Пять сыновей и пять дочерей Шамановых
В народе говорят, жизнь – штука непредсказуемая, а уж семейная – тем более. Вот мне и хочется рассказать о жизни непредсказуемой, семейной, но очень счастливой.
У Солтана Шаманова и Мариям Абайхановой большая семья – четыре сына и дочь. Об этих людях можно услышать много лестного как в микрорайоне «Юбилейном» г. Черкесска, где они проживают, так и в далеком ауле Хурзук. Дело в том, что супруги – выходцы из Учкуланского ущелья. До депортации Солтан работал секретарем Хурзукского аулсовета. Тот день, 3 ноября 1943 года, ему прочно врезался в память по одной простой причине. В народе говорят, жизнь – штука непредсказуемая, а уж семейная – тем более. Вот мне и хочется рассказать о жизни непредсказуемой, семейной, но очень счастливой.
У Солтана Шаманова и Мариям Абайхановой большая семья – четыре сына и дочь. Об этих людях можно услышать много лестного как в микрорайоне «Юбилейном» г. Черкесска, где они проживают, так и в далеком ауле Хурзук. Дело в том, что супруги – выходцы из Учкуланского ущелья. До депортации Солтан работал секретарем Хурзукского аулсовета. Тот день, 3 ноября 1943 года, ему прочно врезался в память по одной простой причине. В то время, как все аульчане были озабочены одним: что взять в дорогу, которая приведет их неизвестно куда, в бесплодные степи или сибирские дали, теплые вещи или побольше продуктов, ценные вещи или дорогие сердцу, Солтан Ибрагимович, как человек донельзя ответственный, собрал все документы, печати, архивы и передал их из рук в руки на сохранение (нашел кому! – авт.) сотрудникам НКВД – майору Ивлеву и полковнику Гаспарамяну.
И начались трудные годы депортации. Элементарная бедность – все это полбеды. Беда – тоска по родным местам… По многоярусной панораме белых пиков и ледников, по которым ветер гоняет снежные вихри, по тем счастливым временам, когда пас овец в горах, а жаворонки вили гнезда на их тучных спинах, а само Учкуланское ущелье было покрыто невероятной красоты садами… Но надо как-то жить и чуть ли не по-тютчевски: «Молчи, скрывайся и таи», потому что лютует комендатура – не даст «добро», не можешь покинуть ни на час село, куда попал…
Но были ситуации, где нельзя было молчать, нельзя занимать стороннюю позицию там, где нагло, безнаказанно стремилось заявить о себе хамство во всевозможных своих обличьях. И Солтан не молчал, хотя ему это, неумение приспосабливаться, дорого обходилось. Но выручал огромный запас духовной стойкости и чистоты…
Хоть и на чужбине жил Солтан, но все равно последовал исполненной глубокого смысла народной поговорке: «Женись в своей деревне, в своем селе. Там, где ты знаешь весь род жениха или невесты до седьмого колена». И пусть Средняя Азия не была его родным аулом, семью Мариям Абайхановой, весь ее род Шамановы хорошо знали, и вскоре юная, красивая девушка переступила их порог…
Рождение первенца, совпавшее со знаменательным событием в жизни всего карачаевского народа – возвращением на историческую родину, послужило для Солтана своеобразным эмоциональным толчком. Это стало не только большим счастьем, но и большой ответственностью, и потому Солтан начал работать с большим усердием в должности начальника облгос-племстанции.
Время летит незаметно, и вот уже подросли сыновья, стала красавицей единственная дочь Казибан…
Как и все родители Шамановы желают своим детям добра и счастья и мечтают, чтобы все они были всегда поближе к дому, но нет, первое волнующее путешествие, которое проделывает каждый из их сыновей – это служба в армии. Старший Исмаил служил на Украине, Марат в Венгрии, оба – кандидаты в мастера спорта и каждый прославил свою воинскую часть многочисленными победами на различного рода соревнованиях по вольной борьбе…
Борис служил в Чехословакии, от него тоже ждали чего-то невероятного на спор-тивном поприще, но он больше прославился, сыграв в картине Юрия Озерова «Коммунисты». Старшина роты Шаманов в картине был «фашистом»…
В наше время очень часто – слишком часто, почти как заклинание, произносятся слова: нравственное воспитание, физическое, трудовое. Почти что всегда за расхожим выражением мало что стоит. А вот Солтан Ибрагимович продемонстрировал высшую педагогическую мудрость, привив своим мальчишкам с детства любовь к труду, спорту, дав им понять, что ищет тем самым цель не в спортивных результатах, не в чемпионстве, а в воспитании кодекса чести, порядочности…
И потому все сыновья Солтана, включая младшего Сагыта, который служил в Москве, несмотря на то, что могли бы довести свое спортивное мастерство до международного, а может, и до олимпийского блеска, решили дать выход своей индивидуальности иным способом. Исмаил, к примеру, отслужив, окончил торговый институт на Украине и проработал в торговле более 40 лет. Держал пивбары, кафе, был ресторатором. Сейчас шеф-повар в штабе пограничников. Забегая вперед, скажу, что мне довелось повидать немало бизнесменов самого разного калибра, но ни у одного из них не видел столь гуманистического мировоззрения, как у Исмаила Солтановича. Работая на таких «хлебных» должностях, он никогда не исповедовал ту религию, что зовется «зарабатывание денег». «Легкие деньги» – а таковые бывают иногда в торговле – шли на помощь людям обездоленным…
Сын Исмаила Алибек также пошел по стопам отца в том плане, что выбрал для учебы медакадемию на Украине, в то время, как дочери Инесса и Аминат предпочли учебу в Москве.
Марат и Борис на личном опыте постигли дальневосточную ширь и раздолье. Так они долгое время работали в Хабаровске, в Еврейской автономной области, в Волгоградской области, Узбекской ССР. Марат – инженером-зоотехником, Борис – товароведом, бухгалтером.
Встреч со своими сыновьями Мариям всегда ждала с нетерпением. С глазами полными слез от радости, кидалась в их объятия, жадно ловила все новое, что появлялось в них – новый жест, движения… А потом, как бы ненароком, спрашивала: «Боря, Маратик, когда уже домой вернетесь?»
Рано или поздно, но однажды приходит время, когда отвечаешь на вопросы, нежели их задаешь. В один из своих приездов братья и ответили в один голос на немой вопрос в материнских глазах: «Жди, мама, скоро возвращаемся домой».
Сегодня Марат держит фирму по ремонту и монтажу холодильного оборудования. Жена Мариетта и сын Шамиль – коллеги, она работает врачом-анестезиологом в республиканской больнице, он – там же, врачом-реаниматологом.
Борис – строитель. На строительном рынке его бригада зарекомендовала себя как одна из лучших, потому как работает на совесть. Свидетельством тому – великолепные объекты, построенные бригадой Бориса, – мечети в Апсуа, в Верхней Теберде, больница в Новом Карачае, мост в Домбае, глазная клиника в Черкесске. Борис не просто много и качественно строит, но и активно занимается адресной благотворительностью. К примеру, часто помогает одаренной спортивной молодежи. И не в последнюю очередь, потому что в свое время сын Ислам и дочь Гезам не на шутку были увлечены баскетболом, они были победителями Всероссийского турнира школьных команд по игровым видам спорта, в Йошкар-Оле заняли первое место в соревнованиях по баскетболу на приз Президента России… Ныне – студенты…
Интересен любой – какой ни возьми – отрезок жизни и деятельности сына Сагыта, который живет в Иваново и работает директором фирмы «Полиграф». Жена Ирина – юрист. Состоялась в профессии товароведа и дочь Сагыта Светлана.
Это в высшей степени некорректно, но мне часто хотелось спросить Мариям, как она относится к тому, что Сагыт, младший сын, который по определению должен жить в отцовском доме, досматривать родителей, – хотя их веселой неунывающей молодости души можно только позавидовать, – остался жить и работать в городе невест, да и невесту выбрал славяночку? На что она ответила: «Истинное счастье не обязательно рядом с близкими по крови людьми, а с близкими по духу – и жить там, где ты хочешь, делать то, что ты хочешь, что тебе нравится. Без этого в жизни не обойтись. Что же касается того, что младший должен в первую очередь заботиться о родителях по адату… В нашем доме всегда многолюдно, шумно и весело. Занят Сагыт своими делами, обязательно несколько раз на дню позвонит Ирочка. Дочка Казибан со своими детьми постоянно у меня пропадает. Верно говорят, кому попался хороший зять, тот приобрел сына. А Рамазан Салпагаров, мой зять и стал для нас пятым сыном, и останется им навсегда, хотя так рано ушел из жизни… Так что если будете про нас писать, хотя чем мы заслужили такое внимание, так и напишите – у Шамановых пять сыновей и, конечно же, пять дочек. У пословицы же есть продолжение: «Кому попалась хорошая невестка, тот приобрел дочь…».
Х. АБАЙХАНОВ.
Снимок из архива Шамановых. Из
серии: «Когда мы были молодыми…»
Комментариев нет