Грант Главы республики – лучшим педагогам

Сегодня в 10:16
1 просмотр

В Министерстве образования КЧР прошло совещание, посвященное вопросу совершенствования преподавания русского языка в образовательных учреждениях КЧР. В работе совещания приняли участие ректор Карачаево­-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования Александр Гурин, консультант отдела непрерывного образования Министерства образования и науки КЧР Нелли Аганова, директор Института филологии КЧГУ Хасан Лепшоков, директор Карачаево-­Черкесского педагогического колледжа им. У. Хабекова Игорь Михайлов, заведующая кафедрой русского и иностранных языков СКГГТА Марина Харатокова, учитель русского языка лицея №1 г. Усть­-Джегуты Татьяна Черняева, учитель русского языка и литературы гимназии №5 г. Черкесска Мирьям Курмансеитова, директор СОШ в а. Эркин­-Халк Галина Касиева.

В Министерстве образования КЧР прошло совещание, посвященное вопросу совершенствования преподавания русского языка в образовательных учреждениях КЧР. В работе совещания приняли участие ректор Карачаево­-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования Александр Гурин, консультант отдела непрерывного образования Министерства образования и науки КЧР Нелли Аганова, директор Института филологии КЧГУ Хасан Лепшоков, директор Карачаево-­Черкесского педагогического колледжа им. У. Хабекова Игорь Михайлов, заведующая кафедрой русского и иностранных языков СКГГТА Марина Харатокова, учитель русского языка лицея №1 г. Усть­-Джегуты Татьяна Черняева, учитель русского языка и литературы гимназии №5 г. Черкесска Мирьям Курмансеитова, директор СОШ в а. Эркин­-Халк Галина Касиева.

Недавно Президент России Владимир Путин предложил пересмотреть школьные программы по русскому языку и литературе, увеличив количество отведенных на изучение этих предметов часов. Он с сожалением отметил, что уровень владения русским языком среди молодежи снижается, как и интерес к литературе. «Наша страна — некогда самая читающая в мире — уже не может претендовать на это почетное звание, — признал глава государства. – ­ По статистике, российские граждане отводят чтению книг в среднем лишь 9 минут в сутки. Эту тенденцию принято считать следствием бурного развития цифровых технологий и утраты книгой своего статуса ведущего носителя информации, знаний. Но люди всегда находили в книге ответы на волнующие вопросы, учились мыслить, анализировать, чувствовать и правильно говорить».
Проблеме преподавания русского языка в нашей республике уделяется большое внимание. Неслучайно Глава республики Рашид Темрезов на совещании по вопросу совершенствования преподавания русского языка в образовательных структурах КЧР объявил об учреждении гранта Главы Карачаево­-Черкесии для преподавателей русского языка и литературы.
Участники заседания высказали свои предложения по данному вопросу, обсудили форму конкурса, критерии отбора и формирования жюри. Присутствующие пришли к выводу, что к участию в конкурсе на грант Главы КЧР должны допускаться педагоги со стажем работы не менее трех лет, необходимо, по их мнению, учитывать также результаты ЕГЭ их учеников.
«По поручению Главы Карачаево­-Черкесии Рашида Темрезова ­- поощрить лучших преподавателей русского языка и литературы, предлагаем учредить 15 грантов на общую сумму 500 тысяч рублей: пять человек получат по 50 тысяч, следующая пятерка – по 30 тысяч, еще пятеро -­ по 20 тысяч», ­- сказал министр образования и науки КЧР Мурадин Мамбетов в ходе заседания рабочей группы по вопросам совершенствования преподавания русского языка в образовательных учреждениях.
На совещании отмечалось и оскудение современного разговорного языка. Мы, говорили участники встречи, все чаще сталкиваемся с языковой безграмотностью и примитивностью. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать свои мысли. Но простым прибавлением количества учебных часов проблему не решить. Государство должно поддерживать качественную литературу, поскольку именно она четко отражает состояние общества. Кроме того, русская литература является фактором идейного влияния России в мире. Даже если снижение интереса к чтению, к книгам является общемировой тенденцией, не следует смиряться с этим, потому что именно мы перед всей цивилизацией несем ответственность за сохранение русской литературы, за сбережение ее колоссального гуманистического потенциала.
При этом внутри страны нужно формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современности станут правилом хорошего тона. Для этого необходимы создание условий для творчества писателей и возрождения традиций литературной критики, разработка сбалансированной издательской политики и активное использование возможностей библиотек, литературных музеев. Нам в целом нужна долгосрочная, продуманная система мер поддержки отечественной литературы.
Кроме того, в ходе совещания были высказаны предложения по развитию интереса учащихся и студентов к изучению русского языка и литературы, совершенствованию их преподавания.
Особо обсуждалась проблема нехватки молодых кадров в школах. Государство не выработало программы по привлечению их в школы. Существующая сейчас программа неэффективна, так как в ней нет социальной поддержки: жилья и достойной заработной платы. В итоге менее трети выпускников вузов идет работать в школу, около половины учителей школ в России имеют предпенсионный и пенсионный возраст. Они продолжают работать, так как их не сменяют молодые специалисты, а учителям-­пенсионерам трудно прожить на одну пенсию без зарплаты, они остаются работать, несмотря на возраст, и с каждым годом количество пенсионеров в школе возрастает.
Низкий социальный статус учителя не способствует пополнению школ молодыми и квалифицированными специалистами. Сейчас государство расходует на образование и зарплаты 3,5 % от ВВП, что явно не соответствует требованиям времени. При этом очень мало в школе учителей-­мужчин. Почему? Ответ простой — низкая зарплата. Мужчина должен содержать семью и потому ищет работу с более высокой зарплатой, пусть и не по специальности. Идеально в школах должны быть учителями 50% мужчин и 50 % женщин, иначе вырастим инфантильную молодежь.
Для решения проблемы необходимо повысить привлекательность карьеры преподавателя, его социальный статус, поддерживать талантливых педагогов. Окончательно проблема не исчезнет, пока не придут новые молодые специалисты. Молодым учителям сейчас будет легче подстроиться под новые требования и стандарты. Они — будущее российского образования, те, кто осуществит на деле задуманные программы образования в России на ближайшие десятилетия.
Мурадин Мамбетов поручил руководству КЧ РИПКРО совместно с Институтом филологии КЧГУ на основе высказанных предложений подготовить комплекс мероприятий по развитию интереса к изучению русского языка и представить их в Министерство образования и науки КЧР до 25 августа этого года. Аналогичное поручение было направлено также муниципальным органам управления образования.
По итогам заседания будет утвержден комплекс мер по совершенствованию преподавания русского языка и литературы, который будет реализовываться в образовательных учреждениях республики.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях