Доклад Уполномоченного по правам человека в КЧР

24 сентября в 06:12
 просмотров

I. Введение
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике в 2013 году» (далее – доклад) подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 №40-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике».
Данный доклад является десятым по счету с момента образования института Уполномоченного по правам человека в республике и охватывает период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Целью написания доклада является информирование Главы Карачаево-Черкесской Республики, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судейского сообщества, правоохранительных структур, должностных лиц различных уровней, жителей республики о возникших и существующих проблемах, связанных с соблюдением конституционных прав и свобод граждан, а также о необходимости принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений в области прав человека и гражданина.

I. Введение
Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике в 2013 году» (далее – доклад) подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 №40-РЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике».
Данный доклад является десятым по счету с момента образования института Уполномоченного по правам человека в республике и охватывает период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года.
Целью написания доклада является информирование Главы Карачаево-Черкесской Республики, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судейского сообщества, правоохранительных структур, должностных лиц различных уровней, жителей республики о возникших и существующих проблемах, связанных с соблюдением конституционных прав и свобод граждан, а также о необходимости принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений в области прав человека и гражданина.

Представленный доклад – не отчет. Это одна из форм реагирования Уполномоченного по правам человека как государственного органа на нарушения в сфере прав и свобод человека и гражданина. В докладе концентрируется внимание на проблемах и тенденциях в сфере прав и свобод человека, с указанием государственных и иных органов, организаций, допустивших нарушения и не предпринявших своевременных мер по защите и восстановлению прав граждан. В нем содержатся оценки, выводы и рекомендации по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Десятилетний опыт работы и анализ деятельности как самого Уполномоченного, так и его рабочего аппарата показывают: то, с чем приходят, о чем пишут люди Уполномоченному, в основном, относится к теневой стороне человеческого существования – это горе, беда, несправедливость, грубые нарушения Конституции и норм законодательства, приводящие к человеческим страданиям.
Именно поэтому доклад наряду с положительными примерами в первую очередь повествует о накопившихся проблемах, часто содержит нелицеприятную критику и факты. Связано это, прежде всего, с тем, что простой человек не всегда ощущает себя защищенным от произвола чиновников, работников правоохранительных структур, несправедливости органов правосудия, ограничения его прав принимаемыми законами.
Руководствуясь материалами мониторингов, сегодня смело можно сказать, что правовая неграмотность большинства населения, отсутствие у многих людей веры в справедливость приводят к тому, что они терпят порой абсолютно недопустимый бюрократизм должностных лиц, их пренебрежительное отношение к людским нуждам. Это не только нарушает неотъемлемые права и свободы граждан, но и унижает их личное достоинство.
Мириться с таким отношением к людям (как правило, многие из них являются пенсионерами, инвалидами, заслуженными ветеранами), связанным с нарушением их прав и свобод, беззащитностью перед органами власти и чиновниками различных уровней, в демократическом правовом государстве мы не имеем ни морального, ни законного права.
Вопрос соблюдения прав и свобод должен стать краеугольным камнем всей государственной политики, так как в соответствии с Конституциями Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Уполномоченный по правам человека – это способ обеспечения государственного внимания к правам конкретного гражданина, инструмент повышения авторитета прав в общественном сознании. Особенность статуса Уполномоченного по правам человека заключается в том, что он не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти, а является государственным органом особого рода с уникальным статусом. Оспаривая законность и справедливость отдельных решений государственных, в том числе правоохранительных и судебных органов, а также заостряя внимание на недостатках и просчетах в их работе, Уполномоченный таким способом вносит свой вклад в улучшение их деятельности, в повышение уровня юридических знаний и навыков государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов, а также представителей структур гражданского общества и граждан в деятельности по защите прав и свобод человека и в целом в формирование правозащитной культуры населения.
Специфика деятельности Уполномоченного заключается в том, чтобы защищать права и свободы человека и гражданина, руководствуясь не только законами, но и, что весьма важно, справедливостью и голосом совести. Поэтому нередко приходится призывать должностных лиц к проявлению гуманности и справедливости даже в тех случаях, когда формально требования закона не были нарушены.
При подготовке ежегодного доклада Уполномоченный стремился полностью исключить личностное отношение к тем или иным персоналиям или организациям. В каждой сфере государственной и муниципальной деятельности есть место и свершениям, и недостаткам. Формат данного документа предполагает, в первую очередь, глубокий анализ положительных решений и особенно тех недостатков, всего того, что мешает нам жить по Конституции и законам, двигаться вперед.
В связи с этим убедительно прошу всех руководителей не воспринимать критические высказывания в адрес своих ведомств лично на свой счет.
Считаю, что честь мундира не выше чести государства, и тем более, не сравнима с необходимостью соблюдать и защищать честь и достоинство конкретного человека и гражданина.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В связи с этим, жители нашей республики, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Карачаево-Черкесской Республике, вправе требовать соблюдения конституционных, гражданских и международных прав и свобод кем бы то ни было.
Настоящий доклад составлен на основе изучения и анализа информации о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике, обобщения результатов рассмотрения поступивших к Уполномоченному коллективных и индивидуальных жалоб, заявлений и обращений граждан, сведений, полученных Уполномоченным и работниками аппарата в ходе выездных проверок и приемов граждан.
При подготовке доклада были также использованы официальные данные, аналитические и статистические материалы, материалы неправительственных организаций, научных и других учреждений, а также сообщения из средств массовой информации. При подготовке доклада также использованы данные, полученные Уполномоченным при посещении учреждений, исполняющих наказания, а также из закрытых психиатрических учреждений.
Сегодня ни для кого не является секретом, это видят и оценивают все, что в республике за последние два года происходят коренные изменения как в экономике, так и в решении социальных проблем, благоустройстве городов и районов, создании благоустроенных мест отдыха для наших жителей и особенно детей. Республика хорошеет на глазах. В общей сложности в республике ежедневно происходит немало доброго и правильного.
Как показывает практика, использование выводов и рекомендаций, содержащихся в докладах Уполномоченного, в определенной степени способствует, прежде всего, более эффективной реализации конституционных прав и свобод граждан в республике. С учетом этого Уполномоченный выражает надежду, что приведенные в настоящем докладе факты нарушений прав и свобод человека и рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, что, несомненно, явится важным фактором предупреждения нарушений прав и свобод граждан, а также снижения их количества.
В соответствии с нормами действующего законодательства и сложившейся практикой доклад направляется Главе Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию (Парламенту) Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Верховному суду Карачаево-Черкесской Республики, прокурору Карачаево-Черкесской Республики, руководителю Следственного Управления Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, начальнику Управления Федеральной службы безопасности России по Карачаево-Черкесской Республике, министру внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, депутатам Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Уполномоченный также считает необходимым направить доклад Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, в другие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные правозащитные организации, а также, в соответствии с законом, в средства массовой информации для его официального опубликования. Ведь именно гласность в работе, открытое апеллирование к общественному мнению являются главным инструментом Уполномоченного в деле пресечения и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

II. Общая оценка ситуации с соблюдением прав граждан в Карачаево-Черкесской Республике
В 2013 году деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике, как и прежде, была направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также сотрудниками правоохранительных органов.
Работа с жалобами и обращениями граждан является центральным звеном всей деятельности Уполномоченного по правам человека и его аппарата. Реагируя на заявления, Уполномоченный старается помочь конкретным людям, обратившимся к нему за помощью. Именно из обращений жителей складывается основная часть картины нарушений прав человека в республике, которая в дальнейшем отражается в ежегодных и специальных докладах и впоследствии становится основанием для принятия различных инициатив Уполномоченного по исправлению ситуации в целом.

Продолжение…

Поделиться
в соцсетях