«Я много видел, чувствовал и пережил…»

1 апреля в 05:39
80 просмотров

31 марта исполняется 150 лет со дня рождения основоположника карачаевской литературы, журналиста, публициста, художника Ислама Крымшамхалова. И как не вспомнить этого удивительного человека?
Я всего-навсего школьница, учусь в 10-м классе средней школы № 5 г. Карачаевска, которая носит славное имя генерала Солтана Магомедова. Недавно была в Теберде и посетила музей Ислама Крымшамхалова.
Легендарное имя, печальная судьба, жизнь, оборвавшаяся в расцвете лет и сил…
Он родился в ауле Карт-Джурт. Назвали Исламом в честь деда, верховного князя Карачая. Не смогу не упомянуть и прадеда, также Ислама Крымшамхалова. Он был олием – верховным князем в период присоединения Карачая к России. Известен тем, что в 1828 году остановил кровопролитное сражение у аула Хасаука между войсками генерала Эммануэля и карачаевцами, защищавшими свою независимость. Князь принял тогда верное решение: прекратить сражение, принести клятву на верность российскому престолу и тем самым спасти народ от истребления.

Ислам Крымшамхалов рано покинул Карт-Джурт. В связи с болезнью матери он перебрался в Баксан к своему дяде Исмаилу Урусбиеву, видному богослову, полиглоту и знатоку фольклора. Вскоре умерла мать Ислама, и он полностью остался под опекой дяди.

31 марта исполняется 150 лет со дня рождения основоположника карачаевской литературы, журналиста, публициста, художника Ислама Крымшамхалова. И как не вспомнить этого удивительного человека?
Я всего-навсего школьница, учусь в 10-м классе средней школы № 5 г. Карачаевска, которая носит славное имя генерала Солтана Магомедова. Недавно была в Теберде и посетила музей Ислама Крымшамхалова.
Легендарное имя, печальная судьба, жизнь, оборвавшаяся в расцвете лет и сил…
Он родился в ауле Карт-Джурт. Назвали Исламом в честь деда, верховного князя Карачая. Не смогу не упомянуть и прадеда, также Ислама Крымшамхалова. Он был олием – верховным князем в период присоединения Карачая к России. Известен тем, что в 1828 году остановил кровопролитное сражение у аула Хасаука между войсками генерала Эммануэля и карачаевцами, защищавшими свою независимость. Князь принял тогда верное решение: прекратить сражение, принести клятву на верность российскому престолу и тем самым спасти народ от истребления.

Ислам Крымшамхалов рано покинул Карт-Джурт. В связи с болезнью матери он перебрался в Баксан к своему дяде Исмаилу Урусбиеву, видному богослову, полиглоту и знатоку фольклора. Вскоре умерла мать Ислама, и он полностью остался под опекой дяди. Частыми гостями в доме Урусбиевых были академик Миллер, композиторы Танаев и Балакирев, всемирно известный альпинист Дуглас Френфиолд. Однажды в гости к Исмаилу приехали трое мужчин с какими-то странными деревянными треногами и большими коробками. Треноги оказались мольбертами, а коробки – палитрами с кистями. Работа живописцев изумила Ислама, он не отходил от мольбертов часами. Увлеченному мальчишке художники подарили краски, сразу же разглядев его способности к живописи.
В 1877 году тринадцатилетний Ислам поступил в Ставропольскую мужскую гимназию, где познакомился с Костой Хетагуровым. Вначале их сблизила общность интересов – живопись и поэзия, но общий итог их жизней выявил иную, более глубинную общность – оба стали для своих народов основоположниками и символами просвещения, оба познали жестокость судьбы…
…Узнав о смерти отца, Ислам решает вернуться в Карачай, в родовое карт-джурское поместье. Сохранившиеся альбомы тех лет заполнены зарисовками – пасущиеся отары овец, лица чабанов, горные пейзажи. В то время в Карачае были обнаружены залежи свинцовых и серебряных руд, работы по строительству рудника шли медленно, но это пошло на пользу Исламу. Ему уже исполнилось семнадцать, и он тут же увлекся горным делом. Но вот вопрос… Крымшамхаловы были потомственными военными, и их сыновья обязаны были нести службу при царском дворе, в конвое Его Императорского Величества. Ислам не тяготел к военной службе. Но Петербург покорил его, взял в полон Эрмитаж, где он познакомился со многими известными людьми, в том числе с художником Николаем Ярошенко. Вскоре они стали друзьями. В 1885 году, чтобы быть ближе к Исламу, Николай переселился в Кисловодск, где его усадьба стала своеобразным домом творчества для многих представителей прогрессивной интеллигенции России и Северного Кавказа. В гостях у Ярошенко бывали поэты, композиторы, художники: Ф. Шаляпин, Л. Собинов, С. Рахманинов, С. Танеев, И. Репин, А. Куинджи, Г. Успенский, И. Павлов, Д. Менделеев и многие другие. Я не случайно упомянула слово «прогрессивной»… Первая исследовательница творчества Ислама Крымшамхалова Е. Польская отметила, что «в 1905 году в студенческой аудитории Москвы он гневно выступил против царского самодержавия в отношении к народам Кавказа».
Учась в художественной школе Москвы, беспрерывно работая, Ислам пытался открыть персональные выставки. Но северный климат не подходил южанину – появились первые признаки туберкулеза – неподдающейся тогда лечению болезни. Крымшамхалов был вынужден вернуться на родину, где работал конторским служащим на свинцово-серебряном руднике «Эльбрус», много сил отдал освоению природных ресурсов горного края, созданию первых промышленных предприятий, занимался вопросами охраны лесных богатств, наделом земли крестьян…и неустанно занимался общественной деятельностью. Так, например, он много лет избирался доверенным Карачаевского общества при администрации Кубанской власти.
Ислам Крымшамхалов – основатель курорта Теберда. Он первый построил в этих благодатных местах дачу, чем привлек внимание общественности к освоению этого по всем параметрам уникального места для организации климатического курорта. О том, как он любил природу, говорить не приходится. Старики до сих пор вспоминают его слова: «На-ше богатство – горы, леса, реки, ледники, дикие звери…»
В 1895 году Крымшамхалов обратился в Кубанское областное управление государственных имуществ с просьбой о выделении ему участка земли для устройства молочного производства. «Для того, чтобы «приохотить карачаевцев к разведению молочной породы, нужно ознакомить их, что молоко – ценный продукт, что сделать я имею в виду», – писал И. Крымшамхалов в своем прошении. Для того, чтобы лучше ознакомиться с молочным хозяйством в районах Российской империи, Ислам посетил отдел молочного хозяйства и скотоводства на Нижегородской выставке, образцовые фермы А. Герна в Смоленской губернии, молочные школы Верещагина в с. Едиминовка Тверской губернии, и др. Крымшамхалов был хорошо знаком с практическими приемами молочного производства, варил сыр в небольшом количестве, готовил разных сортов масла, один год нанимал сыровара из школы Верещагина – С.Морозова», – пишет Р. Тебуев в статье «Первые сыроваренные заводы Карачаево-Черкесии».
Однако все просьбы Ислама Крымшамхалова были отвергнуты во всех инстанциях царской администрации. Ему также было отказано в выделении участка земли в аренду для устройства школы молочного хозяйства под предлогом, что он преследует «личные выгоды»…
Период жизни в Теберде (1844-1910 гг.) был наиболее плодотворным в деятельности Крымшамхалова. Дом Ислама в Теберде стал своеобразным культурным центром Карачая. Здесь подолгу проживали его друзья и коллеги Н. Ярошенко, К. Хетагуров, гостили знаменитый геолог профессор И. Мушкетов, инженер Кондратьев, композитор Алябьев, артист Купринников, дагестанский революционер Махай Дахадаев и другие… Универсальность и цельность натуры Крымшамхалова способствовали объединению вокруг него целой группы горской интеллигенции. Всегда были рядом Тохтар Биджиев, Ильяс Байрамуков, Иммолат Хубиев, Хызыр Халилов, Бекир Чеккуев…
Ислам Крымшамхалов вместе с другими прогрессивными общественными деятелями способствовал открытию в Карачае светских школ, введению преподавания в них русского и родного языков. В 1908-1910 годах он составил азбуку карачаевского языка на основе латинского алфавита, став, по существу, одним из зачинателей карачаевской письменной литературы.
Он хорошо знал традиции, обычаи, нравы Кавказа, прекрасно владел словом. Его перу принадлежат стихотворения «Оживляя холодные камни», «На берегу моря», «Сон», отличающиеся глубоким содержанием, живостью речи, тончайшей выразительностью и отточенной формой стиха. По воспоминаниям современников, у него была и повесть на родном языке «Там и здесь», в которой рассказывалось о роскошном образе жизни светского общества Петербурга и параллельно описывалось положение бедных горцев родного края. К сожалению, рукопись не сохранилась…
Ислам был знатоком Корана, отлично читал по-арабски, переводил на родной язык стихи Пушкина и басни Ивана Крылова. Басня «Волк и Кот» – образец переводческого мастерства. Горский поэт был большим поклонником творчества своего великого современника Льва Толстого.
Но все же особенно ярко проявилось дарование Ислама в изобразительном искусстве. В своих дневниках он пишет: «Живопись – великая сила! Это такая радость! Я знаю настоящую живопись. Я много видел, чувствовал и пережил. Я знаю теперь, как надо работать…»
Память об Исламе Крымшамхалове жива в народе. Вот и я попыталась понять человека, помыслы и поступки которого вобрали в себя емкое понятие – достойный сын Карачая.
Невозможно рассказать о том, чего не знаешь сам. Но для меня духовный посредник во всех моих начинаниях, исканиях моя любимая учительница Зухра Хаджимурзаевна Хачирова. Огромная ей благодарность за то, что подходит к нашему воспитанию на примере таких легендарных людей, как Ислам Крымшамхалов.

М. ИСАЕВА.

Поделиться
в соцсетях