Лучшее в мире нужно чувствовать сердцем

16 сентября в 05:53
 просмотров

На прошлой неделе в рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров республику посетил РАМТ (Российский Академический молодежный театр). Это был первый в стране детский театр, а сегодня – единственный федеральный театр для молодежи. РАМТ по праву считается одним из лучших драмтеатров РФ, что еще раз было доказано во время кратковременных гастролей в КЧР.
Программа, разработанная в текущий Год культуры, получила название «Большие гастроли. Театральное лето России». Направлена она на создание общего культурного пространства и расширение рамок творческого общения при содействии ведущих театров страны, гастролирующих по регионам. Это дает возможность привлечения новой аудитории и открывает пути для профессионального развития региональных театров.

На прошлой неделе в рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров республику посетил РАМТ (Российский Академический молодежный театр). Это был первый в стране детский театр, а сегодня – единственный федеральный театр для молодежи. РАМТ по праву считается одним из лучших драмтеатров РФ, что еще раз было доказано во время кратковременных гастролей в КЧР.
Программа, разработанная в текущий Год культуры, получила название «Большие гастроли. Театральное лето России». Направлена она на создание общего культурного пространства и расширение рамок творческого общения при содействии ведущих театров страны, гастролирующих по регионам. Это дает возможность привлечения новой аудитории и открывает пути для профессионального развития региональных театров. Все спектакли, представленные в рамках программы, рассчитаны для широкого круга аудитории, в том числе – для детей, подростков и семейного просмотра. Немаловажным условием проведения федеральной гастрольной программы стала ценовая политика в отношении билетов. Они должны быть не более средней цены билетов принимающего театра.

И стоимость похода на спектакли РАМТа в Черкесске была действительно демократичная – 100 рублей на самый длительный по времени и самый серьезный по содержанию спектакль. Таким образом, любая семья могла в полном составе посетить все три спектакля столичного театра без особого ущерба для семейного бюджета. Могу к этому добавить, что попасть в Москве на спектакли РАМТа не так просто из-за постоянных аншлагов, да и цены на билеты там уже «кусаются». Так что, учитывая качество постановок и мастерство актеров молодежного театра, можно с полным правом утверждать, что в эти дни наши горожане получили действительно прекрасный подарок в канун двойного праздника.
Теперь подробней о самом театре, который был основан как детский еще в 1921 году знаменитой Наталией Сац. Она же была его бессменным директором первые 16 лет. Последние 24 года театром руководит народный артист России Алексей Бородин. В разное время в РАМТе начинали свою творческую деятельность такие известные в мире театрального искусства личности как Георгий Товстоногов, Валентина Сперантова, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Виктор Розов. Многие известные режиссеры ставили в нем свои спектакли. На его сцене работали Евгений Дворжецкий, Нина Чусова и Чулпан Хаматова.
Среди наград театра известные Российские премии, в том числе – Национальные театральные премии «Золотая Маска» и Международные премии Станиславского. РАМТ много и успешно гастролирует во многих странах мира. Ему аплодировали в Испании и Польше, Англии и Франции, Китае и Израиле. Стоя рукоплескала ему и зрительская аудитория КЧР, состоящая из самых разных категорий населения. Дошкольники, подростки и молодежь, в сопровождении старших и сами по себе, взрослые люди до самых зрелых лет – все они получили огромное удовольствие, судя по их реакции. То, как они выражали свои эмоции во время просмотра и после не оставило никаких сомнений в том, что качественная культура народом, по-прежнему, востребована, вопреки всем сомнениям на этот счет.
Теперь о тех спектаклях, которые были представлены РАМТом на сцене нашего драматического театра. Все они – популярные и аншлаговые в Москве. Свою основную цель – охватить именно ту часть зрителей, которая подразумевается самой сутью РАМТа, а именно – детей и подростков, они выполняют в полной мере. И самым первым спектаклем стал «Бесстрашный барин» по сказкам Афанасьева. Что только не довелось пережить бедняге-барину за час спектакля, каких страхов он не натерпелся. Разбойники, черти и колдуны одолевали его, как могли, но бесстрашие победило. А помогали ему искрометный юмор и сопереживания зала. Да и то сказать, кто из нас не любит страшилки, особенно в юном возрасте.
Маленьким зрителям надолго запомнится знакомый всем по сказкам Носова главный герой другого спектакля. «Незнайка-путешественник» – именно эту, недолгую по времени, но очень веселую и увлекательную историю про озорного и непослушного мальчишку привезли для показа младшему поколению столичные актеры. Но хохотали над ней также мамы и папы, дедушки и бабушки, пришедшие в театр вместе с детьми. Однако на фоне всеобщего бесшабашного веселья мораль была обозначена недвусмысленно – вранье всегда наказуемо, даже если, на первый взгляд, и безобидно.
Особо хочется сказать о третьей постановке РАМТа по пьесе Уильяма Гибсона – «Сотворившая чудо». В ее основу легла реальная история Элен Келлер, в раннем детстве после тяжелой болезни потерявшей зрение и слух. Не слыша мир, она не могла научиться говорить. И неизвестно, как сложилась бы жизнь этой девочки, если бы к семи годам судьба не послала ей настоящего друга, учителя и помощника Энн Салливан (в спектакле – Анни Сюлливен). Ценой невероятных усилий и огромной любви Энн смогла научить девочку общаться на языке слепоглухонемых, чувствовать связь между предметом, действием и его обозначением на этом языке. Именно об этом поставлен спектакль.
На пресс-конференции, которую приехавшие в КЧР артисты РАМТа дали журналистам СМИ, говорилось о том, какую реакцию в зале вызывает обычно просмотр этого спектакля.
– Приходите с платочками и салфетками, это не просто история больной девочки, это берущая глубоко за душу драма, которой сопереживают все – и дети, и взрослые, – предупредили нас. И присущий в таких случаях скептицизм был полностью растворен уже первым получасом просмотра.
Весь спектакль двухчасовой, но смотрится на одном дыхании. И, как человек, видевший немало хороших постановок за свою жизнь в известных театрах страны, могу сказать, что впечатление получила просто потрясающее. Хочется выразить восхищение игрой исполнительницам главных ролей – Татьяне Матюховой (Элен) и Елене Галибиной (Анни Сюлливен), которые так невероятно правдоподобно смогли передать достаточно сложный замысел истории. Остальные четверо актеров выложились не меньше, и вся дружная команда отыграла на все сто. Вот
отзывы, которые я выслушала сразу после спектакля от наших завзятых театралов, и не только.
Павел Манташьян, фотохудожник:
– Спектакль учит понимать друг друга, находить пути к сердцу друг друга. Это не развлекательная постановка, а серьезная поучительная история, цепляющая за душу и заставляющая задуматься..
Умар Мижев, народный художник КЧР:
– Спектакль однозначно понравился. Очень необычно, достоверно, затрагивает душу. Правда, немного звук подкачал, половину не услышал, а очень жаль. Но по игре все было ясно.
Иван Горячев, студент:
– В детстве в театр ходил чаще, с одноклассниками. Сейчас бываю редко, некогда. Попал случайно, за компанию, но мне понравилось. Сильный спектакль. Вживаешься в действие и сопереживаешь, даже если и не был настроен на это. Заставляет думать и после того, как выходишь из зала.
Алина Кужева, школьница:
– Не скрою, девочка поначалу сильно раздражала своими выходками и о жалости речи даже не шло. Но незаметно история так зацепила, что слезы на глазах в финале были естественной реакцией, хотя я крайне редко плачу в таких случаях.
История слепоглухонемой маленькой девочки, её семьи и нового верного взрослого друга в лице учительницы не оставляет равнодушным никого. Шесть человек не играли, а прожили эти два с лишним часа, а зрители стали невольными свидетелями их трагедии в жизни, отчаяния и оптимизма, веры, любви и борьбы за свою дочь.
В числе зрителей на спектакле «Сотворившая чудо» был и министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов. Он также поделился своим мнением о просмотре:
– Прежде всего, хочется отметить, что сам федеральный проект – стоящий и нужный для всех нас. Возрождение обмена культурой между центром и регионами необходимо нам как воздух. Теперь об аудитории: я пришел поздно, билеты были уже только на балкон. Обратил внимание на то, что зрительская аудитория достаточно пестрая. На галерке тоже было много школьников, и я морально приготовился к тому, что мало что услышу из-за шума. Тем не менее, сидя в самой гуще маленьких бандерлдогов, которые действительно поначалу шумно себя вели, был затем сильно поражен. Ровно после 10 минут просмотра все они угомонились, убрали телефоны, «айпады», планшеты, и больше я никого из них не слышал. Смотрели на едином дыхании всем миром, это был просто тотальный захват разума. Ну, и конечно мастерство актеров, дотянувших весьма сложную постановку до первоклассного уровня заслуживает отдельной похвалы. Я часто бываю в столичных театрах, в Санкт-Петербурге, когда удается, и могу сказать: получил самые лучшие впечатления.
Что ж, остается поблагодарить всех, благодаря кому мы смогли еще раз прикоснуться к миру настоящего театра. Спасибо всем большое!
И напоследок, приведу цитаты от той самой Элен Келлер, которая не только смогла преодолеть свой недуг, но и научилась говорить, писать, закончила Гарвард и стала ученым и писателем:
   – Ещё ни один пессимист не проник в тайны звезд, не открыл неизвестную землю и не распахнул перед человеческим духом новые небеса;
   – Лучшие и прекраснейшие вещи в мире нельзя увидеть, к ним нельзя даже прикоснуться. Их надо чувствовать сердцем;
   – Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях