Шанс все исправить

18 марта в 06:13
4 просмотра

На этой неделе свой профессиональный праздник отметили работники уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции Российской Федерации. Ровно 135 лет назад, 12 марта 1879 года, император Александр III издал указ о создании тюремного департамента, положивший начало единой государственной системе исполнения наказаний в России. Уже больше века служащие этой структуры стоят на страже законности и правопорядка, возвращая оступившихся, нарушивших закон граждан к нормальной, добропорядочной жизни в обществе.

На этой неделе свой профессиональный праздник отметили работники уголовно-исполнительной системы (УИС) Министерства юстиции Российской Федерации. Ровно 135 лет назад, 12 марта 1879 года, император Александр III издал указ о создании тюремного департамента, положивший начало единой государственной системе исполнения наказаний в России. Уже больше века служащие этой структуры стоят на страже законности и правопорядка, возвращая оступившихся, нарушивших закон граждан к нормальной, добропорядочной жизни в обществе.
Оступиться может каждый
В шестнадцать лет Руслан (имя изменено) вместе с подельником угнал автомобиль, за что молодые люди получили условные сроки – суд дал им шанс исправиться. Только воспользоваться им и, в отличие от своего товарища, встать, как принято говорить, на путь исправления у Руслана не вышло: мальчишка связался с плохой компанией и в скором времени вместе с новыми «друзьями» обворовал магазин. Дальнейшую его судьбу теперь решит суд.
Историю Руслана нельзя назвать типичной – случаи рецидива среди несовершеннолетних преступников в нашем регионе все-таки редки: дает знать о себе та профилактическая работа, которую проводят сотрудники уголовно-исполнительной инспекции (УИИ), одного из структурных подразделений УИС. К слову, по итогам 2013 года среди восьмидесяти регионов России уголовно-исполнительная инспекция ОФСИН России по КЧР заняла тринадцатое место. Показатель, которым, безусловно, можно гордиться.
Главная задача УИИ заключается в том, чтобы контролировать исполнение приговоров суда по различным статьям Уголовного кодекса, наказание по которым не предусматривает лишения свободы. Это: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные и обязательные работы, ограничение свободы. К деятельности инспекции отнесен и контроль за условно осужденными. Человеку, преступившему закон, идут навстречу, дают возможность остаться на свободе, но он должен регулярно отмечаться в инспекции, а в случае малейшего проступка рискует оказаться за решёткой.
Получившие условный срок, кстати, составляют большую часть (75 %) осужденных, оставленных на свободе. В основном, мужчины. Женская преступность, говорят в УИИ ОФСИН по КЧР, в последние годы снижается. Совершаемые преступления в основном связаны с незаконным приобретением, хранением и изготовлением наркотиков (ст. 228 УК РФ), на втором месте по «популярности» – кража. Далее – мошенничество.
Что же касается преступивших закон подростков, то в инспекции отмечают: таковых с каждым годом становится меньше. А из тех, кто все-таки пошел по «кривой» дорожке, большинство перевоспитываются. Инспектор филиала УИИ по г. Черкесску Аслан Дышеков говорит, что огромную роль в исправлении условно осужденных вообще, тем более несовершеннолетних, играет среда, в которой они продолжают вращаться. И самое главное – избавить подростка от дурной компании.
– Мы тесно сотрудничаем с инспекцией по делам несовершеннолетних, регулярно навещаем своих подопечных, помогаем устраиваться на учебу, работу, привлекаем к работе с ними психологов, – говорит Аслан Рауфович. – Оступиться может каждый. Наша же задача – направить человека на путь исправления.

Труд облагораживает
Алику (имя изменено) всего двадцать три, но в своей жизни он уже, как сам говорит, успел натворить дел: связался с наркотиками, был пойман, приговорен к году исправительных работ. Пять месяцев от положенного срока он уже отработал. «Знаете, нет худа без добра, неизвестно, где бы и кем я сейчас был, если бы не наказание. А так, – говорит парень, – и жизнь потихоньку налаживаться стала. Я свой выбор сделал: к тому, что было, не вернусь».
К исправительным работам могут приговорить за преступления небольшой и средней тяжести, например, кражи без причинения значительного ущерба. В 2013 году, говорит врио начальника УИИ ОФСИН России по КЧР Мудалиф Богатырев, к исправительным работам были осуждены 317 человек.
– Бывают случаи, когда осужденные готовы срок отсидеть, лишь бы не работать,- рассказывает Мудалиф Азретович. – Например, человек осужден за неуплату алиментов и, чтобы бывшей супруге не досталось ни рубля, садится за решетку. Но ему все равно придется возвращать свой долг. И все-таки среди наших подучетных больше тех, кто становится на правильный путь.
Место прохождения исправительных работ подыскивает уголовно-исполнительная инспекция – чаще всего осужденные безработные трудятся дворниками, сборщиками мебели, сторожами. Другое дело – работы обязательные, которые заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Осуждены к обязательным работам в прошлом году 76 человек.
Всего в 2013 году на учете в уголовно-исполнительной инспекции ОФСИН по КЧР состояло более трех тысяч человек. Вообще, говорит Мудалиф Богатырев, за последние годы наметилась четкая тенденция увеличения числа осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Количество приговоров, вынесенных судами и направляемых для исполнения в УИИ, превышает 78 % от общего числа приговоров. Численность осужденных к наказаниям без лишения свободы будет увеличиваться и дальше, на что указывает Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
– Предусмотрено решение следующих вопросов: введение в законодательство ряда новых альтернативных наказаний; назначение наказаний, не связанных с лишением свободы, за все преступления небольшой и средней тяжести; реформа исправительных учреждений, их переоборудование и приведение в соответствие с требованиями общепринятых международных стандартов и, наконец, передача под контроль инспекций лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, – поясняет Мудалиф Азретович.
Сегодня в компетенцию уголовно-исполнительных инспекций также переданы полномочия по осуществлению контроля за осужденными, которым предоставлена отсрочка отбывания назначенного наказания на период лечения от наркомании и прохождения медико-социальной реабилитации; за осужденными, имеющими малолетних детей, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста; и за подозреваемыми, обвиняемыми, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста.

Под «маячком»
Согласно приговору суда, Элина (имя изменено) отбывает наказание в виде ограничения свободы. Ей запрещено покидать пределы города, посещать места массового скопления людей и развлекательные заведения. К осужденной применено электронное средство надзора, или, как говорят в народе, браслет. Он изготовлен из прочного материала, полностью герметичен и защищен от влаги. Носит его девушка на ноге круглые сутки, для окружающих он не заметен. Браслет позволяет отслеживать ее перемещение по городу.
Данные средства слежения начали широко применять с 2010 года, в республике таковые носят чуть больше ста человек, в основном, это приговоренные к ограничению свободы.
– С 2013 года электронные средства надзора стали применять к тем, кому избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Таким образом отпала необходимость выставлять караул у квартиры подозреваемого, а попытки снять или повредить браслет будут обязательно зафиксированы аппаратурой слежения, – рассказывает Мудалиф Богатырев. – За нашими подучетными мы ведем наблюдение круглыми сутками, контролируя соблюдение ими установленных судом ограничений.
Сегодня под домашним арестом находится около тридцати человек.
Не исключено, что в будущем наказания в виде ограничения свободы будут применяться судами чаще.

 

Мария ОЛЕФИРЕНКО.

Мария ОЛЕФИРЕНКО
Поделиться
в соцсетях