На любовь своё сердце настрою…

7 октября в 07:02
1 просмотр

Под этим эпиграфом из «Грузинской песни» Булата Окуджавы проходят все мероприятия, проводимые клубом любителей и знатоков бардовской песни «Атланты», который вот уже 20 лет активно действует на базе гимназии № 5 г. Черкесска.
Название клуба выбирали сами дети – мои ученики. Предлагалось множество вариантов, но остановились на «Атлантах» благодаря одноимённой песне Александра Городницкого. Ведь атланты сегодня – это наши современники, люди трудолюбивые, добрые, сильные. Их немного, но именно на таких людях держится мир, как когда-то небо держалось на руках титанов-атлантов.
     Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,
     Не Боги – Человеки, привыкшие к труду.
     И жить ещё надежде до той поры, пока
     Атланты небо держат на каменных руках…

Нужно видеть и слышать, как исполняют эту и другие бардовские песни мои ребята – они не просто поют, а пропускают песню через душу. И нет для меня большей радости, чем видеть и чувствовать их в такие моменты, ощущать особое родство и единение наших сердец…

Под этим эпиграфом из «Грузинской песни» Булата Окуджавы проходят все мероприятия, проводимые клубом любителей и знатоков бардовской песни «Атланты», который вот уже 20 лет активно действует на базе гимназии № 5 г. Черкесска.
Название клуба выбирали сами дети – мои ученики. Предлагалось множество вариантов, но остановились на «Атлантах» благодаря одноимённой песне Александра Городницкого. Ведь атланты сегодня – это наши современники, люди трудолюбивые, добрые, сильные. Их немного, но именно на таких людях держится мир, как когда-то небо держалось на руках титанов-атлантов.
     Стоят они навеки, упёрши лбы в беду,
     Не Боги – Человеки, привыкшие к труду.
     И жить ещё надежде до той поры, пока
     Атланты небо держат на каменных руках…

Нужно видеть и слышать, как исполняют эту и другие бардовские песни мои ребята – они не просто поют, а пропускают песню через душу. И нет для меня большей радости, чем видеть и чувствовать их в такие моменты, ощущать особое родство и единение наших сердец…

Через несколько лет после создания клуба «Атланты», наблюдая позитивные результаты его работы, я пришла к решению разработать еще и элективный курс для учащихся 9-11-х классов: «Авторская песня. История и современность». И если основной задачей клуба изначально обозначила исследование, анализ и культивирование жанра авторской (бардовской) песни как социокультурного явления, феномена русской поэзии второй половины XX века и важнейшей составляющей отечественной культуры, то цели и задачи курса были расширены. Мне хотелось, чтобы у детей возрастал интерес к непреходящим ценностям, чтобы они проявляли больше самостоятельности суждений, позиций, взглядов. И чтобы у ребят благодаря приобщению к лучшим образцам авторской песни пробуждался интерес к собственному творчеству.
Курс успешно прошёл апробацию и нашёл приют в стенах пятой гимназии.
Меня нередко спрашивают, что побудило меня создать клуб авторской песни, а потом и соответствующий элективный курс. Ответ прост. Меня очень беспокоит то, что богатейшее культурное наследие бардов может быть утрачено, поглощено массовой культурой. Мои переживания обусловлены ещё и тем, что на сегодняшний день недостаточно научных работ, посвященных авторской песне. Издаются преимущественно сборники произведений отдельных авторов или журналистские эссе на уровне вопросов и ответов. Мало работ, рассказывающих об истории АП, ещё меньше – изучающих её как явление отечественной культуры, во многом определившей её состояние; фактически нет работ, повествующих о путях её развития, о влиянии на общую социокультурную ситуацию в стране. Совсем мало места уделяется этому уникальному жанру в программах по музыке и литературе в общеобразовательной школе. Парадоксально, что в учебных программах этих тем нет, а вот в ЕГЭ по истории, обществознанию, литературе вопросы по данной теме встречаются.
А ещё мне хотелось осветить в работе клуба «Атланты» и в курсе по АП историю и деятельность Всероссийского фестиваля бардовской песни «Горные вершины». Ведь Карачаево-Черкесия имеет прямое отношение к жанру авторской песни не только потому, что здесь бывали корифеи современной «звучащей лирики» – Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др., но и в первую очередь потому, что начиная с 1989 года у нас в Домбае ежегодно проходят «Горные вершины». Этот фестиваль открыл такие имена, как Тимур Шаов, Зурият Боташева, Альберт Узденов. Сегодня названные авторы-исполнители известны не только у нас в республике, но и далеко за её пределами. «Горные вершины» в своё время дали мощный импульс развитию авторской песни в Карачаево-Черкесии, а знаменитый «Домбайский вальс» Юрия Визбора стал поистине вторым гимном нашей республики.
Создание нашего клуба и специального курса по авторской песне – это желание хоть в какой-то мере восполнить обозначенные пробелы. Это стремление дать детям, и в особенности – старшеклассникам, представление о замечательном виде русской поэзии. Приобщить молодых людей к песням, в которых кладезь красоты, мудрости, доброты и в которых всегда можно найти ответы на свои вопросы.
Заповедь древних гласит: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Много лет посвятив педагогической деятельности, я только убеждаюсь в том, насколько проницательны и мудры эти слова. Высокие ориентиры всегда выведут на верную дорогу и помогут самостоятельно восполнить те пробелы, которые неизбежно остаются после учёбы. И наоборот: отсутствие таковых может сделать даже самые твердые знания никчемными. Поэтому и на уроках, и во внеурочной деятельности я стараюсь давать детям эти самые «маячки», которые будут освещать им дорогу в нашем сложном мире.
Эстетическая безграмотность и «вкусовая слепота» были поводом для беспокойства во все времена, но сегодня проблема усвоения «азов» подлинного искусства чрезвычайно осложнена самим бытием человека. Стихией телевизоров, мобильных телефонов, Интернета… И в этом пёстром информационном калейдоскопе молодому человеку просто необходимы художественный вкус и высокие ориентиры – как иммунитет против дурновкусия и пошлости, которыми изобилует, к сожалению, современное искусство. Художественно образованный человек всегда сможет отличить подлинные произведения искусства от суррогатов массовой культуры.
Приобщение подрастающего поколения к такому замечательному жанру, как бардовская песня, помогает успешно решать эти задачи. А если учесть тот факт, что у наших сегодняшних детей «клиповое» сознание и значительная их часть не способна воспринимать большой объём информации, то авторская песня – это идеальный, универсальный способ воспитания и образования. Песня – это самая малая и самая простейшая музыкальная форма. Звучит песня 3-5 минут, но в ней за это короткое время можно выразить всю мудрость мира, целый философский трактат…
Именно этим отличаются песни «поющих поэтов». Михаил Анчаров писал: «Авторская песня, в отличие от бездумных эстрадных шлягеров, несёт в себе слово, ну а слово-то это вольное, неподконтрольное, неотредактированное. И многим оно не по вкусу». Песни Александра Галича, в силу особой популярности и доступности бардовской песни, в прошлое время были едва ли не опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова… Все, кто слушал его песни, повторяли за ним:
    Промолчи – попадёшь в богачи!
    Промолчи – попадёшь в первачи!
    Промолчи – попадёшь в палачи!
    Промолчи, промолчи, промолчи!

