«И храм струится в высоту…»

1 октября в 06:14
3 просмотра

«С годами все чаще и чаще все более и более русские древности останавливали мое внимание, и все шире и шире открывался передо мной целый до сих пор неведомый мне мир… Я вдруг почувствовала, что это все близкое, свое, родное».
Такие горячие, искренние слова писала в 1902 году из Парижа знаменитая княгиня Мария Тенишева. Конечно, это несравнимые вещи, ни о каких параллелях не может идти речь, и тем не менее рискну привести слова другой женщины – заведующей детской библиотекой села Коста Хетагурова Зарифы Чеховой: «Мне неслыханно повезло: я увидела свет в селе Коста Хетагурова, расположенном у подножья горы Шоана, на вершине которого высится… Нет, прибегну лучше к помощи поэта, ибо лучше не скажешь: «Но вверх взгляни, над синими холмами увидишь ты ожившую мечту, как дым костра в безветрии, как пламя, как песня, храм струится в высоту…». Вот точно так же струится в небо наш Шоанинский храм. И он не единственный древний храм (IX – X вв.) на территории нашей многонациональной республики – это и Северный, Средний, Южный храмы Нижне-Архызского городища, и Сентинский в ауле Нижняя Теберда. Подобно чуду и открытие наскальной иконы «Спас Нерукотворный», сделанное в 1990 году…».

«С годами все чаще и чаще все более и более русские древности останавливали мое внимание, и все шире и шире открывался передо мной целый до сих пор неведомый мне мир… Я вдруг почувствовала, что это все близкое, свое, родное».
Такие горячие, искренние слова писала в 1902 году из Парижа знаменитая княгиня Мария Тенишева. Конечно, это несравнимые вещи, ни о каких параллелях не может идти речь, и тем не менее рискну привести слова другой женщины – заведующей детской библиотекой села Коста Хетагурова Зарифы Чеховой: «Мне неслыханно повезло: я увидела свет в селе Коста Хетагурова, расположенном у подножья горы Шоана, на вершине которого высится… Нет, прибегну лучше к помощи поэта, ибо лучше не скажешь: «Но вверх взгляни, над синими холмами увидишь ты ожившую мечту, как дым костра в безветрии, как пламя, как песня, храм струится в высоту…». Вот точно так же струится в небо наш Шоанинский храм. И он не единственный древний храм (IX – X вв.) на территории нашей многонациональной республики – это и Северный, Средний, Южный храмы Нижне-Архызского городища, и Сентинский в ауле Нижняя Теберда. Подобно чуду и открытие наскальной иконы «Спас Нерукотворный», сделанное в 1990 году…».

Библиотекарь от Бога, как говорят про Чехову в родном селе, за годы работы – а это почти 35 лет -постигла и претворила в жизнь такие библиотечные премудрости, которые позволяют все эти годы ей считаться одним из лучших библиотекарей района.
У каждого ребенка, большого и маленького, каждая книга вызывает кучу мыслей, вопросов. Зарифа не ленится отвечать на все вопросы и любому малышу, ибо детская откровенность, вызванная прочтением той или иной книги, считает, просто бесценна.
Я не помню, кто сказал, что библиотекари немножко похожи на учителей, и в первую очередь потому, что они вспоминают одинаково: о детях, которых воспитали и вырастили. Все так и есть. Чехова помнит всех детей, которые посещали библиотеку, помнит, кому какие вопросы задавала, принимая книги обратно и нетерпеливо жаждая услышать хорошо знакомые ей ответы…
– Вот был у меня ребенок Алихан Урусов, – вспоминает Зарифа, назвать ее по имени – отчеству язык не поворачивается, настолько она подтянуто, молодо, свежо выглядит, а ведь мать двух дочерей, бабушка двух внучек. – Подавай ему рассказы о животных, о великих путешественниках – Миклухо-Маклае, Пржевальском, Нансене, Дерсу-Узала и так далее, и больше ничего не надо. И вот, поди ж ты, нынче работает егерем в Баргузинском заповеднике, планирует вскоре перебраться в Костомукшский, у которого нет четких границ, а следовательно, работы непочатый край! А каких только интересных книжек я не подсовывала его сестре Тамаре, увлекающейся лишь справочной литературой и большей частью медицинского толка. Думаю, дам ей почитать Корчака, Сухомлинского, Чуковского, а там, как говорится, «…коготок увяз, и всей птичке пропасть», и подастся наша Томочка в педагоги или воспитатели… Нет, Томочка не только стремилась к медицинским знаниям не по-детски, но и стала медсестрой военного госпиталя… В Беслане, потом – в Сочи. Так что, как видите, есть ребята, которые с детства нашли для себя подлинный смысл жизни, крепкую основу, без которой твое существование теряет и смысл, и радость…
– Мы, взрослые, своих детей недооцениваем, потому что очень любим, – продолжает разговор Зарифа. – За годы своей работы я поняла одно: даже если дети очень любят читать, все равно слушать они любят куда больше. Сколько раз такое бывало: откроет школьник, к примеру, альбом «Храмы и башни Северного Кавказа» и просит: «Расскажите историю башни Адиюх!». А мне и завидна роль первого рассказчика!
Рассказчик же Зарифа Чехова – великолепный, потому как подготовленный. К примеру, приехала из Крыма многодетная семья Товгазовых, и давай девчонки ее пытать: «Мы видели такие чудесные скалы в Бахчисарае, но названий их – а они такие чудные! – не запомнили и даже не поняли». Зарифа день провела, изучая очерки по топонимике, но узнала все об интересующих детей объектах и поведала им удивительные легенды о скалах Вай-Вай-Анам-Кая (что в переводе «Ай-ай, мама!) и Хорхма Балам Кая (Не бойся, дочка!).
Мальчишек могла Чехова заинтересовать рассказами о скале «Пронеси, господи!» на Военно-Грузинской дороге, реке «Серебра» и многом другом.
Какую бы викторину ни проводила Зарифа в школе, в библиотеке, какие бы тематические выставки ни устраивала, обзоры книг – через все это красной нитью шла одна мысль – надо как можно бережней относиться к прошлому, к народной памяти о нем. И говоря по правде, никто ни в селе, ни в районной библиотечной системе не удивился, когда Зарифа решила принять участие в проекте «Храмы и башни – символ христианства на Северном Кавказе». И более того, выиграла грант в 320 тысяч рублей.
О том, что подвигло ее на этот шаг и как библиотека распорядилась этими деньгами, Зарифа рассказала подробно. И охотно.
– Что подвигло? Все мы знаем, что на эти уникальные шедевры зодчества давным-давно были навешены охранные таблички, но храмы были похожи на хлева и только. Запустение, мусор, разорение… Потому что не могут таблички охранять и сохранять строения, если у памятника нет хозяина. Памятники архитектуры, как известно, охраняются государством, а государственное – значит ничье, ибо какого варвара и когда останавливали ничего не значащие таблички? Особенно если дело происходит высоко в горах, там, куда транспортом не добраться. Но в последнее время к этой проблеме повернулись лицом. И власть предержащие, и музейные работники, и священнослужители. В Шоанинском храме, к примеру, не только навели должный порядок, но и ежегодно празднуют день Святого Георгия, проходят службы, желающих посетить Нижне-Архызские храмы – не счесть…
Берясь за работы над вышеназванным проектом, в первую очередь думала о том, мимо какого духовного материла многие люди, дети проходят равнодушно, а иные даже не подозревают об их существовании. Есть люди, которые просто не имеют возможности подняться на Шоану, поехать в Архыз, побывать на Хумаринском городище и так далее. Это касается, как правило, малоимущих семей, семей, где подрастают дети с ограниченными возможностями. В итоге мы лишаемся самого мощного инструмента воздействия на неокрепшие души детей, возможности достучаться до сердец своеобразными материальными весточками из прошлого. И не только материальными, потому как не из камня сложены эти уникальные христианские храмы – а из прошлого и настоящего, из вечного молчания усопших, из молитв праведников…
Конечно же, невероятную помощь в работе над проектом мне оказали заведующая ЦРБС Земфира Айсандырова, коллеги, учителя школы, педагоги истфака КЧГУ. Не стоят они в стороне и сейчас, когда мы стали осуществлять все задуманное. Это обзоры исторической и краеведческой литературы, которую, кстати, приобрели на деньги от гранта, экскурсии во все памятные места с проведением конкурсов и викторин на привалах. Верно говорят, знания, не согретые сердцем, не согретые сильным душевным переживанием, в чем-то неполны. Вот сидят ребята на привале, отвечают на вопросы, спорят друг с другом, доказывают что-то, а зашли в храм, увидели лики святых и в один голос: «Неужели эти глаза светили в жизни?»…
По мере продвижения работы вперед – а это приобретение оборудования: принтера, фотокамеры, изготовление буклетов о древних храмах КЧР, еженедельное проведение тематических книжных выставок и многое другое – мы стали замечать, что в детях и их родителях – а целевая аудитория проекта – более ста человек – стало четко проявляться обостренное чувство гражданственности, патриотизма, стала подниматься планка на шкале моральных ценностей. А какую светлую радость дарят общение со священнослужителями, духовно-эмоциональное пространство храма и территории вокруг него детям, когда они выходят на субботники по благоустройству былинного здания на горе Шоана! А с каким воодушевлением принимают школьники участие в творческом конкурсе, одноименном с проектом! Олег Отаров, к примеру, занимается лепкой, Милана Чехова рисует, Тимур Зангиев пишет рассказы. Очень многие занимаются фотосъемками и собиранием фотографий. И потому стенды библиотеки изобилуют ставшими бурыми от времени и еще новенькими яркими глянцевыми фотографиями…
Еще один труд души, путь жизни духовной участников проекта – создание альманаха, в который войдут творческие работы школьников села, забегая вперед, скажу, напрочь лишенных чувства мелочности, тщеславия, забывчивости, зато преисполненных процесса самопознания человека в своей истории и национальных корнях, любви к своей земле и благодарности к ее святыням, а также наиболее яркие фотографии, сделанные на наших многочисленных мероприятиях.

НА СНИМКЕ: Зарифа ЧЕХОВА.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях