоматически переходит в пресыщение? Очень сложно понять их психологию.
Британские ученые выявили не так давно у трехмесячных малышей набор генетически заложенных моральных качеств, которым они будут следовать всю свою жизнь. Какие качества заложат своим детям наши дети? Без сомнения, те, что заложим в них мы – родители, школа, вуз, общество.
Наша школа (по моему мнению, кто не согласен – пусть спорит) за последние десятилетия растеряла очень многое. Во-первых, кадры. Это вовсе не значит, что лучшие в нестабильные 90-е ушли, а худшие остались. Вовсе нет. Человек, для которого педагогика – призвание, остался «сеять разумное, доброе, вечное» и… влачить жалкое существование. Но при этом растерял некие моральные качества: занимаясь репетиторством со своими же учениками и получая за это вознаграждение; ставя по просьбе руководства школы пятерки «нужным» детям (нужность определяется социальным статусом родителей и возможностью помочь школе) и вытягивая их на медаль; в душе возмущаясь поведением «золотых деток», но в реалии не проявляя своей гражданской позиции.
Обстоятельства, говорит мой коллега, заставляют нас порою идти против совести, забывать о чести и достоинстве. В итоге имеем то, что имеем – учителей, не дружащих с русским языком; юристов, не отличающих административное право от уголовного (за них дипломы писали в свое время их же преподаватели); врачей, переписывающих назначение предыдущего терапевта. Снимаю шляпу перед людьми, преданными своей профессии, отдающими ей все свое время, силы, работающими не за страх, а за совесть, – предыдущие эпитеты к ним не относятся.
Второе, что потеряла наша школа, – она перестала быть воспитателем. Вспоминаю свои школьные годы, когда времени катастрофически не хватало, потому что нужно было идти на кружок, в спортивную секцию, на факультатив, где с тобой занимались бесплатно, чтобы показать лучшие результаты на олимпиадах района, города и области.
Сегодня воспитанием наших детей занимается Интернет, иногда – родители. Занимаются тоже по-разному. Кого-то – убеждая в собственной исключительности, кого-то – уча жить по совести. Когда моральные установки входят в противоречие с реалиями дня, происходит психологический надлом. Сын моей коллеги не получает в этом семестре стипендию потому, что не «понравился» преподавателю, хотя предмет на курсе он знает лучше всех. Что могут сказать ему в этом случае родители? Что учитель всегда прав только потому, что он – учитель?
Впрочем, как говорится, что посеем, то и пожнем. Недавно случайно услышала разговор двух девушек – старшеклассниц. Они с сознанием дела обсуждали проблему будущего замужества. Муж, по их глубокому убеждению, должен быть богатым, иметь огромный дом, «крутую» машину, дарить жене бриллианты. При этом об образовании речи не шло, потому что ни одна из них работать не собиралась. «А зачем мне работать, – говорила одна, – родители умрут и мне достанется их гостиничный бизнес». Как говорится, без комментариев.
Третье, что потеряла наша школа, – престижность профессии учителя. Сегодня на уровне государства принимаются меры по повышению зарплаты учителям, более качественному техническому обеспечению школ, улучшению материальной базы. Это все, конечно, замечательно, только вот в школу по-прежнему идет ничтожно малый процент выпускников педагогических вузов: в сельских школах не хватает учителей-предметников, в ряде школ не преподаются дисциплины, знания по которым необходимы для поступления в высшие учебные заведения.
О подготовке к ГИА и ЕГЭ разговор особый. Зная, как сегодня сдается ЕГЭ и как к нему готовятся (я бы сказала – муштруются), можно посочувствовать многим из учебных заведений по поводу качества знаний поступающих в них абитуриентов. Детей, в результате новаций в образовании, приучают мыслить одинаково, писать шаблонно. Главным становится не полет мысли (в тех же сочинениях и изложениях), не твоя точка зрения на ту или иную проблему, а стандартные ответы на поставленные вопросы. Какой специалист получится из такого студента? Усредненный. Таким он придет в школу, в больницу, в строительную отрасль, на предприятие, в муниципалитет… Сегодня по числу людей, имеющих высшее образование, мы чуть ли не первые в мире. А по числу нобелевских лауреатов где-то в конце.
…Так все же, спросите вы, сколько стоит четверка по географии? Иногда – падения авторитета педагога. Иногда – утраты иллюзий. А иногда – и нескольких человеческих жизней…

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях