Вопрос первостепенного значения

23 сентября в 06:10
1 просмотр

Как известно, на состоявшемся 22 июля этого года заседании Совета Безопасности РФ обсуждался комплекс вопросов, связанных с обеспечением суверенитета и территориальной целостности России. Эта тема содержит немало факторов, в том числе национальных. И Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на вопрос первостепенного значения, коим является «последовательная работа по укреплению национального единства».
В этой связи представляется важным акцентировать внимание на некоторых проблемах истории национального вопроса в России, что позволяет извлечь из положительного и отрицательного опыта необходимые выводы и уроки для осмысления настоящего и будущего.
Как известно, Россия создавалась как единение народов. Древнерусское государство, зародившись в середине IX века, в дальнейшем приняло многонациональный характер. Достаточно сказать, что в XVI в. в России кроме русских жили адыги, абазины, карачаевцы, приволжские ногайцы и предки караногайцев – ногайцы Темерской орды, кумыки, украинцы, марийцы и некоторые этнические группы.

Как известно, на состоявшемся 22 июля этого года заседании Совета Безопасности РФ обсуждался комплекс вопросов, связанных с обеспечением суверенитета и территориальной целостности России. Эта тема содержит немало факторов, в том числе национальных. И Президент РФ Владимир Путин обратил внимание на вопрос первостепенного значения, коим является «последовательная работа по укреплению национального единства».
В этой связи представляется важным акцентировать внимание на некоторых проблемах истории национального вопроса в России, что позволяет извлечь из положительного и отрицательного опыта необходимые выводы и уроки для осмысления настоящего и будущего.
Как известно, Россия создавалась как единение народов. Древнерусское государство, зародившись в середине IX века, в дальнейшем приняло многонациональный характер. Достаточно сказать, что в XVI в. в России кроме русских жили адыги, абазины, карачаевцы, приволжские ногайцы и предки караногайцев – ногайцы Темерской орды, кумыки, украинцы, марийцы и некоторые этнические группы.

К примеру, во второй половине XVI в. на Руси появляется род князей Черкасских, фамилия которых происходит от наименования адыгских черкесов, преимущественно из выезжавших на русскую службу правителей Кабарды, один из которых возглавлял русское правительство, другие были: московским губернатором, государственными политическими деятелями, занимали военные должности. А боярин Дмитрий (Каншов) Черкасский был членом Земского собора 1613 года (земские соборы – это центральные сословно-представительные учреждения России середины XVI-XVII вв. Истоки парламентаризма в России восходят к деятельности последних). На русской службе были и представители из рода абазинских мурз, карачаевского, ногайского горских обществ.
Все это свидетельствует о том, что, говоря словами Стратегии государственной национальной политики РФ, «большинство народов России на протяжении веков… внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры».
С середины XVII в. деятельность Земских соборов постепенно замирает (забегая вперёд, скажу: через год наша страна будет отмечать 1000-летие российского народовластия. В 1016 году Ярослав Мудрый, управляя Новгородом Великим, впервые собрал Вече – народное собрание славян – для обсуждения общих дел, которое является элементом прямой формы демократии). Это объясняется утверждением в России абсолютизма – самодержавной власти во главе с императором. Правители империи, по определению известного русского историка Сергея Соловьева, «имели инстинктивное отвращение от всякого движения, от всякого выражения индивидуальной свободы и самостоятельности».
В итоге Россия превратилась в «тюрьму народов», где национальный вопрос был чрезвычайно острым и выступал в различных формах. Для одних народов он был связан с восстановлением утраченной национальной государственности, для других – с борьбой за национальное равноправие, для третьих – с колониальной зависимостью.
Чрезвычайно острый вопрос – это трактовка пребывания различных народов и регионов в составе Российского государства. Следует напомнить, что первые десятилетия XIX в. ознаменовались завершением долгого и противоречивого процесса вхождения народов Северного Кавказа в состав России.
В этой связи подчеркнем, что и горцы, с исторической точки зрения, являются такими же учредителями современной России, как, скажем, Московское княжество, и мы видим себя неотъемлемой частью единой российской гражданской нации при сохранении этнического и религиозного многообразия. Ведь немалое число и русских княжеств были завоеваны Москвой.
В свое время И. Тургенев писал: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится».
В результате войн и дипломатической деятельности Российская империя значительно расширилась. В XIX веке ее территория равнялась 22,4 млн.кв. км. По переписи 1897 года (в России всеобщая перепись населения была лишь один раз) население составляло 128,2 млн. человек, в том числе Кавказский край – 9,3 млн. На территории Российской империи проживало более 100 народов и народностей. 57% населения составляли нерусские народы. В стране использовались 146 языков и диалектов.
При этих обстоятельствах известный русский государственный деятель Михаил Спиранский, по поручению императора Александра I, составил план государственных преобразований, чтобы придать самодержавию более современный вид и внешние формы конституционной монархии. По проекту Спиранского выбиралась и Государственная Дума. Однако идеи автора были реализованы только через 100 лет; с 1906 года законодательную власть император осуществлял через Государственную Думу и впервые за всю российскую историю власть уделила внимание национальному вопросу в России.
В ответном адресе Думы на тронную речь императора говорилось: «Государственная Дума считает необходимым указать в числе неотложных задач своих и разрешение вопроса об удовлетворении давно назревших требований отдельных национальностей. Россия представляет государство, населенное многоязычными племенами и народностями. Духовное объединение всех этих племен и народностей возможно только при удовлетворении потребности каждого из них сохранять и развивать своеобразие в отдельных сторонах быта. Государственная Дума озаботится удовлетворением этих справедливых нужд».
Однако «отдельные стороны быта» не решали национальную проблему в России. По выражению Владимира Ленина, «такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были бы ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России». Это было написано в 1913 году. А через год, в 1914г., началась Первая мировая война, которая коснулась и жителей Северного Кавказа. В числе воевавших за Россию были и горцы, ставшие на защиту страны. Потом и кровью они ковали победу Отечества, что свидетельствует о российском национальном единстве в годы тяжелых испытаний.
Победа февральской буржуазно-демократической революции 1917г. превратила Россию в самую свободную страну из всех 38 воюющих государств, обеспечив массам возможность широко пользоваться политическими правами. Октябрьская революция создала объективные предпосылки для решения национального вопроса в России. Их реализация зависела, прежде всего, от действия субъективного фактора, т.е. от политики большевистской партии, осуществляющей руководство обществом.
На различных исторических этапах могут выдвигаться на первый план разные стороны национального вопроса (борьба за политическую или экономическую независимость, проблемы культуры, языка, как это сейчас происходит на Украине, где национал-радикалы превратили русский язык в неразрешимую проблему).
Как бы мы ни относились к большевизму как явлению, большевикам надо воздать должное за создание национально-территориальных образований в составе РСФСР, в развитии национальных языков и культур, в подготовке национальных кадров и т. д. В результате к середине 30-х годов национальный вопрос как вопрос национального угнетения, неравноправия и антагонизма между нациями и народностями в СССР был решен. Идея расцвета и сближения наций была ведущей в период советской власти.
Однако народная память вечно будет хранить трагические страницы истории, повествующие о массовых политических репрессиях сталинского тоталитарного режима, когда, к примеру, только в Карачае и Черкесии репрессии унесли жизни десятков людей – цвет нации: государственных и общественных деятелей, ученых, представителей творческой интеллигенции, журналистов и других. Были насильственно депортированы 19 народов и народностей. Например, по переписи 1989 года 13 процентов карачаевцев родились вне пределов России. Подавляющее большинство из них – в Казахстане и Киргизии уже после депортации.
После смерти «отца народов» Сталина в стране наступил период «хрущевской оттепели», когда в сентябре 1953 года Никита Сергеевич стал 1-м секретарем ЦК КПСС (одновременно в 1958-1964гг. председателем Совета Министров СССР). Его заслуга в области национальной политики в основном заключается в том, что на знаменитом ХХ съезде КПСС (февраль 1956 г.) первое лицо партии впервые открыто осудило депортацию народов. На этом съезде партия подвергла всестороннему разбору уроки культа личности Сталина, получившего широкое распространение, особенно в последний период его жизни.
Вместе с тем, в деятельности Хрущева, как известно, имели место личные амбиции, произвольные решения в политике и общественной жизни. Иначе как можно объяснить тот факт, когда 60 лет назад, 19 февраля 1954 года, одним росчерком пера он принял решение о передаче тогдашней Крымской области из РСФСР в состав УССР в честь 300-летия воссоединения Украины с Российской империей (1654 г.).
Никита Сергеевич, так сказать, «подарил» Украине не абы какую область, а территорию в 27 тыс. кв. км, или в два раза больше площади современной КЧР, с уникальными природными ресурсами, важнейшими морскими портами (в том числе Севастопольский порт, ставший еще с начала XIX в. главным военным портом Черноморского флота).
Как подчеркнуто в постановлении ЦК КПСС от 30 июня 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий», «культ личности не мог поколебать и не колебал социалистической природы советского общественного строя». Под действием объединительных факторов, таких как единая экономика, интернационалистская идеология, общность исторических судеб всех народов и народностей и других, в СССР возникла новая историческая общность людей – советский народ. Образование советского народа было закреплено в Конституции Советского Союза.
Ускоренными темпами развивались национальные образования, в том числе Карачаево-Черкесская автономная область, экономика которой развивалась темпами, скажем, впятеро превышающими те, которые были на Ставрополье. При этом следует заметить, что были случаи, когда некоторые краевые организации осуществляли по отношению к области ведомственный диктат в хозяйственной практике. Но этот факт, имевший место в нашей совместной истории, не следует преувеличивать. За достижения в развитии экономики, укреплении братской дружбы советских народов автономная область награждена орденами Ленина и Дружбы народов.
Вопрос о правовом статусе автономных образований РСФСР, в том числе Карачаево-Черкесской автономной области, стал наиболее актуальным в связи с переходом территорий на полный хозяйственный расчет и самообеспечение, развитие региональных связей и региональной координации, когда выровнялись уровни социально-экономического развития так называемых бывших окраин и индустриальных центров.
30 ноября 1990 года Карачаево-Черкесия вышла из состава Ставропольского края. Но более высокий статус не избавил республику от недоразумений в области национальных отношений.
Как известно, 5 сентября 2012 года Владимир Путин провел рабочую встречу с Главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым и представителями различных сфер деятельности КЧР, на которой Президент РФ отметил: «Республика непростая, сложная. Мы знаем, что она даже в новейшей истории переживала немало острых моментов в своем развитии. Слава Богу, сейчас ситуация стабильная, нормальная», а по отдельным вопросам общественной жизни «надо всем остальным субъектам Федерации брать пример с Карачаево-Черкесии».    
В прошлом целый ряд субъективных причин, подвижек со знаком «минус» способствовали формированию отрицательного имиджа Карачаево-Черкесии. Здесь в начале 1990-х этнолитическая составляющая конфликтности выдвинулась на первый план. Её отголоски сказывались и в последующие годы. Лидеры наиболее многочисленных этнических групп приняли самое деятельное участие в «параде суверенитетов». Именно в рассматриваемый период Карачаево-Черкесия установила рекорд по количеству самопровозглашенных республик в составе РСФСР. «Бессрочные» и многомесячные митинги, всякого рода съезды местных народов по всякому поводу стали обычным явлением. В этих политических акциях не последнюю роль сыграла часть представителей интеллектуального труда.
В период проведения в 1992 году опроса населения по административно-территориальному устройству Карачаево-Черкесии некоторые общественные движения вместе с отдельными районными Советами депутатов блокировали опрос, поставив тем самым под вопрос само существование Карачаево-Черкесии как единого целого. Узурпированная местная власть стала грубо попирать принцип равноправия братских народов, заложенный в опросе населения, и проводить политику, направленную на ущемление национальных интересов. В 1995 г. и дважды в 1999 г. образовывались комиссии федерального центра по вопросам общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесии. Какое-то время (в 1999 году) республикой непосредственно управляли представители федерального центра.
Головной болью для наших народов была драматическая история выборов в республике. Во многом именно пример КЧР (вкупе с другими подобными историями) стал причиной для решения федерального центра об отмене в стране прямых губернаторских (президентских) выборов.
Далее. В 2009 году избрание члена Совета Федерации от Парламента КЧР заняло несколько месяцев. Лишь с пятой попытки он был избран. Удивляет и то, что кое-когда власти сами создавали себе трудности, которые «успешно» преодолевали. Так было и с попыткой Правительства КЧР реорганизовать редакции пяти разноязычных республиканских газет и создавать издательский дом, что вызвало всеобщее негодование населения. Все эти и другие порочащие репутацию КЧР события можно и нужно было предотвратить. Думаю, что все то, о чем мы говорили, прямо или косвенно подрывало нравственные устои общества.
Смею высказать суждение, что к этим негативным проявлениям имела непосредственное отношение и региональная власть с её этнократической системой правления и на ней определённая доля ответственности за всё то, что происходило в республике.
Когда мы говорим о недостатках, мы не можем только посыпать себе голову пеплом, отчаиваться. Сегодня воссоздается былой престиж Карачаево-Черкесии. В нашем обществе царит здоровый критицизм.
Но не следует считать беспроблемными межэтнические процессы, очень непростые и противоречивые в своей сущности. Противоречия свойственны всякому развитию, неизбежны они и в этой сфере, но важно не доводить их до «кипения», как это было в прошлом. Проблемы подготовки кадров, организации их учебы в области межнациональных отношений, противодействие конфронтационным тенденциям и другим отрицательным проявлениям должны быть в центре нашего внимания.
Нам нужны молодые специалисты: историки, этнологи, этнополитики, прошедшие подготовку в аспирантуре, докторантуре при ведущих высших учебных заведениях, научных учреждениях и организациях. Стоило бы подумать о неком научно-популярном пособии по истории края для внеклассного чтения и массового читателя.
На заседании Совета Безопасности от 22 июля 2014 года говорилось о роли гражданского общества «в совершенствовании системы госуправления в сфере национальной политики». В этой связи важно, чтобы национальный вопрос постоянно находился в центре внимания общественных объединений республики. Представители так называемых «титулованных» этнических общностей Карачаево-Черкесии должны всегда помнить о том, что наименование республики именем национальностей, к которым они принадлежат (я сам – представитель одной из них), – это почет и уважение, оказанное обществом. Это обязывает их консолидировать все здоровые силы республики для поддержания достигнутого национального согласия. При этом нельзя забывать, что политическими атрибутами «титульных» этносов наделены и остальные субъектообразующие народы, а также граждане других национальностей, составляющие вместе более половины от общей численности населения республики.
Национальная политика как самая сложная остается одной из приоритетных задач. Важно не повторить прошлых ошибок, всемерно содействовать формированию современных основ национальной политики, укреплять гражданское единство и духовную общность российского многонационального народа. Думаю, что всё здесь сказанное будет способствовать обеспечению суверенитета и территориальной целостности нашей страны.

М. БЕКИЖЕВ,
доктор исторических наук, профессор.

Поделиться
в соцсетях