Грантов «на авось» мы не выдаем!

18 марта в 06:41
 просмотров

За последние три года руководством нашей республики принимаются кардинальные меры по поддержке начинающих сельхозпроизводителей. В частности, речь идет о ведомственных целевых программах «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы», которые подразумевают предоставление грантов на развитие фермерского хозяйства. Это реальный шанс встать на ноги для многих сельхозпредпринимателей. О том, как реализуются эти программы в Карачаево-Черкесии, мы и поговорили с начальником отдела инвестиционных проектов и развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства КЧР Исмаилом ЭРКЕНОВЫМ.

За последние три года руководством нашей республики принимаются кардинальные меры по поддержке начинающих сельхозпроизводителей. В частности, речь идет о ведомственных целевых программах «Поддержка начинающих фермеров» и «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2012-2014 годы», которые подразумевают предоставление грантов на развитие фермерского хозяйства. Это реальный шанс встать на ноги для многих сельхозпредпринимателей. О том, как реализуются эти программы в Карачаево-Черкесии, мы и поговорили с начальником отдела инвестиционных проектов и развития сельских территорий Министерства сельского хозяйства КЧР Исмаилом ЭРКЕНОВЫМ.

– Исмаил Чохпаевич, для начала расскажите об основной деятельности вашего отдела.
– Отдел существует третий год и нацелен на реализацию вышеупомянутых действующих целевых программ. За два года участниками этих программ стали 207 начинающих и 215 семейных фермеров. Государственная поддержка составила 106 228 тыс. руб. для начинающих фермеров и 73 472, 1 тыс. руб. для семейных фермеров.
– В чем суть программ, которыми вы занимаетесь?
– Если вкратце, то основным направлением программы «Начинающий фермер» является увеличение развитых крестьянских (фермерских) хозяйств и, как следствие, увеличение производства фермерской продукции. Программа рассчитана на все отрасли сельского хозяйства – мясное и молочное скотоводство, птицеводство, кролиководство, пчеловодство, растениеводство. Что касается второй – «семейной» – программы, то ее задачами являются строительство, реконструкция или модернизация, а также комплектация животноводческих ферм и создание сельскохозяйственных перерабатывающих, снабженческих и сбытовых потребительских кооперативов с участием КФХ для переработки и сбыта продуктов животноводства.
– То есть все предполагаемые программами гранты идут на развитие того или иного фермерского хозяйства. А как лю-ди могут узнать о подобных возможностях?
– Перед началом каждой программы мы даем объявление в газете «День республики». Также все материалы в подробностях размещены на сайтах Минсельхозов РФ и КЧР. Но лучше всего прийти к нам в отдел и «вживую» поговорить обо всем детально, чтобы каждый человек мог реально взвесить свои шансы на получение денег и наметить пути к достижению этого. Также по рекомендации первого вице-премьера Правительства КЧР Эльдара Байчорова при нашем министерстве открыт консультационный пункт, где ежедневно, с 9 утра и до 6 часов вечера, грамотные специалисты готовы не только ответить на все вопросы граждан, но и помочь им добрым советом. Конечно, бывает и «наплыв» посетителей, но я не помню такого, чтобы кто-то не смог попасть к нам на консультацию.
– Как вы полагаете, достаточно ли этой информации для того, чтобы человек мог вовремя все узнать, принять участие в программе и стать в итоге обладателем гранта на развитие своего хозяйства?
– Категорически утверждаю, что более чем достаточно. Мы действительно делаем все возможное для того, чтобы люди могли заранее все взвесить, принять решения и, не торопясь, подготовить необходимые документы, в чем мы максимально стараемся им помочь. И все обратные утверждения о том, что наша деятельность якобы недостаточно прозрачна, не более чем инсинуации тех, кто, рассчитывая на «халяву», получил отказ. На недавнем совещании в Прикубанском районе такое мнение прозвучало, но, учитывая масштабы проводимой нами работы, подобные обвинения не состоятельны. Государство помогает всем, кто реально хочет работать, а не спонсирует бездельников.
– Кто же может претендовать на получение грантов и каковы первые шаги в этом направлении?
– Для участия в программе необходимо, в первую очередь, подать заявку в наше министерство, а затем собрать необходимый пакет документов. У начинающих фермеров при этом должно быть сельскохозяйственное образование или несколько лет работы в личном подсобном хозяйстве, но в программе могут участвовать только те КФХ, которые зарегистрированы не более двух лет до начала участия. К тому же начинающему фермеру нужно иметь на расчетном счете собственных средств в размере не менее 10% от суммы запрашиваемого гранта. Когда срок подачи заявок прекращается, все они выносятся на рассмотрение компетентной комиссии, которая и решает, кто станет обладателем гранта.
– Одинакова ли сумма грантов для всех предполагаемых получателей?
– Нет, в каждом отдельном случае вопрос решается непосредственно комиссией с учетом пожелания самого фермера. Кому-то нужен миллион, а у кого-то не хватает двух-трех сотен тысяч рублей. Здесь тоже учитываются многие факторы, например, подготовленность фермера, его материальная база, но верхний потолок суммы гранта определяет только Правительство республики, и за эту черту хода уже нет.
– С какими проблемами чаще сталкиваются обе стороны в процессе рассмотрения заявления и каковы причины отказа в получении гранта?
– Во-первых, для подачи заявления выдается перечень документов, которые нужно собрать и представить в отдел для последующего рассмотрения их комиссией. Часто именно в процессе сбора документации бывают какие-то грубые ошибки или нарушения. В этом случае фермеры получают уведомление комиссии о возврате документов с обязательным объяснением причин отказа. Во-вторых, если в ходе собеседования выясняется, что, несмотря на все выполненные требования к документации, фермер весьма смутно представляет свою дальнейшую сельскохозяйственную деятельность, реально не взвесив все «за» и «против», такому претенденту тоже отказывают в получении гранта. Не скрою, есть и те, кто решил просто так, «на авось», получить энную сумму денег на какие-то личные нужды, не связанные с сельским хозяйством. Конечно же, в этих случаях людей тоже ждет вполне закономерный отказ в денежных средствах, которые выделяются для определенных, конкретно обозначенных целей.
– Каковы дальнейшие действия тех, кто доказал свое право на получение гранта? Контролируется ли в дальнейшем их деятельность?
– Соискатели грантов, которые убедительно доказали серьезность своих намерений, в итоге получают необходимую им на развитие сумму. После получения гранта фермерам в определенный срок необходимо отчитаться за целевое использование средств перед нашим министерством, регулярно платить налоги, а также в течение пяти лет не закрывать свое фермерское хозяйство. Все это нами обязательно контролируется. Если же деньги пошли не по назначению, а отчеты министерству не предоставляются, мы вправе обратиться в соответствующие органы с просьбой о взыскании выданных денежных средств.
– Случалось ли за время вашей деятельности, что деньги были потрачены фермером совсем на другие цели?
– К сожалению, бывало и такое, но в основном это были люди, которые просто не сумели рассчитать свои силы или столкнулись с непреодолимыми препятствиями в своей деятельности. Но таких случаев немного.
– Могут ли получившие грант фермеры участвовать еще в каких-либо программах?
– Фермер, получивший грант, имеет право пользоваться субсидиями, дотациями, кредитными или лизинговыми программами. Все это можно посмотреть на официальном сайте «Россельхозбанка».
– Как вы считаете, нужны ли нашему селу подобные программы?
– Я так скажу: за два года с помощью государства более двух сотен наших селян влились в ряды фермеров, стали успешно работать и развивать фермерское хозяйство, приобрели скот, технику. Семейные фермерские хозяйства тоже получили «зеленый свет» к дальнейшему развитию. С другой стороны, это ведь и пенсионные отчисления, налоги, рабочие места, ведь каждый получатель гранта обязуется создать не менее трех рабочих мест, то есть в нашем случае это минимум 600 рабочих мест. Разве это может быть плохо?

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях