Русский язык как средство межнационального общения

26 мая в 06:02
 просмотров

Под председательством Главы Карачаево-Черкесской Республики Рашида Темрезова прошло совещание, посвященное совершенствованию преподавания русского языка в образовательных организациях республики. В совещании приняли участие председатель Народного Собрания (Парламента) КЧР Александр Иванов, заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр образования и науки КЧР Мурадин Мамбетов, мэр г. Черкесска Руслан Тамбиев, руководители и преподаватели средних и профессиональных образовательных учреждений республики.
Открывая совещание, Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов отметил актуальность рассматриваемой темы.

Под председательством Главы Карачаево-Черкесской Республики Рашида Темрезова прошло совещание, посвященное совершенствованию преподавания русского языка в образовательных организациях республики. В совещании приняли участие председатель Народного Собрания (Парламента) КЧР Александр Иванов, заместитель председателя Правительства КЧР Мурат Озов, министр образования и науки КЧР Мурадин Мамбетов, мэр г. Черкесска Руслан Тамбиев, руководители и преподаватели средних и профессиональных образовательных учреждений республики.
Открывая совещание, Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов отметил актуальность рассматриваемой темы.
«Русский язык является фундаментальной составляющей как в образовательном процессе, так и во взаимоотношениях в такой многонациональной и поликультурной республике, как Карачаево-Черкесия», – сказал Рашид Темрезов и призвал участников совещания высказать свои предложения по совершенствованию преподавания русского языка в школах, средних и высших учебных заведениях, а также по вопросам повышения квалификации педагогов-русоведов.

Участники совещания выступили с докладами по темам: современные аспекты преподавания русского языка в общеобразовательных организациях; совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций; подготовка учителей русского языка для общеобразовательных организаций республики; подготовка учителей начальной школы; совершенствование преподавания русского языка в технических вузах.
Директор муниципального казённого образовательного учреждения «Лицей
№ 1 г. Усть-Джегута», учитель русского языка и литературы, почётный работник общего образования РФ, заслуженный учитель КЧР Татьяна Черняева заметила, что «русский язык занимает в ряду школьных дисциплин особое место, ведь знание русского языка имеет социальную значимость, поскольку способствует реализации личностных, культурных, профессиональных связей». Докладчик отметила, что преподавание русского языка имеет в стране, и в республике в частности, богатую традицию и признанные достижения. Вместе с тем, по ее словам, сейчас складываются тревожные тенденции, влияющие на качество преподавания русского языка. Одной из них Татьяна Черняева назвала сокращение уроков русского языка.
«Например, в 1990 году в базисном учебном плане обучения учащихся 5 класса было 8 часов русского языка. Сейчас 5 часов. То же самое прослеживается и в последующих классах. Конечно, такое сокращение не могло не сказаться на качестве усвоения материала учащимися. Если говорить о стандартах 2004 года и стандартах второго поколения, то здесь разница незначительная. Образовательные учреждения пытаются компенсировать сокращение часов в учебном плане за счет часов из части, формируемой участниками образовательного процесса», – сказала Черняева.
В продолжение темы отличник народного образования СССР, заслуженный учитель РФ, народный учитель КЧР Адамей Хапаев сказал, что учащиеся должны познать все богатство русского языка, метафоричность, образность и выразительные средства посредством изучения русской литературы. Он согласился с предыдущим докладчиком, что сокращение часов преподавания русского языка и литературы негативно сказывается на освоении учащимися материала. Кроме того, отрицательно влияет на учебный процесс отсутствие контроля за качеством преподавания как на республиканском, так и на муниципальном уровнях.
«Нами сделан вывод, что ядром профессионального направления обучения студентов педагогического колледжа русскому языку и культуре речи является непрерывная и развивающая система, в реализации которой должны принимать участие не только преподаватели русского языка, но и преподаватели дисциплин всех циклов учебного плана колледжа – от физвоспитания до информатики. Думаю, что изучение русского языка в регионе, где для большей части детей он является вторым языком, надо начинать с дошкольных учреждений, с семьи», – сказал директор Карачаево-Черкесского педагогического колледжа Игорь Михайлов.
Он также обратил внимание присутствующих на проблему наглядности преподаваемых дисциплин. «Это касается всех предметов без исключения, в том числе и русского языка: таблицы, схемы, рисунки, а в ряде случаев и программное обеспечение устарели и морально, и физически. Необходимо централизованно обеспечить образовательные организации республики новыми наглядными пособиями», – сказал докладчик.
По теме «Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных организаций республики» выступил Александр Гурин, ректор Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования. Свое видение решения обозначенных вопросов высказали также директор Института филологии КЧГУ, доцент кафедры русского языка Хасан Лепшоков, заведующая кафедрой русского и иностранных языков СКГГТА, доцент, профессор РАН Марина Харатокова, преподаватель русского языка и литературы гимназии № 5 г. Черкесска, заслуженный учитель КЧР Галина Зибер.
Выступающие единодушно отмечали, что решение задачи повышения качества знаний по русскому языку должно стать приоритетным как для каждого учителя русского языка, так и для каждого образовательного учреждения и всего общества. При этом совершенствование преподавания русского языка в школе должно опираться на значительный подъем престижа учителя-словесника в обществе.
Кроме того, по мнению докладчиков, необходимо ужесточить требования к подготовке учителей русского языка и литературы. Здесь одну из ключевых ролей должны играть специалисты РИПКРО. Участники совещания также высказали мнение о необходимости учитывать в процессе преподавания разный уровень подготовки учащихся, говорили о важности разработки комплекса мер по развитию интереса учащихся и студентов к изучению литературы и русского языка.
Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов призвал участников разработать и представить в Министерство образования и науки КЧР конкретные предложения по совершенствованию преподавания русского языка. Он заверил присутствующих, что руководство республики будет оказывать всяческую поддержку образовательным учреждениям в решении обозначенных проблем. Кроме того, руководитель региона поручил Мурату Озову создать рабочую группу по разработке практических решений по повышению и совершенствованию эффективности преподавания русского языка в образовательных учреждениях республики.
Рашид Темрезов заявил о готовности учредить грант Главы Карачаево-Черкесии в области преподавания русского языка, родного языка и литературы.

Пресс-служба Главы и Правительства КЧР.

Пресс-служба Главы и Правительства КЧР.
Поделиться
в соцсетях