Талант незаконченной красоты

28 марта в 05:45
1 просмотр

Как-то знаток народной жизни и характерных черт представителей аулов Большого Карачая, 100-летний Сеит-Ахмат Эбзеев, когда речь зашла о жителях Нижней Теберды, отметил: «Нижнетебердинцы быстры в речи, движениях, любят прямолинейность, очень сплочённы, быстро злятся, но и быстро успокаиваются. Они любят образование, обожают искусство, а ещё они – признанные шутники и острословы»… Не берусь судить о точности данной характеристики, но, наверное, неслучайно именно в Нижней Теберде в далёком 1928 году был создан первый в Карачае народный театр, имеющий богатую историю, устойчивые традиции, достойных продолжателей.
Тамара Кипкеева, режиссёр и художественный руководитель, она же сценарист Нижнетебердинского народного театра «Тюбешиу» («Встреча»), несомненно, была уникальным явлением в сценическом искусстве нашей республики.
Как-то знаток народной жизни и характерных черт представителей аулов Большого Карачая, 100-летний Сеит-Ахмат Эбзеев, когда речь зашла о жителях Нижней Теберды, отметил: «Нижнетебердинцы быстры в речи, движениях, любят прямолинейность, очень сплочённы, быстро злятся, но и быстро успокаиваются. Они любят образование, обожают искусство, а ещё они – признанные шутники и острословы»… Не берусь судить о точности данной характеристики, но, наверное, неслучайно именно в Нижней Теберде в далёком 1928 году был создан первый в Карачае народный театр, имеющий богатую историю, устойчивые традиции, достойных продолжателей.
Тамара Кипкеева, режиссёр и художественный руководитель, она же сценарист Нижнетебердинского народного театра «Тюбешиу» («Встреча»), несомненно, была уникальным явлением в сценическом искусстве нашей республики. Она возглавляла театр свыше четверти века, без остатка отдавая все душевные и физические силы своему детищу, уверенно ведя его к новым творческим победам. В конце марта ей исполнилось бы 60 лет, и, как знать, какими ещё сценическими находками она бы порадовала своих зрителей, если бы судьба продлила годы её земного срока… Тамара тихо угасла, подтачиваемая коварной болезнью, 9 мая 2011 года, и, несмотря на ликующий день, духоподъёмные марши, звучащие всюду из динамиков, почитатели её таланта, многочисленные друзья посчитали долгом, отодвинув в сторону праздничные эмоции, достойно проводить её в последний путь. И сегодня, даже спустя 3 года, всё ещё не верится, что уже нет на свете этого лучезарного человека – она ведь очень любила жизнь и не успокаивалась, пока не находила воплощения своих идей на сцене. Её богатый внутренний мир вмещал в себя прежде всего любовь к родной земле, её истории, людям, которым она служила мерою своего таланта. А без театра просто не мыслила жизни.
Мемориальная доска в память о Тамаре Кипкеевой на стене Нижнетебердинского СДК – красноречивое подтверждение её преданности театру, где она работала почти на излёте своих сил. Самое ценное, что было в постановках Кипкеевой, – в лучших из них угадывалось стремление, как говорил Вергилий, «познавать причины вещей», и поэтому этнография превращалась в историю, а психология в человековедение. «Я отменила главного героя!» – шутила она. Потому как в её трактовке главными героями были общечеловеческие ценности: доброта, дружба, терпение. Всё это окрашивалось мягкой иронией или, наоборот, гротеском, истинно горским темпераментом и благородством, озарено внутренней свободой и красотой. А на этом фоне их антиподы: зло, предательство, нетерпимость представлялись досадными нелепостями. Спектакли театра всегда с нетерпением ждали зрители, и не только в родном ауле.
С лёгкой руки Тамары самодеятельная труппа проторила дорогу в Москву, в известный в нулевые годы всем карачаевцам «Горский дом», где благодарная диаспора, скучающая по малой родине, неповторимому фольклору, как губка впитывала всё, что звучало в исполнении актёров из Нижней Теберды. Они показали два спектакля – драму «История любви» и комедию «Возлюбленная отца» Б. Аппаева. Зал всегда был переполнен, зрители не хотели отпускать актёров со сцены, праздник души состоялся.
Театр в Нижней Теберде был основан школьным учителем Магомедом Блимготовым, который сам писал сценарии спектаклей. Первый спектакль «Хасан и Назифа» на областном смотре имел большой успех. В разные годы театром руководили представители интеллигенции аула, и даже в суровые годы депортации на чужбине он не потерял себя, не растворился в бездне безысходности народа-изгнанника. В 1949 году спектакль «Тюбешиу» по сценарию жительницы Нижней Теберды Раисы Кущетеровой был показан в городе Фрунзе (ныне Бишкек) на фестивале народного творчества Киргизии, и это было поистине гражданским подвигом – публично заявить о своём народе и своём искусстве в тяжёлое время изгнания.
С 1962 года по 1986 год руководство театром взяла на себя директор Нижнетебердинского СДК Соня Кущетерова, мама Тамары Кипкеевой. За эти годы репертуар театра значительно пополнился новыми авторами и названиями пьес, а в 1965 году ему было присвоено звание народного, и он по сей день регулярно его подтверждает.
Со школьной скамьи рядом с матерью была дочь Тамара – помогала пришивать пуговицы к костюмам, переписывала роли для актёров, словом, всегда на подхвате. Поэтому когда выпускница режиссёрского факультета Краснодарского института культуры в народном театре заменила мать, в ауле это восприняли как данность. Рядом с Тамарой были такие же влюблённые в театр земляки – её замечательная труппа в лице Артура Семёнова, Казбека Чотчаева (он был удостоен специального приза за лучшую … женскую роль, профессионально воплощая образы умудрённых опытом сельских матрон с их искрящимся юмором, обострённым чувством справедливости, той праведностью, на которой держится глубинка, – к сожалению, талантливый актёр уже ушёл из жизни), Розы Мыркаковой, Фатимы Койчуевой, Алибека Болатова. Наверное, секрет долголетия этого театра прежде всего, – в бескорыстном служении сцене, сплочённости, самозабвенном, почти безвозмездном труде. «Если в мире киноискусства существуют малобюджетные фильмы, то наш театр можно назвать безбюджетным», – с присущим ей юмором, помнится, как-то обмолвилась Тамара. Эта фраза особенно запала мне в душу – так и вижу её, обновляющую старое сценическое платье какими-то оборками и мишурой перед очередным спектаклем, которое потом со сцены смотрелось вполне достойно и даже щеголевато. Почти весь репертуар театра она писала сама, воплощая в канву сюжета собственное видение исторических фактов и событий, образов героев. К примеру, когда она писала сценарии спектакля о Герое Советского Союза Османе Касаеве и его партизанской деятельности в лесах Белоруссии, она не только изучила всю документальную прозу о его подвигах, но и неоднократно встречалась с аксакалами из Хурзука, собирая по крупицам воспоминания о славном земляке. Театр Тамара по праву считала своей семьёй, духовным завещанием предыдущих поколений актёров.
Сегодня Нижнетебердинский народный театр возглавляет один из ведущих актёров Артур Семёнов. Эстафета театра, безусловно, в надёжных руках. В конце марта коллектив собирается показать новый спектакль, посвящённый 60-летию со дня рождения Тамары Кипкеевой.

Фото из архива Нижнетебердинского

народного театра.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях