Забота о природе — обязанность каждого

30 сентября в 06:02
 просмотров

«Только недавно в Черкесске прошел общегородской субботник. Вывезли, как рассказывали в СМИ, работники мэрии, целых 8 тонн мусора. Однако уже на второй день вид города оставлял желать лучшего. Мусора было достаточно, причем в самом центре, у драмтеатра, например. Удивительно, что жители Черкесска и приезжие считают нормальным швырнуть в кусты бутылку из-под лимонада или пива, выкинуть обертку от конфеты, мороженого в парке. Не лучше ситуация в районах республики. А ведь люди, которые так легко мусорят, ходят в храмы, мечети, считают себя верующими. Разве столь легкомысленное отношение к окружающему миру не противоречит канонам веры?

А. КАРАСОВА,
г. Черкесск».

В Коране и сунне пророка можно найти комментарии относительно всего, что имеет место в жизни человека. Естественно, есть наставления и по теме того, как человек должен относиться к окружающей среде. Так, исламовед и философ Эльмир Кулиев собрал в одной из своих работ цитаты из хадисов, связанные с отношением людей к природе. Он высчитал, что около 750 аятов священной книги призывают размышлять над природными явлениями и изучать отношения между биологическими организмами и окружающей средой, чтобы люди использовали свой разум для поддержания баланса, существующего во вселенной. «Только недавно в Черкесске прошел общегородской субботник. Вывезли, как рассказывали в СМИ, работники мэрии, целых 8 тонн мусора. Однако уже на второй день вид города оставлял желать лучшего. Мусора было достаточно, причем в самом центре, у драмтеатра, например. Удивительно, что жители Черкесска и приезжие считают нормальным швырнуть в кусты бутылку из-под лимонада или пива, выкинуть обертку от конфеты, мороженого в парке. Не лучше ситуация в районах республики. А ведь люди, которые так легко мусорят, ходят в храмы, мечети, считают себя верующими. Разве столь легкомысленное отношение к окружающему миру не противоречит канонам веры?

А. КАРАСОВА,
г. Черкесск».

В Коране и сунне пророка можно найти комментарии относительно всего, что имеет место в жизни человека. Естественно, есть наставления и по теме того, как человек должен относиться к окружающей среде. Так, исламовед и философ Эльмир Кулиев собрал в одной из своих работ цитаты из хадисов, связанные с отношением людей к природе. Он высчитал, что около 750 аятов священной книги призывают размышлять над природными явлениями и изучать отношения между биологическими организмами и окружающей средой, чтобы люди использовали свой разум для поддержания баланса, существующего во вселенной. «Природа создана на основе принципа равновесия, и поддерживать это равновесие – обязанность человека. Его действия не должны разрушать установленный в природе баланс, – говорится в труде. – Власть человека не подразумевает его абсолютное превосходство над другими живыми существами. Священный Коран учит тому, что абсолютная власть принадлежит одному Богу (аль-Бакара, 2:107), и предоставленные человеку возможности возлагают на него ответственность, в том числе моральную, за сохранение божьего творения. Все виды существ имеют право жить и процветать на земле не потому, что они – потенциальные предметы пользования людей, а потому, что их существование поддерживает гармонию и пропорцию в божьем творении. Коран провозглашает этот принцип следующим образом:«Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите» (аль-Хиджр, 15:19-20).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто посадит растение, тот будет получать награду за каждый раз, когда человек или любая другая тварь поест от него» (аль-Албани, Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 1093.).
Ислам запрещает охотиться на животных ради забавы и удовольствия, а также причинять им страдания. Разъясняя важность заботливого отношения к почве, ислам запрещает засорять и осквернять землю. Любые усилия по очищению земли и предотвращению ее загрязнения рассматриваются как богоугодный поступок и проявление веры. Есть несколько хадисов, подтверждающих это.
Необходимость бережливого отношения к водным ресурсам в исламе объясняется тем, что существование всех живых существ на земле связано с водой (аль-Анбиййа, 21:30). Наличие источников пресной воды во многих коранических аятах описывается как божья милость, что также требует от человека заботы об их сохранении (Йа Син, 36:33-35).
Концептуальная структура исламского права зиждется на коранических аятах и хадисах пророка. На протяжении столетий мусульманские ученые извлекали из них законы, касающиеся животных, водной среды, зеленых насаждений, дикой природы, использования общих земель, роста городов и других аспектов использования природных ресурсов и влияния на естественные процессы. Исламские законы ограничивают вмешательство человека в природу, оберегая лесные массивы от уничтожения, источники питьевой воды и воздух – от загрязнения, а экосистемы – от гибели и разрушения.
Бережное отношение к окружающей среде является составной частью мусульманской культуры. В природе даже микроорганизмы играют существенную роль. Исламу чужда концепция использования окружающей среды с односторонней выгодой для человека, поэтому бережливое отношение к ней можно рассматривать как часть мусульманской идеологии».

Подготовила Мадина ХАПАЕВА.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях