Стать путеводною звездой

7 октября в 09:48
1 просмотр

Окончив восьмой класс, Оксана, мечтавшая, как и многие девчонки, о карьере артистки, по совету своей мамы Галины Никифоровны поступила в Черкесское педучилище. Детей она любила всегда и жертвой свое решение не сочла. После учебы пришла на должность вожатой в среднюю школу №11, через год стала работать по специальности – учителем младших классов. И больше артистическая карьера ее уже не манила. Гораздо позже Оксана скажет:
– Школа – это намного больше, чем сцена. Каждый день ты встаешь, идешь на работу (это уже как рефлекс), где весь день играешь свою многогранную роль – наставника, педагога, психолога и заботливой мамы. Играешь естественно и искренне, от всей души, иначе твою фальшь ученики мгновенно ощутят, ведь никакой Станиславский, при всем к нему уважении, не сравнится с высокочувствительным индикатором детской интуиции. Да, как и у всех, у педагога тоже бывают тяжелые дни, проблемы – рабочие и личные, но два с лишним десятка маленьких человечков, ждущих тебя каждый день в классе, – мощный стимул для преодоления любых невзгод и неприятностей.

Окончив восьмой класс, Оксана, мечтавшая, как и многие девчонки, о карьере артистки, по совету своей мамы Галины Никифоровны поступила в Черкесское педучилище. Детей она любила всегда и жертвой свое решение не сочла. После учебы пришла на должность вожатой в среднюю школу №11, через год стала работать по специальности – учителем младших классов. И больше артистическая карьера ее уже не манила. Гораздо позже Оксана скажет:
– Школа – это намного больше, чем сцена. Каждый день ты встаешь, идешь на работу (это уже как рефлекс), где весь день играешь свою многогранную роль – наставника, педагога, психолога и заботливой мамы. Играешь естественно и искренне, от всей души, иначе твою фальшь ученики мгновенно ощутят, ведь никакой Станиславский, при всем к нему уважении, не сравнится с высокочувствительным индикатором детской интуиции. Да, как и у всех, у педагога тоже бывают тяжелые дни, проблемы – рабочие и личные, но два с лишним десятка маленьких человечков, ждущих тебя каждый день в классе, – мощный стимул для преодоления любых невзгод и неприятностей.

Так и вжилась в свою школу Оксана Валерьевна Мартыновская, сроднилась с ней на четверть века. Энергичная, заводная, неунывающая, с добрым чувством юмора, в то же время ответственная, строгая и требовательная, она всегда одинаково ровно относилась ко всем детям, не разделяя их на «хороших» и «плохих».
– Все годы работы выкладываюсь «по полной», стараюсь за урок вложить максимум знаний, заинтересовать, научить. «Любимчиков» не бывает – все они одинаково родные, за всех переживаю, всех люблю, – Оксана Валерьевна отнюдь не кривит душой, говоря эти слова. И свидетельством тому – ее многочисленные ученики, которые и спустя годы после учебы находят время, чтобы увидеться с первой учительницей.
Свою единственную дочь Дашу Оксана растила так же, как когда-то растили ее саму, – строго, но справедливо. Никогда не выделяла, ведь дочь в свое время тоже пошла в «мамину» школу. Так что поблажек не было, была разумная и щедрая материнская любовь. Дарья выросла, окончила вуз в Ставрополе, год работала в одной из школ краевого центра учителем иностранного языка, окончила магистратуру, сейчас – переводчик. Очень благодарна своей маме за полученное воспитание.
Младшая сестра Оксаны Валерьевны Мария выросла и, глядя на старшую, тоже стала учителем младших классов, только уже в другой школе. Сейчас Мария Николаевна – директор Дворца детского творчества в Черкесске. И тоже – фанат своей работы.
Вот так Оксана Мартыновская «заразила» педагогикой и своих близких, как она шутит, и ни разу не пожалела, что пошла работать в школу. Напротив, уйдя на пенсию по выслуге лет в этом году, продолжила свое общение с детьми в Центре развития ребенка «Филиппок», где четвертый год ведет уроки по подготовке дошколят. Задаю вопрос – не надоели ли за столько лет преподавание и школьный шум-гам. Мне ответом недоуменно взлетевшие вверх брови учителя:
– О чем разговор? Конечно же, нет! Напротив, хочется еще говорить и говорить с детьми. И как-то странно, что впервые за столько лет мое первое сентября прошло не в родной школе. Хотя именно ко мне привели своих детей мои же ученики. Так что я уже не только классная мама, а еще и классная бабушка…
Ее многолетний добросовестный труд был не раз отмечен на разных уровнях грамотами, дипломами и благодарственными письмами. И ушла она, оставив после себя надежную замену. Именно в этом году на порог своего первого класса ступила Татьяна Ивахнова – бывшая ученица Оксаны Валерьевны из ее третьего по счету выпуска. С отличием окончив школу, Таня поступила все в тот же педагогический колледж учиться на …учителя младших классов(!). Она также пошла в профессию по совету своей мамы – учителя. А полученные в школе знания, позитивный образ первой учительницы только укрепили желание Татьяны стать школьной мамой для первоклашек. Сама она так говорит об этом:
– В педагогику нужно идти лишь по желанию, с готовностью любить детей, отдавать им все свое время, энергию, как когда-то отдавала нам все это Оксана Валерьевна. Это трудная, но очень интересная профессия, незаслуженно неоцененная в наше время. Ведь именно учитель становится путеводною звездой в мире знаний для пришедших в школу малышей. И то, как эта звезда будет им светить, насколько светлым станет для них путь в страну знаний, зависит во многом будущее ребят. В свой первый месяц работы учителем я это очень хорошо поняла. К нам приходят далеко не все подготовленные дети, со многими надо начинать с нуля, но когда хочешь и веришь в свои силы – это в радость. И дети это чувствуют, ждут учителя, рады ему… Меня вот уже тоже ждут, и я от этого счастлива, ведь самое страшное для учителя – быть нелюбимым.

Фото автора и Таулана ХАЧИРОВА.
НА СНИМКАХ: Оксана МАРТЫНОВСКАЯ и Татьяна ИВАХНОВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях