Отказывайтесь от заблуждений

15 апреля в 04:54
6 просмотров

«Вижу, с каким трудом народ отказывается от многолетних заблуждений. Какое-то время после запрета на раздачу кульков на поминках часть жителей республики действительно следовала велению имамов. Прошло несколько лет, и мы вновь стали его нарушать. С каждым годом кульки становятся все тяжелее, поминки – затратнее. При этом многие знают, что зачастую мы совершаем обряды, которых нет в мусульманской традиции. Словом, мы вновь нуждаемся в наставлениях.

А. БИДЖИЕВА, г. Черкесск.»

Недавно состоялось собрание духовенства и общественности Карачаево-Черкесии, и по его итогам была принята резолюция, в которой, помимо всего прочего, содержалось четкое, подробное описание того, как следует проводить поминальные обряды. Приводим эту часть текста.
«Вижу, с каким трудом народ отказывается от многолетних заблуждений. Какое-то время после запрета на раздачу кульков на поминках часть жителей республики действительно следовала велению имамов. Прошло несколько лет, и мы вновь стали его нарушать. С каждым годом кульки становятся все тяжелее, поминки – затратнее. При этом многие знают, что зачастую мы совершаем обряды, которых нет в мусульманской традиции. Словом, мы вновь нуждаемся в наставлениях.

А. БИДЖИЕВА, г. Черкесск.»

Недавно состоялось собрание духовенства и общественности Карачаево-Черкесии, и по его итогам была принята резолюция, в которой, помимо всего прочего, содержалось четкое, подробное описание того, как следует проводить поминальные обряды. Приводим эту часть текста.

«Правильное выполнение похоронно-поминальных обрядов несет несомненную пользу душе усопшего, а живущим – мир и успокоение. Излишества же приводят к разладу и склокам в обществе. Напоминаем, что муфтием была выпущена специальная фетва, в которой, в соответствии со священным Кораном и сунной пророка (да будет Ему мир и благословение Аллаха), определен порядок совершения некяха, похорон и поминок. Фетва является обязательной к исполнению для всех мусульман. Нарушение этого порядка является большим грехом перед Всевышним и недопустимо для добропорядочного мусульманина.
О маулиде. Маулид является восхвалением Пророка Мухаммада (С.А.С.). Ученые создали маулид, который мусульмане читают в месяц рождения пророка (С.А.С.), при завершении строительства дома и других радостных событиях в жизни. Маулид можно читать и на поминках, если родственники покойного настаивают на этом. По шариату на поминках следует читать Коран и делать зикр.
О похоронно-поминальных обрядах. Согласно шариату обязательным при проведении похорон является только джаназы-намаз. При совершении его имам-хатыб должен приглашать присутствующих мусульман к участию в богослужении, а не требовать этого от них, помня, что в религии нет принуждения. Аллах говорит нам: «Кто приближается ко Мне на ладонь, к тому Я приближаюсь на локоть, кто ко мне идет шагом, к тому Я спешу бегом».
Имам-хатыб не должен мыть тело покойного. Это делают родственники, а имам-хатыб руководит омовением. Но он может произвести омовение по просьбе родных покойного, если среди них нет мужчин, способных на это.
При похоронах покойного его родные могут плакать, но тихо. Нельзя при этом громко кричать и причитать. Но лучше, если они проявят терпение и смерть покойного воспримут достойно и молча.
Совершение церемонии обряда джаназы-намаз можно проводить по мусульманину, умершему без явных признаков неверия. Покойного мужчину заворачивют в три слоя белого хлопчатобумажного кафына, женщину – в пять слоев, и не более.
Деур предписываем не совершать и деньги-садакъа на тело покойного не класть.
Совершение хатм-Корана перед выносом покойного решается имам-хатыбом по согласию с читчиками и учетом имеющихся возможностей.
Перед совершением джаназы имам-хатыб или его заместитель обязаны разъяснять всем присутствующим правила выполнения обряда намаз. Если позволяет время, следует читать суру «Ясин».
После похорон имам-хатыб или его заместитель обязаны разъяснить родственникам и всем присутствующим порядок проведения поминок в соответствии с нормами шариата.
Поминальные обряды, согласно шариату, являются рекомендуемыми, а не обязательными. Совершение отдельными мусульманами дорогостоящих, расточительных поминок, непосильных для многих мусульман, является большим грехом.
В течений трех дней после похорон во дворе покойного готовить пищу нежелательно. Семью покойного и остающихся на ночь гостей кормят соседи. Если они не делают этого богоугодного дела, разрешается готовить еду в семье родственников покойного. Соседям и пришедшим на соболезнования людям принимать пищу запрещено. Жертвоприношение при этом запрещается.
Покупать крупный рогатый скот для проведения поминок нельзя.
Ходить в течение трех дней после похорон утром на кладбище, к могиле, не стоит, чтение Корана следует проводить в мечети. На третий день собираться в доме покойного для чтения маулида, как это делается, не нужно. Все действия в течение трех дней проводятся в мечети.
С 3-го дня и до 52-го в один из пятничных вечеров можно провести поминки, согласовав с имамом количество приглашенных. Здесь разрешается резать одного барана, а покупать сладости и тратиться на ненужное запрещено.
На вторых поминках по истечении 52 дней в любой удобный для семьи день (не обязательно именно на 52-ой) пригласите имама вместе с читчиками. На второй маулид разрешается резать двух барашек, на годовщину столько же. Никаких кульков, подарков не готовить. Раздача одежды покойного и сумок также запрещена. Имам не будет проводить поминки в том доме, где эти правила нарушат.
Совершением похоронно-поминальных обрядов должен руководить имам-хатыб религиозного общества данного населенного пункта либо его заместитель. Имам-хатыб из другого села проводить богослужения и обряды без разрешения муфтия или местного имам-хатыба не имеет права.
Камень на могиле мусульманина должен быть небольшим и без портрета.
Несоблюдение данного порядка, соответствующего нормам шариата, имам-хатыбом или его заместителем влечет за собой рассмотрение случая муфтием Духовного управления мусульман КЧР и наказание вплоть до отстранения от должности. Также имам-хатыб и его заместитель не должны участвовать в проведении обрядов и богослужений, если мусульмане не выполняют вышеперечисленных предписаний».

Подготовила

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях