Нашедший себя…

28 мая в 06:05
6 просмотров

В Черкесске, в картинной галерее республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника, экспонируется персональная выставка масляной живописи заслуженного художника России Владимира Подвигина. Всего на ней представлено (ровно по количеству прожитых лет) 63 работы, подавляющее большинство которых – итог творчества за последние три года.
Полотна Подвигина на любых выставках можно не подписывать – он легко узнаваем по своей технике, колориту. Что для художника может быть почетней? А выставок за сорок с лишним лет творчества у Владимира Федоровича было немало. Самые первые – в годы студенчества, нежданные и пьянящие моментом вживления в особую среду «меченных» талантом. Сколько их потом было, этих выставок – региональных и зональных, крупных всероссийских и международных! И попасть на каждую из них помогала отнюдь не чья-то протекция или «своя рука», даже не просто везение, а что-то, дающее возможность не затеряться его картинам среди множества других, сверкнуть своей, особой, искрой божьей. В Черкесске, в картинной галерее республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника, экспонируется персональная выставка масляной живописи заслуженного художника России Владимира Подвигина. Всего на ней представлено (ровно по количеству прожитых лет) 63 работы, подавляющее большинство которых – итог творчества за последние три года.
Полотна Подвигина на любых выставках можно не подписывать – он легко узнаваем по своей технике, колориту. Что для художника может быть почетней? А выставок за сорок с лишним лет творчества у Владимира Федоровича было немало. Самые первые – в годы студенчества, нежданные и пьянящие моментом вживления в особую среду «меченных» талантом. Сколько их потом было, этих выставок – региональных и зональных, крупных всероссийских и международных! И попасть на каждую из них помогала отнюдь не чья-то протекция или «своя рука», даже не просто везение, а что-то, дающее возможность не затеряться его картинам среди множества других, сверкнуть своей, особой, искрой божьей. Может быть, это и есть творческая удача, или что-то другое, необъяснимое, почти паранормальное, сродни озарению, дающее изначальный толчок и определяющее конечный результат. Хотя сам Подвигин начисто отметает все рассуждения на эту тему:
– Я не верю в озарение, если так рассуждать, то его можно ждать годами – сегодня оно есть, а завтра не пришло. Творчество – это тот же труд, причем постоянный, – говорит он и тут же поясняет свое убеждение. – Берешь кисть, касаешься холста и постепенно, мазок за мазком, слой за слоем, начинаешь выводить сюжет. Результат здесь непредсказуем, неожидан, ведь на холсте не надо писать, а надо мыслить. И разве можно наперед спрогнозировать полет фантазии и игру воображения? Так что не озаряться нужно, а работать…
Нравится или не нравится нам чье-либо творчество, это всегда спорно, поскольку всегда субъективно. Кому-то – да, кому-то – нет. Но однозначно и бесспорно, что настоящее искусство должно не гладить, а «цеплять» за живое, «вдумывать» в себя, привораживать. Иначе, это – итог ремесла, а не творчества.
– Точность передачи – это еще не искусство, – утверждает Подвигин. – Бывают хорошие мастера, их много, и они могут красиво передать то, что видят. Но истинное художество – это больше, чем изображение. Это – мысли художника, выложенные на всеобщее обозрение, его душа, питающая эти мысли. Только когда он в гармонии с собой, когда он находит себя сам, тогда и начинается откровение для других, ведь часть его энергии посредством творчества должна переходить к людям. Поэтому истинных художников всегда мало, они все уникальны, ведь двух похожих по содержанию голов в мире нет.
Да, вряд ли мы когда-нибудь увидим еще одного Тициана, Рембрандта или Врубеля. Как не будет и второго Подвигина – человека, который всю свою творческую жизнь создает картины особой манеры письма, будь то живопись, графика или акварель, предлагающие не только умиротворенно созерцать предложенный сюжет и им любоваться, но и активно размышлять, сопереживать, философствовать. Виртуозный живописец, сильнейший акварелист Подвигин является одним из тех, кому доступно чудо «точного попадания» цветом в сюжет. Вглядываясь в его работы, понимаешь, что как-то по-другому было бы уже не то.
Представленные на выставке полотна из цикла «Депортация карачаевского народа», многочисленные пейзажи, изображения людей, птиц и животных, женские портреты, образ отца-фронтовика, выписанный багрово-черными мазками, – все это, даже самое трагическое, преподносится зрителю не как один из вариантов изображения, а как истинная история. Рожденный в послевоенное время, художник тем не менее сумел в полной мере прочувствовать не только горе и боль своей нации, но и трагедию народов иных национальностей, что особенно поражает. И каждой своей работой Владимир Федорович стремится донести людям что-то нужное и позитивное, мягко подводит к раздумьям и суждениям.
На открытии персональной выставки Подвигина его коллегами по творческому цеху и бывшими учениками было сказано немало добрых слов о маэстро кисти. Выступавшие единогласно отмечали светлую чистоту, тонкую лиричность, высокую духовность и вескую многозначность его работ. Ставили в заслугу старания художника по продвижению многонационального искусства и культуры в КЧР далеко за пределы республики.
– Нужно непременно поднимать культуру в Карачаево-Черкесии, чтобы республика действительно процветала, – считает человек, который только 24 года живет в КЧР, а уже так много успел здесь сделать.
По его собственному признанию, он никогда не гнался за тем, чтобы писать, как кто-то или как другие, всегда остается только собой, не изменяя своей особой манере письма. И, наверное, так и должно быть. Ведь не зря говорится – не надо быть правильным, надо быть настоящим.

Фото Р. БЕЖЕНОВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях