«Любовь моя, Мариинка»

17 сентября в 06:55
9 просмотров

Заур АЛИЕВ – безусловно, явление уникальное на небосклоне отечественного музыкального искусства. Еще будучи шестиклассником СОШ № 1 Карачаевска стал заслуженным артистом Карачаево-Черкесии благодаря своему таланту, артистизму, уникальному голосу, ничуть не уступавшему итальянскому «соловью» 60-х годов Робертино Лоретти. На сцену он вышел шестилетним ребенком – зрители помнят, когда мальчик в алой черкеске, приложив ручки к груди, пел: «Салам алейкум, земляки мои, салам алейкум, старики», у людей старшего поколения от умиления и гордости за юного артиста влажнели глаза… А недавно по местному ТВ показывали клип десятилетней давности: чарующая природа Маринского ущелья, в ауле на почетном месте восседают местные аксакалы (увы, некоторых уже нет в живых), и перед ними все в той же алой черкеске единственную тогда в своем репертуаре песню исполняет маленький джигит.

Потом черкеска уступит место белоснежному фраку, а горские хиты – классическим итальянским произведениям. Уже к завершению учебы в школе, которую он окончил экстерном, Заур был лауреатом многочисленных международных конкурсов, а главное – его заметил председатель жюри фестиваля «Невские зори» Сергей Инков, порекомендовавший Валерию Гергиеву, художественному руководителю и дирижеру Мариинского театра, прослушать талантливого мальчика. 

Заур АЛИЕВ – безусловно, явление уникальное на небосклоне отечественного музыкального искусства. Еще будучи шестиклассником СОШ № 1 Карачаевска стал заслуженным артистом Карачаево-Черкесии благодаря своему таланту, артистизму, уникальному голосу, ничуть не уступавшему итальянскому «соловью» 60-х годов Робертино Лоретти. На сцену он вышел шестилетним ребенком – зрители помнят, когда мальчик в алой черкеске, приложив ручки к груди, пел: «Салам алейкум, земляки мои, салам алейкум, старики», у людей старшего поколения от умиления и гордости за юного артиста влажнели глаза… А недавно по местному ТВ показывали клип десятилетней давности: чарующая природа Маринского ущелья, в ауле на почетном месте восседают местные аксакалы (увы, некоторых уже нет в живых), и перед ними все в той же алой черкеске единственную тогда в своем репертуаре песню исполняет маленький джигит.

Потом черкеска уступит место белоснежному фраку, а горские хиты – классическим итальянским произведениям. Уже к завершению учебы в школе, которую он окончил экстерном, Заур был лауреатом многочисленных международных конкурсов, а главное – его заметил председатель жюри фестиваля «Невские зори» Сергей Инков, порекомендовавший Валерию Гергиеву, художественному руководителю и дирижеру Мариинского театра, прослушать талантливого мальчика.
Так Зауру была доверена роль царевича Федора в опере Чайковского «Борис Годунов». И это стало настоящей сенсацией для нашей маленькой республики. Анна Андреевна Ахматова, помнится, делила прославившихся людей на две категории: у кого «темечко выдержало», а у кого – нет. Так вот, у нашего Заура как раз темечко выдержало – он не зазвездился, не остановился на пути к своей мечте выйти на большую сцену. Собственно, ему было просто некогда отвлекаться от намеченной цели.
С того времени прошло два года, и вот я в доме Алиевых. В городе шли дожди, и хозяин дома, народный поэт КЧР Хорлам Алиев, затопил камин. В углу гостиной стоит старенькое пианино, преданно служащее отцу и сыну по сей день. В комнату входит Заур, приехавший домой в отпуск – театральный сезон в Мариинке начинается в конце сентября. «Как же ты вырос!» – вырывается у меня, когда я пожимаю ему руку. Передо мной стоит юноша крепкого телосложения с серьезным и внимательным взглядом, и трудно поверить, что Зауру Алиеву, стажеру Мариинского театра, 17 лет исполнится только в октябре…
 Потом уже во время беседы с ним я не перестану удивляться его рассудительности, зрелым умозаключениям, основательности, причем какие-то створки души он приоткрывает, другие остаются наглухо закрытыми. Он со знанием дела рассуждает о легендарным оперных певцах – тенорах Собинове, Козловском, Лемишеве, гигантской фигуре Шаляпина, чей бас лично для Заура занимает позицию номер 1. «Надоели эти вечные заупокойные споры о классической музыке: она – де на глазах умирает вместе со своей аудиторией, и в опере видны только седые головы, молодежь туда ни палкой, ни пряниками не загонишь…- рассуждает Заур. – Что ж, жаль, что эти спорщики не побывали хотя бы раз у нас в Мариинке, где всегда аншлаг, где среди зрителей немало молодых».
Он с благововением рассказывает о Валерии Гергиеве – человеке, который, как говорят англичане, made self – сделал себя сам. Простой парень из Осетии начинал ведь со Всесоюзного конкурса молодых дирижеров, где занял второе место. Сегодня его имя звучит во всем мире, он руководит мощным коллективом – солистами, великолепным оркестром, хором, держит весь ансамбль в творческом напряжении, не пренебрегая деталями и не допуская неточностей. Для Заура Гергиев – тот кумир, на которого он хочет быть похожим и который постоянно перед глазами.
– Вы знаете, как сказал классик, в детстве у меня не было детства, поэтому рано и повзрослел, – признается Заур. – Инфантильность мне никогда не грозила. Со своими ровесниками мне, собственно, не о чем говорить – у них в основном одно и то же на уме: «Вот это тачка – супер! » или: «В «Одноклассниках» зависал на форуме целый день».
Что ж, он прав – далеко не каждый ребенок в детстве выдержал бы такую нагрузку: учеба в школе, уроки вокала, а еще – школа искусств в Московском, куда отец возил его почти ежедневно из Карачаевска, участие в ансамбле «Сувенир» под руководством Анатолия Згонникова, концертная деятельность, поездки на фестивали и конкурсы. Безусловно, Хорлам Рамазанович вложил в сына немало физических и душевных сил, а главное – жажду к самосовершенствованию, огромное трудолюбие и стремление к цели – служить высокому искусству. Ведь если Всевышний одарил тебя талантом, он дал тебе только шанс, а дальше уже сам достигай той высоты, на которую хватит сил.
Сегодня стажер Мариинской оперы Заур Алиев задействован почти во всех постановках, участвуя в массовках, ораториях, хоре, мизансценах. Одновременно он изучает спецпредметы: актерское мастерство, сценическую речь, итальянский и французский языки. Вокал ему преподает известный солист Мариинского оперного театра Алексей Стебленко. Все это ведется под патронатом и руководством художественного руководителя Академии молодых оперных певцов Ларисы Гергиевой. Быть стажером в Мариинке – высокая честь для дипломированных специалистов даже с консерваторским образованием, что еще раз подчеркивает высочайший уровень этого оперного театра. Кстати, вместе с Зауром в Мариинке бок о бок работает и учится после окончания музыкально-педагогического факультета Кабардино-Балкарского университета наш земляк, 28-летний Аслан Узденов из села Дружба, обладающий прекрасным баритоном. Заур, можно сказать, убил сразу двух зайцев – в Мариинке он учится и работает, принимает участие в престижных международных конкурсах. Так, на недавнем международном конкурсе молодых оперных певцов, который проходил в Калуге, он был награжден дипломом, став его лауреатом. Конкурс был сложным и проходил в два тура, где Заур блистательно исполнил ариозо Артура из оперы «Овод» композитора А. Спадавеккия, романс из оперы «Любовный напиток» Г. Донецетти, арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» и другие произведения.
 Кстати, ария Ленского – одна из его любимых: «Во-первых, эта ария для тенора, которым я обладаю. Во-вторых, этот персонаж мне близок по духу. Ведь по большому счету Ленский – прототип самого Пушкина. И если в школе нам трактовали на уроках литературы, что главный – это Онегин, а Ленский как бы задает ему тон, я отдаю предпочтение поэту, вызвавшему Онегина на дуэль за честь Ольги».
 – Как тебе служится в оперном театре мирового уровня?
 – Не побоюсь этого слова – с благоговением. Мы работаем в старом здании, где еще до сих пор ходит деревянный лифт, на котором поднимался сам Чайковский! Кругом одни знаменитости, и здесь сохранился дух дворянского Санкт-Петербурга с его высокой культурой и особой аурой. К сожалению, день у меня насыщен до предела и я не успел еще изучить все достопримечательные места Питера. Бегу в театр, мимоходом окинув взглядом каналы, ажурные мосты, кивну каменным львам на набережной Невы и вперед – меня ждет Мариинка, моя любовь и судьба. Сезон мы начинаем 27-сентября оперой Верди «Трубадур» и балетом Чайковского «Лебединое озеро». Это незабываемое чувство, когда видишь реакцию зрительного зала во время спектакля – здесь и восторг, и слезы, и вдохновенные лица. Ведь опера – это таинственное сочетание слова, музыки, мастерства и обаяния исполнителей. И я благодарен родной республике за то, что изначально именно здесь я делал свои первые шаги, здесь меня учили петь, играть на фортепиано, держаться на сцене, и первые аплодисменты для меня звучали на моей родине…
 – А я уверена, Заур, что ты еще не раз прославишь Карачаево-Черкесию, служа высокому классическому искусству.

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Заур АЛИЕВ исполняет арию Ленского на

международном конкурсе молодых оперных певцов в Калуге.

Поделиться
в соцсетях