Знать во всем меру

1 августа в 05:42
 просмотров

«Скажите, как Церковь относится к вегетарианству и употреблению вина?

Т. РОГУТ, г. Черкесск»

На вопрос нашего читателя отвечает настоятель храма Покрова Божьей Матери г. Черкесска, благочинный церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил САМОХИН:
– Христиане не были вегетарианцами и никогда к вегетарианству не призывали. В отношении пищи мы придерживаемся заповеди Самого Господа: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7,15). Сказано также: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим.14,20). Но отношение Православной Церкви к вегетарианству спокойное, не запретительное, она считает отказ от животной пищи вполне допустимым для каждого христианина, но ничего предосудительного в потреблении животной пищи тоже не видит. «Скажите, как Церковь относится к вегетарианству и употреблению вина?

Т. РОГУТ, г. Черкесск»

На вопрос нашего читателя отвечает настоятель храма Покрова Божьей Матери г. Черкесска, благочинный церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил САМОХИН:
– Христиане не были вегетарианцами и никогда к вегетарианству не призывали. В отношении пищи мы придерживаемся заповеди Самого Господа: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7,15). Сказано также: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн» (Рим.14,20). Но отношение Православной Церкви к вегетарианству спокойное, не запретительное, она считает отказ от животной пищи вполне допустимым для каждого христианина, но ничего предосудительного в потреблении животной пищи тоже не видит. В своей земной жизни Иисус Христос не гнушался такой пищи. Он вкушал ритуального пасхального агнца при праздновании Пасхи, бывшего неотъемлемой частью трапезы. Апостол Павел ко всяким пищевым ограничениям относился с пренебрежением. Однако основное установление Православной Церкви – пост предусматривает воздержание от мяса полностью, надо отказываться от любой пищи животного происхождения. Все монашеские уставы тоже вмещают запрет вкушать мясо. Следует учесть, что такой запрет заключен в задаче поста, предусматривающей сосредоточение духовной силы в полном объеме, которое невозможно после чрезмерной и обильной питательной трапезы.
Однако во время поста, пусть даже самого строгого, тем верующим, которые по состоянию здоровья или по каким-либо ещё не менее уважительным причинам не могут соблюдать ограничения в своем рационе, церковь дозволяет пост не соблюдать. В этом суть ещё одно подтверждение милосердия и терпимости к своим прихожанам.
Запрещает ли Церковь пить вино? Грех ли винопитие? Церковь основана на законах и заповедях Божьих, и, внимательно читая Ветхий Завет, можно понять, насколько важны были для народа виноградники и виноделие. В Израиле всегда были проблемы с водой, воду пить было небезопасно. На воде в основном готовили пищу, а вместо воды пили молоко и вино.
Из винограда делали сок, изюм, вино. Иногда в лечебных целях смешивали вино с желчью или со смирной – как болеутоляющее. Вино, смешанное с оливковым маслом, залечивало раны. Вообще, для народа вино было самым обычным напитком.
Давайте вспомним чудо, совершенное Иисусом Христом в Кане Галилейской. Во время брачного пира он превратил воду в сосудах в вино.
На Тайной же Вечере Господь, взяв чашу и благодарив, подал апостолам и сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Матфея. 26:26-29).
При этом важно помнить, что в употреблении вина, как и во всем, нужна мера. Да, вино веселит сердце человека и подкрепляет тело. Апостол Павел советовал своему ученику Тимофею: «…Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5: 23). Церковь также разрешает пить вино, даже в Великий Пост, по субботам и воскресеньям, чтобы подкрепить силы. Но разрешено – употреблять, а вот злоупотреблять – запрещено. У апостола Павла есть наставления о злоупотреблении сего напитка. «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство». Как видно, употреблять вино не грех, а упиваться является грехом.
Винопитие – это «палка о двух концах», злоупотребление алкоголем, пьянство всегда во все времена у всех народов осуждалось. Очень хорошо о вине написал Святитель Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть веселым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

Поделиться
в соцсетях