Радость служения родной земле
Многоотраслевое крестьянско-фермерское хозяйство Хызыра Эркенова в Зеленчукском районе – одно из стабильно развивающихся и имеющих многолетний опыт по откорму крупного рогатого скота, разведению овец, лошадей, птицы, выращиванию зерновых, картофеля. Имеется здесь и собственная переработка – цеха по производству костной муки и колбасный, а также фирменный магазин «Мясная империя». Участвуя в программе «Развитие семейных животноводческих ферм», хозяйство благодаря господдержке приобретает племенных животных, по лизингу – современную модернизированную технику. О последнем красноречиво свидетельствовал мощный зерноуборочный комбайн «Вектор», у которого я невольно замедлила шаг. Многоотраслевое крестьянско-фермерское хозяйство Хызыра Эркенова в Зеленчукском районе – одно из стабильно развивающихся и имеющих многолетний опыт по откорму крупного рогатого скота, разведению овец, лошадей, птицы, выращиванию зерновых, картофеля. Имеется здесь и собственная переработка – цеха по производству костной муки и колбасный, а также фирменный магазин «Мясная империя». Участвуя в программе «Развитие семейных животноводческих ферм», хозяйство благодаря господдержке приобретает племенных животных, по лизингу – современную модернизированную технику. О последнем красноречиво свидетельствовал мощный зерноуборочный комбайн «Вектор», у которого я невольно замедлила шаг. Откровенно говоря, такой машины еще не видела ни на одном поле во время уборочной – поражают и его гигантские габариты, и сам дизайн, где впечатляющие зубья жатки ассоциируются ни больше, ни меньше как с бивнями слона. Имеется в КФХ Эркенова еще четыре трактора, «КамАЗ», мелкий сельхозинвентарь – все исправно работает, всегда на ходу, и фермер никогда не отказывает землякам и соседям в пользовании этими машинами во время полевых работ.
Потом уже, поближе познакомившись с этим уникальным фермерским хозяйством, невольно задалась вопросом: если рыночная экономика, по большому счету, не производит, а только перераспределяет, где действует закон сохранения (если у кого-то благ прибыло, то у кого-то убыло), то в какие экономические законы вписывается деятельность таких работяг – производителей, как Хызыр Азрет-Алиевич Эркенов и его семья? Здесь каждый заработанный рубль находится в обороте, все члены КФХ – сыновья Таулан и Темирлан (кстати, оба с высшим образованием) с семьями, супруга Х. Эркенова, Ольга, трудятся от зари до зари, не зная отдыха. В этом хозяйстве никогда не унижали себя спекуляцией – и цены на продукцию самые приемлемые, и реализуют только доморощенный ассортимент, в который вкладывают душу. Поэтому и продукция здесь самого высшего качества. Например, та же самая мраморная говядина, выпуск которой завязан, прежде всего, на высокопородности скота и сбалансированности его питания. Как известно, источником высококачественной мраморной говядины является только мясо молодых бычков, которых содержат круглогодично в загоне.
Но вернемся, как говорится, к истокам. Сегодня КФХ Эркенова исполнилось 14 лет, а ведь начиналось все с нуля, и стартовым капиталом предпринимательской деятельности будущего фермера стала… мамина пенсия.
Впрочем, обо всем по порядку. До распада СССР, когда здравствовали и процветали колхозы, Хызыр Эркенов являлся маяком соцсоревнования, передовиком производства, знатным чабаном и т. д. (невольно вспомнилось клише той ушедшей эпохи: «Сей квадратно-гнездовым, будешь ты передовым!») колхоза им. Ленина ст. Зеленчукской. Его чабанские кошары, сами отары овец содержались в идеальном порядке, а по количеству полученных ягнят, настригу шерсти – ему не было равных. И не случайно во время проведения Всесоюзного семинара по овцеводству выбор пал именно на место дислокации отар знатного чабана Х. Эркенова.
«Было это в урочище Гнилая Балка, собралось где-то 500 специалистов сельского хозяйства со всех концов Союза, – вспоминает Хызыр. – После обследования длины шерсти, физических данных овец, чтения докладов на заданную тему были накрыты столы, где высокие гости имели возможность узнать вкус черного барашка. Овец к столу было зарезано не меряно, а мне вручили медаль «Кавалер труда ВДНХ»…
После развала колхоза, когда бывшие «маяки» и «передовики» оказались у разбитого корыта, многие подались в «челноки». Придумал себе бизнес и Х. Эркенов. Взяв у матери пенсию, поехал в Невинномысск, где закупил первую партию комбикормов для перепродажи у себя в районе. Нужно было как-то выживать, и в те лихие 90-е было не до моральных принципов, хотя Эркенов в душе противился своему занятию. «Купи-продай» было не в его характере, ведь он – потомственный животновод, мерилом всех ценностей которого по традиции считается затраченный труд и его результат…
Фермером он стал в 1997 году, но с Невинкой не порвал – именно в город химиков, в его садики, больницы и другие бюджетные учреждения он стал сдавать первую свою сельхозпродукцию. «Рисковал я тогда достаточно, – признается Х. Эркенов. – Ведь время-то было нестабильное – сегодня организация или учреждение здравствует, а завтра их уже в природе не существует. Что же, бывало, и прогорал, и однажды на довольно крупную сумму – где-то порядка 700 тысяч рублей».
Но, несмотря на все издержки, неудачи и разочарования, Х. Эркенов, не отступая от намеченного, постепенно наращивал производство и каждый заработанный рубль вкладывал в дело. Кредитов никогда не брал, но в госпрограммах по подъему животноводства участвовал. А тут и сыновья подставили отцу крепкие плечи: Таулан в хозяйстве стал менеджером по проблемам животноводства, Темирлан отвечает за поля и земледелие.
…Мы с Хызыром Азрет-Алиевичем и его старшим сыном Тауланом стояли у загона и наблюдали за «мраморными» бычками, хотя на «подростков» они никак не тянут – огромные туши тяготеют больше по массивности к зубрам. Вот он, потенциальный продукт премиум-класса! От обычной говядины мраморная отличается преобладанием биотина, пантотеновой кислоты (витамина В5), азотистых экстрактивных веществ. Употребление в пищу такого мяса позволяет бороться с канцерогенами и холестерином.
– Цены у нас несколько ниже рыночных, – рассказывает Х. Эркенов. – Мы можем себе это позволить, потому что у нас замкнутый цикл производства: наличие сельскохозяйственных культур, картофеля, пастбищ, представленных лугами с разнообразным травостоем способствует не только развитию предприятия, но и экономичности расходов на содержание скота.
В этом хозяйстве я лишний раз убедилась, что от правильного питания животных в конечном счете зависит эффективность любого сельхозпредприятия, будь то молочная ферма или птицефабрика. Кстати, о птицах. Эркеновы разработали свой фирменный корм, куда входят отруби и костная мука, который обеспечивает естественный золотисто-желтый цвет птицы и ее отменные вкусовые качества. А вообще, благодаря внедрению в производство новых технологий и приобретению современного оборудования КФХ Эркенова за последние годы значительно укрепило свои позиции. А продукция этого хозяйства прочно нашла свою нишу на потребительском рынке.
Сегодня в хозяйстве создано 7 рабочих мест, и члены КФХ не ущемлены ни в зарплате, ни в натуроплате. Кроме того, более десяти лет Эркеновы занимаются благотворительностью, причем никогда не претендуя на «авторство» своих благодеяний, а действуя по принципу: «Сотвори добро и не требуй сиюминутной отдачи от Бога»…
…На обширном базу резвились трогательные беззащитные телята, которым от роду неделя – другая. Их, как это и положено, выпаивают молоком, а к лету они пополнят стадо, чтобы пастись на высокогорных лугах. И так – каждый год, но за этой цикличностью, не дающей сбоев, стоит истинный хозяин земли, стратег и организатор крепкого хозяйства, который служит родной земле не за страх, а за совесть.
НА СНИМКЕ: Фермер Хызыр ЭРКЕНОВ со своим
старшим сыном и преемником Тауланом.
{{commentsCount}}
Комментариев нет