Конечно, не все барды были политическими диссидентами, как Галич. Творчество многих вполне аполитично, но ничто не умаляет ценности тех вещей, о которых они писали и пели. У великого режиссера Петра Фоменко есть тонкий, ироничный и одновременно очень пронзительный фильм, поставленный по сценарию Э. Брагинского «Почти смешная история». В нем звучат совершенно чудные песни бардов – Сергея Никитина, Виктора Берковского и других, но песня Новеллы Матвеевой «Девочка и пластилин» – это, на мой взгляд, вершина поэзии вообще, и данного жанра в частности. Это настоящая философская притча, библейская истина. В ней выражено моё педагогическое кредо, моё представление о высокой миссии учителя.
     Ты их лепишь грубовато,
     Ты их любишь маловато,
     Ты сама и виновата,
     А никто не виноват…

С большим интересом мои ребята изучают и истоки синтетического стиля бард-рок, рождённого от слияния бардовской песни и рок-музыки. Этот уникальный стиль – наш единственный вклад в международную рок-терминологию. Влияние серьёзной поэзии, особенно авторской песни (Высоцкий, Галич, Окуджава…), на русский рок, пожалуй, не меньше, чем негритянского блюза на американский. Оно было основным и решающим. Особенность бард-рока такова, что в нём сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской песни. Наша рок-лирика – это прямое продолжение бардовской песни. С особым желанием и интересом учащиеся проводят исследования творчества классиков этого стиля: Андрея Макаревича, Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Александра Башлачёва, Юрия Шевчука и др.
Авторская песня – это многогранное социокультурное явление. Оно ещё недостаточно изучено со всех сторон и еще только будет предметом изучения специалистов самых разных областей: музыковедов, культурологов, социологов, историков. Драматург Александр Володин называл бардовские песни «фольклором городской интеллигенции». Слово «фольклор» здесь было употреблено слишком условно (авторская песня – это творчество индивидуальное, а не коллективное), но колоссальная роль бардовской песни в истории русской интеллигенции очевидна и бесспорна.
Поэзия «поющих поэтов» стала новой вехой в развитии культуры Отечества, помогла сохранить поэтическую традицию русской поэзии «Золотого» и «Серебряного» века. Творчество поэтов особого жанра бережёт и культивирует нравственные идеалы и моральные ценности нашего общества.
Клуб «Атланты», которому исполняется 20 лет, со дня создания базировался на классах, в которых я была классным руководителем, но членами клуба могли быть все желающие с 5-го по 11-й классы, те, в которых я веду уроки музыки и мировой художественной культуры. Одни дети уходят, окончив школу, другие – подхватывают у них эстафету, и мы все вместе снова и снова «настраиваем на любовь» наши сердца…

М. ДЗУГОВА,
учитель МХК и музыки гимназии № 5 г. Черкесска,

почётный работник образования РФ.

Поделиться
в соцсетях