«Эти издержки готовы претерпеть…»

15 августа в 06:11
48 просмотров

Человек склонен всему, что он ни увидит, давать название. Интересно, чем руководствовался человек, давший селу в Малокарачаевском районе столь мудреное название – Кызыл-Покун? Хотя, если честно, это село многие и по сегодняшний день называют «Мхал». Дело в том, что село начало заселяться в далеком 1922 году на месте бывшей станицы Михайловской, где располагалось имение помещика Михаила Галубова. В революцию от станицы не оставили камня на камне, а жители ее переселились кто куда – в Бекешевскую, Бургустан, Забегаловку…
А вот что пишет в своей книге «Малый Карачай в ХХ веке» Алий Хубиев: «Имя населенному пункту Кызыл-Покун дал Тохтар Биджиев. Топоним «Кызыл-Покун» – первая часть слова переводится с карачаевского как «красный» и связана с большевистскими переименованиями, а вторая – переводится как «двухгодовалый козел».
Нет, не игривые козы и степенные козлы бросятся вам в глаза на улицах сегодняшнего Кызыл – Покуна, а его дороги. Они во все времена были головной болью для кызыл – покунцев. По иным – а в селе семь проселочных дорог – в непогоду раньше только на грузовиках и можно было проехать.

Человек склонен всему, что он ни увидит, давать название. Интересно, чем руководствовался человек, давший селу в Малокарачаевском районе столь мудреное название – Кызыл-Покун? Хотя, если честно, это село многие и по сегодняшний день называют «Мхал». Дело в том, что село начало заселяться в далеком 1922 году на месте бывшей станицы Михайловской, где располагалось имение помещика Михаила Галубова. В революцию от станицы не оставили камня на камне, а жители ее переселились кто куда – в Бекешевскую, Бургустан, Забегаловку…
А вот что пишет в своей книге «Малый Карачай в ХХ веке» Алий Хубиев: «Имя населенному пункту Кызыл-Покун дал Тохтар Биджиев. Топоним «Кызыл-Покун» – первая часть слова переводится с карачаевского как «красный» и связана с большевистскими переименованиями, а вторая – переводится как «двухгодовалый козел».
Нет, не игривые козы и степенные козлы бросятся вам в глаза на улицах сегодняшнего Кызыл – Покуна, а его дороги. Они во все времена были головной болью для кызыл – покунцев. По иным – а в селе семь проселочных дорог – в непогоду раньше только на грузовиках и можно было проехать. Со временем их привели в божеский вид, и вот на тебе…Такое впечатление, что кто – то перекопал дороги и наспех закидал их как попало…

Глава Кызыл – Покунского сельского поселения Болат Тамбиев не то что невозмутим, он где-то даже радостно оглядывает сей кавардак.
– Не поверите, – говорит, – это тот случай, когда все даже рады такому положению дел на дорогах. – И приводит тому веское обьяснение: «Дело в том, что в село, наконец-таки(!), пришел газ».
Как тут было не воскликнуть вместе с Болатом Лутовичем: «Да это же событие!» Насколько важную роль играет голубое топливо в жизни человека, думаю, объяснять никому не надо. Потому газификация – социально – значимое направление развития любого региона, поскольку определяет уровень комфорта и продолжительность жизни даже в самом отдаленном населенном пункте. Малокарачаевский район был газифицирован одним из первых в республике. Достаточно вспомнить, что сложнейшая в горах трасса голубого топлива была проведена в высокогорный аул Кичи – Балык аж в 1999 году, зато равнинные села Кызыл-Покун и Красный Восток оставались без него по сей день. Все малокарачаевцы не то что привыкли к комфорту за долгие годы, они были избалованы им, а в этих двух селах по – прежнему запасались на зиму дровами и углем, а летом – газовыми баллонами для приготовления пищи и других бытовых нужд.
– Дела практически стояли на месте больше двадцати лет, и только – нисколько не преувеличиваю – с приходом к власти Темрезова все кардинально изменилось, – рассказывает Болат Лутович. – К селу уже подведены газовые сети, они опрессованы, проверены под давлением.
 Более того, тринадцать домов уже подключились к газопроводу. Нескольким семьям из числа малоимущих, инвалидам взялся помочь, в смысле провести газ за свой счет, подрядчик в лице Добая Болатчиева. Так что, лед тронулся…
– Да, но при чем здесь дороги, отчего они так расхристаны?
– Особенность и новизна ситуации в том, что газ идет под землей по пластиковым трубам, да и техники в село понаехало – мало не покажется… Но это все издержки, и мы готовы их претерпеть. Другой вопрос, что не терпит отлагательства, – решение проблемы водоснабжения села. Центрального водопровода в селе отродясь не было, люди во все времена брали воду из родников, но и те стали иссякать..
С древних времен к родникам, бьющим из – под земли, люди относились очень бережно. Их боготворили, ставили над ними срубы, обкладывали камнями. Подземную воду считали живой. Заметьте, это было сказано за сотни лет до появления электричества. Это потом при помощи электричества научились путем гидролиза разбивать воду на отрицательные и положительные частички. Отрицательно заряженная вода, как и отрицательно заряженный воздух (таким он бывает после грозы с громом и молнией), приостанавливает старение живого организма. Не омолаживает, нет, а именно не дает стареть.
Ученые утверждают, что за четыре с половиной миллиарда лет существования нашей планеты в ее внешней оболочке переработалось всего 0,7 процента активного внутреннего вещества. Имея высокое содержание серы, кремния, серебра, эти воды обладают бальнеологическими свойствами… Еще ученые утверждают, что продуктивность подземных вод неисчерпаема, потому что только в нашей республике ежедневно вытекает из родников до 320 тысяч кубических метров, то есть по одному кубометру воды на душу населения. Тем не менее, дефицит родниковой воды в Кызыл-Покуне налицо: на все село – 7-8 еле-еле «пульсирующих» родников…
– И как вы собираетесь выходить из положения?
– На сегодняшний день в селе запланированы геологоразведочные работы. Геологические изыскания – бурение скважин – будут вестись исключительно ради оценок запасов воды.
– Но труд по разработке скважин наверняка обойдется в немалую копеечку?
– Опять – таки уповаем на помощь главы администрации района и Главы республики. Я в этой должности всего два года работаю, но успел понять: они широких, но пустых жестов не делают.
– Болат Лутович, в истоках своей журналистской деятельности, к которым вынуждена возвратиться не из бахвальства, а ради иллюстрации, мне довелось побывать в вашем медпункте, в котором работал всего один медработник, да и тот приходил всего на два часа, отчего жители села ощущали постоянное беспокойство. Как сегодня обстоят дела?
– Теперь у нас врачебная амбулатория, которой заведует опытный врач Асият Боташева, есть фельдшер, патронажная сестра…
– Где-то в конце девяностых также довелось побывать на репетициях сельского драмкружка, правильнее бы сказать – театра. В тот день ставили «Отелло» великого Шекспира…
– Да – да, тогда в разных спектаклях и в разных ролях были заняты Давлет Созаруков, Радмир Биджиев, Индира Джанибекова, Индира Тамбиева, Алий Тамбиев, Ася Узденова, Хусей Биджиев, – вспоминает заместитель главы поселения Люда Джанибекова, – это было интересное, насыщенное разными событиями: концертами, спектаклями, капустниками – время. Люда Азановна тогда была директором Дома культуры. Последние пятнадцать лет является заместителем главы поселения, а в ДК сейчас «хозяйничает» ее дочь Анжела Чомаева. Звезд с неба, как ее мама, не хватает, но и скучать жителям села не дает.
– Довольно трудное занятие – не дать заскучать человеку, которому нечем заняться. Я помню, официально в те приснопамятные 90-е в совхозе «Кызыл – Покунский» насчитывалось более 50 профессий, теперь на все село, говорят, больше 20 не найдется.
– На селе паразитический образ жизни не будет вести никто даже при всем желании. Кто бы спорил, как бы ни был плох или хорош человек, но сам факт отрешения, выключения его из общественного производства несет в себе немалый негативный оттенок, чувство ненужности, ощущение ущербности глубоко ранит людей, особенно молодых. И мы стараемся по мере сил сделать все для того, чтобы ни один человек не почувствовал своей ненужности. Со слов Люды Азановны знаю, как много и часто мои предшественники помогали ветеранам войны, самым уважаемым людям села – Магомеду Чомуровичу Тамбиеву, Иссе Магомедовичу Бостанову, Азрету Батталовичу Бердиеву… К великому сожалению, их уже нет в живых. Но любим и помним, всегда готовы прийти на помощь Валентине Константиновне Иргисовой, она из этой же великой плеяды, вот только последнее время ветеран живет в Учкекене. Долгих лет ей жизни! Что же касается остальных… Все в основном занимаются личным подсобным хозяйством. У сельчан – 1500 гектаров сенокосов, 700 гектаров пастбищ плюс 200 присельских. Рядом плато Покун-Сырт, которое пользуют как жители села, так и фермеры. На территории села расположены четыре фермерских хозяйства. Молодежь занята на сезонных работах.
– А что сталось с совхозными землями?
– Розданы, как и положено, под паи, вот только оформление их идет крайне медленно. На сегодня оформлено должным образом порядка 30 процентов земли.
– И что тому причиной?
– Оформление стоит денег, на взгляд безработных крестьян, немалых. Много бумажной волокиты, в которой даже грамотный человек с трудом разберется… Много времени на стояние в очередях, непривычных для селян, уходит. Оформление предполагает и частые разъезды – в район, в республиканский центр, которыми также тяготятся люди…
– Какие еще проблемы ждут своего решения в селе?
– В первую очередь озабочены полной, быстрейшей газификацией села – зима уже не за горами. Беспокоит то, что в селе нет детского садика. Здание есть, кстати, администрация в нем и работает. Это не самозахват, помимо администрации в нем спокойно может фукционировать дошкольное учреждение, вот только нужно довести его до ума, как говорится, на что потребуются немалые средства, которых у нас пока нет… Мешает работать и жить лучше молодежи отсутствие какого – либо спортивного сооружения в селе…
– Много у вас проблем,- пошутила я, прощаясь с Болатом Лутовичем и Людой Азановной, на что Тамбиев довольно серьезно ответил: «Дело не в том, чтобы проблем было меньше, а в том, чтобы быстрее решать их». И в этих словах сказалось такое искреннее желание главы поселения, чтобы милый его сердцу Кызыл – Покун не застоялся на месте, как это было совсем недавно, не отстал от других в своем развитии, что удержаться от многократного пожелания успехов кызыл – покунцам было невозможно.

НА СНИМКАХ: Болат ТАМБИЕВ и его

заместитель Люда ДЖАНИБЕКОВА.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях