“Болеть работой…”
Никто из нас не любит случайности, тем паче дурного свойства: автомобильные аварии, заблокированные двери, подвернувшаяся нога в горах…Тем не менее, никто от нас не застрахован. Виктор Оробинский узнаёт о подобном первым – именно к нему стекается вся информация о чрезвычайных происшествиях в республике. Он сегодня – оперативный дежурный ПСС КЧР.
Сам Виктор Константинович ОРОБИНСКИЙ (на снимке), появившийся на свет вскоре после войны, в 1947 году, в Невинномысске, как и многие его ровесники, после армии пошел работать слесарем – рабочих рук не хватало, при этом подрабатывал и тренером по волейболу на комбинате по переработке шерсти. Но однажды, как водится, был по разнарядке от предприятия направлен в горы на спасательные работы. В итоге «заболел горами», увлекся горным туризмом, став членом городского общественного спасательного отряда при горисполкоме. Никто из нас не любит случайности, тем паче дурного свойства: автомобильные аварии, заблокированные двери, подвернувшаяся нога в горах…Тем не менее, никто от нас не застрахован. Виктор Оробинский узнаёт о подобном первым – именно к нему стекается вся информация о чрезвычайных происшествиях в республике. Он сегодня – оперативный дежурный ПСС КЧР.
Сам Виктор Константинович ОРОБИНСКИЙ (на снимке), появившийся на свет вскоре после войны, в 1947 году, в Невинномысске, как и многие его ровесники, после армии пошел работать слесарем – рабочих рук не хватало, при этом подрабатывал и тренером по волейболу на комбинате по переработке шерсти. Но однажды, как водится, был по разнарядке от предприятия направлен в горы на спасательные работы. В итоге «заболел горами», увлекся горным туризмом, став членом городского общественного спасательного отряда при горисполкоме. …Горы! Кто из парней, наслушавшись песен Высоцкого и Визбора о том, что «лучше гор могут быть только горы», насмотревшись фильма «Вертикаль», начитавшись о покорителях Эвереста, не мечтал о гитаре, горных уступах и ночных привалах?!
В спасотряде было 22 человека, и вскоре Виктор был утвержден его начальником. Отряд патрулировал Аксаутское ущелье по ноябрьским и майским праздникам, когда число чрезвычайных происшествий из-за наплыва туристов зашкаливало, и именно там Виктор познакомился с Вячеславом Дзераевым, будущим начальником поисково-спасательной службы МЧС. Но тогда никакого МЧС не было, и спасение утопающих было делом рук добровольцев. Если что-то случалось в горах – по телефону звонили в Ставрополь, оттуда в Черкесский горисполком, оттуда – Оробинскому, и отряд из Невинномысска выезжал на спасработы в область.
В 1978 году Оробинский руководил спасательными работами в альплагере в Узунколе и вытащил из-под лавины двоих туристов – живую девушку и погибшего парня. Потом были Спитак и Ленинакан, их тоже вызвали – 5 штатных спасателей с Дзераевым, врач-реаниматолог и 4 добровольца. Там работали специалисты из Финляндии, Швеции, и наши ребята впервые могли сравнить профессиональное снаряжение со своей жалкой «экипировкой»: кто в чем…
В 1983 году Виктор Оробинский окончил высшую школу инструкторов на Памире, а в 1984 – высшую школу по туризму на Памиро-Алае. Он был уже профессиональным спасателем, когда, наконец, было принято решение создать службу спасателей-профессионалов на государственном уровне. Был принят ряд законодательных правовых актов, создана научная база противодействия катастрофам, разработаны современные технологии проведения аварийно-спасательных работ.
17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР председателем Российского корпуса спасателей был назначен Сергей Шойгу, через два месяца корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а 10 января 1994 г. – в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Виктор Оробинский произносит имя Сергея Шойгу с подчеркнутым уважением, видя в нем подлинного создателя службы, тем более, что ему, помнящему еще Спитак, есть с чем сравнивать. Что до самой службы, то в голосе Оробинского, настоящего ветерана службы, – законная гордость: ведь сегодня МЧС России – это государственный орган, который, помимо ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, занимается прогнозированием и предупреждением чрезвычайных ситуаций, разрабатывает специальные спасательные инструменты, новые технологии, имеет в своем распоряжении даже авиацию. Могли ли они раньше мечтать о таком? Сегодня МЧС России – это структура, которая покрывает своей сетью практически всю страну, мощный кулак спасательных сил, способный остановить развитие любой чрезвычайной ситуации.
И все это формировалось на глазах Виктора Оробинского. Поначалу все они участвовали в ликвидации последствий в основном стихийных бедствий, а теперь действуют и в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Сегодня им приходится ликвидировать последствия авиационных, железнодорожных, автотранспортных и даже речных и морских аварий, устранять последствия взрывов, пожаров и обрушений зданий, прорывов нефте- и газопроводов. Со временем увеличивалось и число так называемых бытовых чрезвычайных ситуаций. Все чаще работники полиции обращаются в спаслужбу с просьбами о поиске людей в городской черте, в водоемах, об оказании помощи при угрозе террористических актов, извлечении людей из шахт лифтов, колодцев, вскрытии квартир в высотных домах с применением альпинистской техники и аварийно-спасательного инструмента. Все это стало новым направлением деятельности поисково-спасательных формирований.
Сам Виктор Константинович, спасатель первого класса, по возрасту уже не принимает непосредственного участия в спасработах, но его огромный опыт помогает ему на его нынешнем посту – оперативного дежурного спасательного отряда. Он обладает редким качеством хорошего слушателя. Внимателен, подмечает незначительные для других детали, отлично запоминает и воспроизводит информацию.
Он помнит сотни случаев, с которыми пришлось столкнуться спасателям, щедро делится опытом с молодыми, часто выступает главным судьей на соревнованиях спасателей. Его наивысшая оценка коллеги – слова «он болеет работой», это лучшая похвала, свидетельство увлеченности и профессионализма. В службе у самого Оробинского стойкий имидж человека строгого и непоколебимого. Многие считают его суховатым человеком, презирающим «телячьи нежности» и «распускание соплей», но это не так. На самом деле он – отзывчивый и добрый человек, очень надежный друг.
Комментариев нет