Что надежней каменного моста
Давным-давно великая Халимат Байрамукова так сказала о своем родном ауле: «Сидит на полах белоснежней шубы Эльбруса, и древний мудрец терпит, не шевелится, чтобы не стряхнуть его, значит, Хурзук пришелся ему по душе. «Поперек себя» у Хурзука не получилось, зато в длину вытянулся на славу – на 12 километров, тогда как ширина его 1,4 – 2,4 км…»
Что правда то правда, в длину аул преуспел, но вот закавыка, издревле люди в большинстве своем жили по одну сторону Кубани, по другую – пасли свои отары, табуны. Переправлялись через деревянные мосты и мостики, которые считались местом опасным, в особенности в ночную пору. Нынче мосты все больше из камня и железобетона, но и те порой не выдерживают перегрузки и буйный временами нрав Кубани. Давным-давно великая Халимат Байрамукова так сказала о своем родном ауле: «Сидит на полах белоснежней шубы Эльбруса, и древний мудрец терпит, не шевелится, чтобы не стряхнуть его, значит, Хурзук пришелся ему по душе. «Поперек себя» у Хурзука не получилось, зато в длину вытянулся на славу – на 12 километров, тогда как ширина его 1,4 – 2,4 км…»
Что правда то правда, в длину аул преуспел, но вот закавыка, издревле люди в большинстве своем жили по одну сторону Кубани, по другую – пасли свои отары, табуны. Переправлялись через деревянные мосты и мостики, которые считались местом опасным, в особенности в ночную пору. Нынче мосты все больше из камня и железобетона, но и те порой не выдерживают перегрузки и буйный временами нрав Кубани. Достаточно привести один пример. В 2006 году мост через реку в нижнем квартале был снесен паводком. Больше года мучались люди, поскольку негде было пасти скотину, а самое главное – не было возможности своевременно похоронить ушедших из жизни людей, поскольку на той стороне находятся родовые кладбища хурзукчан, знаменитое Джамагатское кладбище, на котором покоятся предки, прославившие Хурзук на весь Северный Кавказ, а также могила святого шейха, которой люди поклонялись во все времена… Попасть туда теперь можно было лишь объездным путем – через Учкулан.
Строительство нового моста, которое обещало влететь в копеечку, а именно 1,5 миллиона рублей, взял на себя тогда известный бизнесмен и меценат Муратбий Каракотов.
– Моя мечта объездить весь свет, познакомиться с жизнью и обычаями других народов как-то сосредоточилась на Франции, где я сейчас живу и работаю, – рассказывает мой попутчик Алий Джанибеков, – но предки мои были из Хурзука. В живых из них, почитай, никого не осталось, и все равно при малейшей возможности стремлюсь сюда. Верно говорят в народе: «Дорога, как мудрец, сразу видно становится, что маленькое что большое». Вот и я, как только приеду сюда, сразу отдаюсь новым впечатлениям. Например, отрадно видеть, что почти у каждого дома, даже если он глинобитный, стоит добротное авто. По утрам – мычание, блеяние, ржание, мекание, крик петухов ласкает слух, потому что в каждом дворе полно живности, а у некоторых хурзукчан в стойлах стоят такие породистые животные, что даже знаменитые нормандцы, которые впереди планеты всей своими племенными быками, коровами, лошадьми, могли бы обзавидоваться…
Порадовался на сей раз и новому мосту в Кубановском квартале. Скажу честно, мостостроители сделали чудо – мост по сравнению с тем, что было…
Точнее, что сталось с предыдущим мостом. Паводок пятилетней давности снес его наполовину. Но и оставшаяся часть моста наводила страх на хурзукчан. Мало ли что? Ребятня захочет поиграться, кто-либо по незнанию ночью заедет…
Чтобы соединить «всего-навсего» два противоположных берега Кубани, конечно же, требовались средства немалые, но райадминистрация лишь руками разводила: таких денег в казне пока нет. И тогда за дело взялись авторитетные старейшины Рамазан Чотчаев, Сагит Хапаев (мир его праху), Мудалиф Бостанов, Сагит Борлаков и другие объявили чрезвычайный субботник и стали всем миром, как могут, кладки строить. В первую очередь, для людей. Затем для мелкого рогатого скота. Но все эти варианты никак не могли спасти положение… Тем более, что никакая кладка не выдержит поединка с водой, как только она начнет подниматься…
О том, кто и как спас положение, мне поведал 87-летний Барисбий Темирбулатов, человек, который более 52 лет строил дороги в Учкуланском ущелье, причем, в довольно труднодоступных меcтах – на Марухе, Худесе, Бийчесыне…
– Почти пять лет мыкались хурзукчане, пока однажды в аул не нагрянул Глава республики Рашид Темрезов. Встретился с аульчанами, выслушал, затем сам лично осмотрел аварийный мост, проехался по объездной дороге, которая все эти годы нас выручала, и… Ситуация изменилась как по мановению волшебной палочки, – рассказывает аксакал, – ровно через неделю в ауле началось строительство моста. Выходных дней в обычном понимании слова у мостостроителей не было – работали сутками напролет, много умения и таланта вложили в стройку… Жалею об одном: не смог в день открытия пожать руку Темрезову и напомнить одну народную поговорку: «Хороший сосед надежнее каменного моста». Теперь она в Хурзуке звучит по-другому: «Хороший Глава надежнее каменного моста».
НА СНИМКАХ: Барисбий ТЕМИРБУЛАТОВ,
тот самый мост в Кубановском квартале.
Комментариев нет