«Требуются учителя…»

17 сентября в 06:50
12 просмотров

Одним из важнейших направлений политики Советского государства в сфере культуры в 1920­-1930-­е гг. было массовое просвещение, борьба с неграмотностью, создание разветвленной сети начальных и средних школ. Это, в свою очередь, вызвало необходимость в подготовке большого количества педагогических кадров, для чего стали организовываться средние специальные и высшие учебные заведения. С конца 1930-­х педвузы были организованы и в нашем регионе. Об одном из них – Черкесском учительском институте, открытом 75 лет назад, расскажем, опираясь на документы республиканского архива.
Надо сказать, что первым вузом на территории нынешней Карачаево-Черкесии стал учительский институт, открытый в 1938 г. в Микоян-Шахаре – столице Карачаевской АО. В нем обучались представители не только самой области, но и соседних регионов, в частности Черкесии. Однако потребности в кадрах для растущей системы народного образования Черкесской АО поставили на повестку дня вопрос о создании собственного вуза.
Одним из важнейших направлений политики Советского государства в сфере культуры в 1920­-1930-­е гг. было массовое просвещение, борьба с неграмотностью, создание разветвленной сети начальных и средних школ. Это, в свою очередь, вызвало необходимость в подготовке большого количества педагогических кадров, для чего стали организовываться средние специальные и высшие учебные заведения. С конца 1930-­х педвузы были организованы и в нашем регионе. Об одном из них – Черкесском учительском институте, открытом 75 лет назад, расскажем, опираясь на документы республиканского архива.
Надо сказать, что первым вузом на территории нынешней Карачаево-Черкесии стал учительский институт, открытый в 1938 г. в Микоян-Шахаре – столице Карачаевской АО. В нем обучались представители не только самой области, но и соседних регионов, в частности Черкесии. Однако потребности в кадрах для растущей системы народного образования Черкесской АО поставили на повестку дня вопрос о создании собственного вуза.
В постановлении президиума облисполкома от 23 апреля 1939 г., подписанном зампредисполкома ЧАО Исмаилом Каракетовым, отмечалось, что «в связи с введением 7-летнего всеобуча в области в 3-й пятилетке в школы дополнительно потребуется до 150 учителей 5-7 классов лишь на расширение сети школ и до 50 на замену и убыль». Констатируя, что «отсутствие в крае учительского института, готовящего кадры для черкесских, абазинских и ногайских школ, не дает возможность крайоно ежегодно выполнить областную заявку на учителей и лишает возможности область провести коренизацию среднего звена национальных школ», президиум обращался в Орджоникидзевский крайисполком с просьбой «возбудить ходатайство перед Совнархозом РСФСР об открытии в области с 1.09.1939 года учительского института для подготовки нацкадров для 5-7 классов школ». При этом облисполком давал обязательство «обеспечить вновь открываемый институт помещением под учебный корпус, общежитие для приезжих студентов и квартиры преподавательскому персоналу»…
 В течение нескольких месяцев областное и краевое руководство добивались положительного решения вопроса. Итогом их усилий стало Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 7 сентября 1939 г. № 462 «Об открытии Учительского института в г. Черкесске Черкесской автономной области Орджоникидзевского края».
Согласно этому документу, институт был открыт на базе Черкесского педагогического училища и состоял из двух факультетов – русского языка и литературы и физико-математического. Располагался новый вуз в учебном помещении и общежитии училища, которые были переданы в его ведение.
Уже 16 сентября в областной печати появилось объявление о том, что Черкесский государственный учительский институт объявляет набор студентов. Абитуриентам должно было быть от 17 до 40 лет, а образование – не менее 9 классов средней школы. Окончившие среднюю школу на «отлично» принимались без экзаменов, все остальные должны были сдать три предмета – русский язык, историю СССР и Конституцию, а также экзамен по специальности. Это были, соответственно, физика, математика и литература. Прием заявлений осуществлялся в течение 10 дней и заканчивался 25 сентября. Первые занятия начались уже в октябре.
В предвоенные годы институт провел три набора и два выпуска (1941, 1942 гг.) преподавателей, которые с успехом работали в школах области. Известно, что уже первый набор студентов составил 120 человек.
Начавшаяся 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война коренным образом перестроила деятельность института. Он освободил свое помещение для госпиталя, в течение двух с половиной месяцев занятия не проводились вообще…
Многие студенты и преподаватели ушли на фронт, геройски сражались, отдавая все свои силы и даже жизнь за Родину… Те же студенты, которые остались в тылу, после учебы вместе со всеми трудились не покладая рук в цехах и артелях, колхозах и совхозах под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!».
Тяжелым испытанием стал для вуза период фашистской оккупации (август 1942 – январь 1943 гг.). За пять месяцев почти полностью были уничтожены учебно-методическая база, библиотека и хозинвентарь.
Однако сразу же после освобождения Черкесска институт силами преподавателей и студентов собрал необходимый минимум учебников, наглядных пособий, хозяйственного и учебного материала и уже с 10 февраля 1943 г. возобновил работу. Поначалу занятия проходили в здании НСШ № 15, но уже с апреля институт и педучилище перешли в свое учебное помещение на ул. Горького, что позволило развернуть работу вуза.
С 1 июля 1948 г. в институте было открыто заочное отделение с факультетами истории, языка и литературы, физики и математики. Это стало большим подспорьем для педагогов, уже работавших в школах и желавших повысить уровень своего образования. С июля 1949 г. студенты педучилища влились в состав института, составив несколько групп.
Свою деятельность Черкесский учительский институт успешно продолжал в течение еще нескольких лет, но готовившееся возобновление деятельности Карачаево-Черкесского педагогического института, готовившего кадры для школ в полной мере, ставило вопрос о целесообразности его дальнейшего существования. В соответствии с приказом Министерства просвещения РСФСР от 16 июня 1956 г. № 202 на его базе было вновь создано Черкесское педагогическое училище.
За свою недолгую историю Черкесский учительский институт выпустил из своих стен сотни русских педагогов, которые многие годы самоотверженно трудились в абазинских, черкесских и ногайских аулах. Он стал настоящей кузницей кадров национальной интеллигенции области. Десятки горцев и горянок получили в нем высшее образование. Они с успехом трудились многие годы на ниве просвещения. Среди них заслуженные учителя Российской Федерации – Раиса Ахлова и Бучай Байчоров, Мухадин Джамбеков и Петр Шхаев. Многие известные ученые также начинали свой путь в профессии, окончив Черкесский учительский институт. Вот лишь несколько имен – заслуженный деятель науки России, профессор, доктор филологических наук Хызыр Хапсироков, заслуженный деятель науки России, профессор, доктор педагогических наук Назир Экба, доктор исторических наук, профессор Мухтар Бекижев, кандидат филологических наук, профессор Рауф Клычев. Учились в институте и общественно-политические деятели, в том числе Амин Наптугов – секретарь Черкесского окружного (областного) комитета комсомола в 1926 и 1927-1929 гг., Замих-Шери Карданов – председатель Черкесского (1952-1957), а затем и Карачаево-Черкесского (1957-1964) облисполкома, Умар Темиров – второй секретарь Карачаево-Черкесского обкома партии (1965-1991), Светлана Абитова – заместитель председателя Карачаево-Черкесского облисполкома (1980-1990).
В немалой степени своими успехами институт был обязан своим педагогическим кадрам. Среди них были опытные преподаватели, такие как Андрей Жарихин, Петр Агринский, Александр Мышляев, Александр Невский, Мадина Симуш. Именно в учительском институте начала свою трудовую деятельность на земле Карачаево-Черкесии и Валентина Павловна Невская (Пикус) – выдающийся исследователь истории народов нашей республики, доктор исторических наук, профессор….
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на свою короткую историю, Черкесский учительский институт выполнил свою главную задачу – воспитал сотни педагогов, которые внесли решающий вклад в развитие образования в области.

Ш. БАТЧАЕВ,
начальник отдела госархива КЧР.

Поделиться
в соцсетях