Добрый след на земле

6 мая в 06:19
27 просмотров

Помнится, после 14-летней разлуки с родной землей наша семья первым эшелоном, в мае 1957 года, возвращалась домой. Как только мы въехали в наш аул Верхняя Теберда, моя мать Сандже Якубовна, собрав нас, детей, вокруг себя, сказала:
– Слава аллаху, дети мои, вы уцелели. Живы наша природа и наш аул. Как только войдем в нашу саклю, тут же пойдем на могилы дедушки Якуба и верного друга вашего отца Адея Тамбиева.
Но, к сожалению, не оказалось ни сакли, ни двора, ни могил дорогих людей. Жившие в этом ауле грузины могилы перепахали, а многие дома были разрушены.
По рассказу матери мы давно знали, кто такой мудрый учитель Адей Тамбиев и что значили он и его семья для нас.

Помнится, после 14-летней разлуки с родной землей наша семья первым эшелоном, в мае 1957 года, возвращалась домой. Как только мы въехали в наш аул Верхняя Теберда, моя мать Сандже Якубовна, собрав нас, детей, вокруг себя, сказала:
– Слава аллаху, дети мои, вы уцелели. Живы наша природа и наш аул. Как только войдем в нашу саклю, тут же пойдем на могилы дедушки Якуба и верного друга вашего отца Адея Тамбиева.
Но, к сожалению, не оказалось ни сакли, ни двора, ни могил дорогих людей. Жившие в этом ауле грузины могилы перепахали, а многие дома были разрушены.
По рассказу матери мы давно знали, кто такой мудрый учитель Адей Тамбиев и что значили он и его семья для нас.

…В трудные для страны годы жил Адей Тамбиев. Ему было всего несколько лет, когда семья Тенгиза Тамбиева переехала из Учкулана в Тебердинское ущелье, в аул Верхняя Теберда. Здесь Тенгиз обосновался, построил саклю, а позже добротный деревянный дом для многодетной семьи. В 1905 году Адей поступил в первый класс начальной школы. После ее окончания он работал учителем карачаевского языка и родной литературы в этой же школе. Адею было 19 лет, когда установилась советская власть. В 1922 году его назначают заместителем председателя ревкомиссии, затем – председателем земельной комиссии. В 1924 году он становится председателем аулсовета. А через год, оценив его организаторские способности, власти направили молодого специалиста уполномоченным по делам переселенцев в село Хасаут-Греческое. И вскоре там же он был назначен заместителем председателя сельсовета. В последующие годы (1927 – 1932) Адей Тенгизович возвратился к своей любимой учительской работе и преподавал родной язык и литературу в Хасаут-Греческой, Эльтаркачской и Верхне-Тебердинской школах. Одновременно успешно окончил шестимесячные курсы повышения квалификации учителей в г. Орджоникидзе. В 1939 году он становится завучем родной школы, а через полгода – её директором. Постоянное стремление повысить свое образование и усовершенствовать квалификацию привели Тамбиева на заочное отделение литературного факультета Орджоникидзевского горного института.
По общему мнению аксакалов – аульчан, которые хорошо знали и глубоко уважали род Тамбиевых, Адей Тенгизович был грамотным, мудрым человеком высокой культуры, чтил и уважал старших, с любовью относился к младшим, помогал нуждающимся, уделял большое внимание обучению и воспитанию подрастающего поколения и вел большую наставническую работу среди молодежи аула. По воспоминаниям моих старших братьев Муссы и Харуна, сельский учитель был на редкость добрым, чутким к людям и всегда очень внимательным к детям. Мои братья вспоминали такой случай.
– Мы, озорные и темпераментные аульские мальчишки, играли во дворе и, размахивая кнутами, со всей силы били ими о землю. Увидев это, учитель сказал нам, что землю обижать нельзя. Она нас поит и кормит.
Под стать этому незаурядному человеку была и его супруга Сапият. Умная, красивая, мягкосердечная горянка свою доброту и душевность сполна отдавала семье, детям. Говорят ещё, что она славилась непревзойденным красноречием, знала много частушек (ийнарла,) и народных сказок. Супруги Адей и Сапият в полном взаимопонимании и любви вырастили девятерых детей. И не удивительно, что Тамбиевы – младшие получили соответствующее образование, востребованные специальности, все, как один, стали на редкость порядочными, трудолюбивыми людьми и нашли своё место в жизни.
Но судьба не баловала детей Тамбиевых. Жизнь семьи складывалась нелегко. Незадолго до насильственного выселения карачаевцев из родных мест, после продолжительной болезни, в октябре 1943 года умер глава семьи Адей Тенгизович. Ушел из жизни мудрый учитель, которого в ауле многие беспрекословно слушались не из-за страха, а из уважения к нему. И вместе со своим народом семья испытает лишения и унижения в далёких чужих краях. Чтобы спасти детей от голода, холода и болезней, от зари до зари неустанно будет трудиться их мать Сапият.
Аллах великодушен и милосерден, семья Адея Тамбиева, как и другие выжившие карачаевские семьи, все же благополучно вернулась на историческую родину – в горный Карачай. Время идет, уходят года… Сыновья и дочери четы Тамбиевых повзрослели, возмужали, создали свои семьи. Пошли внуки, внучки, правнуки и праправнуки… Многие из детей Адея и Сапият пошли по стопам отца-учителя и стали прекрасными педагогами. Это Супият, Кализа, Бэла (Биля), Бетал, Лиза и Баладжан. Так, Бэла Адеевна Тамбиева после окончания с отличием средней школы и вуза работает около 40 лет в системе образования. Она успешно училась в аспирантуре МГУ им. Ломоносова и в 1975 году блестяще защитила кандидатскую диссертацию. Является доцентом кафедры политологии и истории СКГГТА и заслуженно пользуется большим авторитетом у профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов этого учебного заведения. Ею написано свыше 60 научных, научно-методических работ и учебных пособий. За заслуги в области образования, науки и высокий профессионализм Бэле (Биле) Адеевне присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Мне очень грустно оттого, что несколько лет тому назад не стало на свете мудрого и опытного педагога, глубоко верующего в Бога, моего талантливого молочного брата Бетала Адеевича Тамбиева. Мы в одно время учились в Карачаево-Черкесском государственном педагогическом институте, правда, когда я поступил на филфак, он уже был старшекурсником на физмате. Бетал, как старший брат, был ко мне очень требователен и в то же время относился с большой теплотой, всегда давал добрые советы. После окончания вуза с красным дипломом Бетал многие годы преподавал математику, а затем был еще и директором в Верхне-Тебердинской средней школе и внёс заметный вклад в её развитие. Школьники любили его за удивительную доброту, человечность и преданность своей профессии. Бетал Адеевич, как и его отец, был честным, прямолинейным человеком и полностью посвятил себя служению землякам. Вместе со своей замечательной супругой Заремой они вырастили достойных детей.
Сегодня продолжение Адея и Сапият Тамбиевых – это их сыновья, дочери, внуки, правнуки, праправнуки (всего 139! человек). А еще эти люди оставили добрый, светлый след на земле и будут долго жить в памяти благодарных земляков.

А. АКБАЕВ,
член Союза журналистов России,

кандидат юридических наук.

Поделиться
в соцсетях