«Зеркало» для общества

14 ноября в 06:29
1 просмотр

14 ноября 1901 года в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук с факультетом социологии. А значительно позже, в 2004 году, в Санкт-Петербурге декан факультета социологии Асалхан Бороноев использовал этот факт для основания праздника – Дня социолога.
Завтра юбилей – 10 лет. И наш разговор с заслуженным ученым КЧР Аллой ЕРИЖЕВОЙ накануне этой даты пошел о социологии, ее роли в нашем обществе.
– Алла Хамзатовна, многие люди считают увлечение социологией несерьёзным делом, вроде гадания, с той лишь разницей, что в первом случае вопросы задаются картам, во втором – людям.
– Это невежество. Человек без социума нежизнеспособен, что доказано примерами детей-маугли. Но чтобы жить цивилизованно, нужно иметь хотя бы в упрощённом виде представление о социальных «передвижках», встрясках. Причём не в качестве «сарафанного» радио и сплетен, перевозбуждающих нервную систему и ведущих к непониманию, ссорам и разного рода социальным конфликтам, а в виде реальной, математически выверенной картины межличностных и общественных взаимоотношений.

14 ноября 1901 года в Париже открылась Русская высшая школа общественных наук с факультетом социологии. А значительно позже, в 2004 году, в Санкт-Петербурге декан факультета социологии Асалхан Бороноев использовал этот факт для основания праздника – Дня социолога.
Завтра юбилей – 10 лет. И наш разговор с заслуженным ученым КЧР Аллой ЕРИЖЕВОЙ накануне этой даты пошел о социологии, ее роли в нашем обществе.
– Алла Хамзатовна, многие люди считают увлечение социологией несерьёзным делом, вроде гадания, с той лишь разницей, что в первом случае вопросы задаются картам, во втором – людям.
– Это невежество. Человек без социума нежизнеспособен, что доказано примерами детей-маугли. Но чтобы жить цивилизованно, нужно иметь хотя бы в упрощённом виде представление о социальных «передвижках», встрясках. Причём не в качестве «сарафанного» радио и сплетен, перевозбуждающих нервную систему и ведущих к непониманию, ссорам и разного рода социальным конфликтам, а в виде реальной, математически выверенной картины межличностных и общественных взаимоотношений. Квалифицированный сбор, обработка, анализ информации, чем, собственно, занимается социология, зародившаяся еще в 19 веке и изучающая общество, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп и личностей, позволяют планировать, контролировать ситуацию, принимать несколько вариантов решений, в том числе нестандартных.

– Не секрет, что мнения народа и власти не всегда совпадают. Как «выкручиваетесь»?
– По-разному. В сталинское время, когда превалировало мнение только руководителя государства, социология, по выражению Бориса Грушина, была сначала «учёным советом при Чингисхане», затем, дабы не путалась под ногами, её отправили в загон. Тогда она многое потеряла как наука. Сейчас положение изменилось – руководство страны и нашей республики предоставило нам возможность нормально работать. Запросы населения мы анализируем не только по своим традиционным каналам, но и по прямым эфирам Президента России Владимира Путина и Главы КЧР Рашида Темрезова, ведь такого откровенного общения власти с народом в стране не было.
– А вы интересуетесь, доверяют ли вам люди?
– Занимаемся этим всегда и корректируем свои ошибки. Как вы понимаете, без взаимного доверия разговор не получается.
– Ваш принцип?
– Наблюдай, анализируй, делай выводы и помогай.
– И вопрос, как говорится, в тему. Чем вы помогаете нашей республике? Есть ли практическая отдача от социологии? Или она в теории?
– Корнями – в теории. А выводы наши – в практике. Прежде всего – и это показательно – социологи Карачаево-Черкесии внесли значительный вклад в укрепление межнационального согласия. Обязанность социологов – прогнозировать явления за десятилетия до их появления, чтобы эффективнее направлялись в нужное русло усилия специалистов и экономились средства. О возможном «инфицировании» молодёжи наркоманией мы предупреждали лет сорок назад. Тогда к нам прислушались лишь отчасти, серьёзная антинаркотическая операция была начата, но вскоре приостановлена. Что мы имеем теперь в этом плане, известно всем – «от мала до велика». Мы говорили о грядущем бэби-буме ещё в прошлом веке. И что же? Детские сады безнаказанно «разбазаривались». Теперь руководству республики приходится искать средства на строительство новых дошкольных учреждений.
Но это единичные случаи. Жаловаться, в общем, не приходится. Наши аналитические статьи способствовали противодействию экстремизму и национализму. Волей-неволей интерес к ним проявился в конце 80-х годов, когда в Карачаево-Черкесии неожиданно резко обострились социально-политическая ситуация и межнациональные отношения. Наши исследования высветили менталитеты субъектообразующих народов. На их анализе создана стратегия взаимодействия. Приятно осознавать нашу малую толику заслуг в том, что КЧР теперь – самый спокойный на Северном Кавказе регион.
В 90-х – начале 2000-х мы провели несколько крупных социологических исследований: «Социально – политическое состояние республики и межнациональные отношения», «Социальное самочувствие населения республики и уровень социальной напряженности». В результате были определены уровни конфликтности в социальной среде и социального самочувствия в различных этнических группах республики. Наши учёные предложили конкретные меры по стабилизации общественно-политической обстановки, предупреждению конфликтов и их регулированию в сфере политики. Кстати, во главе угла всех наших исследований – востребованность научных изысканий руководством республики, ФСБ республики и центра, депутатами Народного Собрания и различными общественными организациями и партиями.
Мои коллеги, кандидаты политических наук, – постоянные эксперты в исследовательских проектах Российской Академии наук. Они участвуют в «круглых столах», проводимых научным сообществом на Юге России, в исследовательских проектах кафедры социальной философии Южного федерального университета, выступают на международных конгрессах, конференциях и симпозиумах. Совместными усилиями мы в своих научных трудах, докладах на всевозможных научных форумах постарались отразить исторические итоги взаимообогащения народов Карачаево-Черкесии. В этом ракурсе проведено фундаментальное исследование, о цели которого говорит само название – «Социально-экономические, этнополитические, территориально-демографические и научно-образовательные характеристики жизни народов КЧР в процессе российского культурно-цивилизационного притяжения (в контексте 450-летнего юбилея присоединения региона к России)».
На основе экспертного опроса мы заодно выявили незначительную роль институтов гражданского общества в республике и обосновали необходимость их активизации, являющейся основой стабильности КЧР.
В современном мире немало трудноразрешимых и чрезвычайно опасных проблем. Скажем, наркомания, которая требует нестандартных решений. Чтобы поставить надежные преграды дальнейшему её распространению, мы неустанно трудимся над комплексным проектом борьбы с ней. Кроме нас в проекте должны быть задействованы специалисты-наркологи, психотерапевты, психологи, представители правоохранительных органов, педагоги, сотрудники Управления по делам молодежи, общественные и национальные организации, религиозные деятели и приглашенные ученые Северного Кавказа. Конечный результат проекта – новые научные подходы к технологии лечения, реабилитация и социализация наркоманов, бесплатное лечение в регионе, разработка конструктивных методов по дальнейшему возвращению их в общество.
Мы исследуем и деятельность фундаментализма, который применим ко всем религиям. Это очень важно, потому что главный интерес фундаменталистов конвертируется во власть. Одни с помощью фундаментализма делают деньги, другие – покупают за них власть. От этой проблемы неотделимы и проблемы толерантности и безопасности в нашей многонациональной республике, изучив которые, мы определили степень сформированности толерантного сознания и социальной напряженности и истолковали понятие безопасности в связи с нюансами общественной безопасности. Проанализировали толерантность и на уровне обыденного сознания: анкеты выявили, как она проявляется в разных отношениях: к конфессиям, человеческим чувствам, традициям и культуре народов.
Мы также проводим анализ институтов общества, обеспечивающих степень социальной устойчивости и толерантности в республике; изучаем формы и механизмы взаимосвязи политических, социальных, экономических институтов, реальных действий всех ветвей власти, уровень направленности политики государственных учреждений на совместную деятельность с общественными организациями по разрешению конфликтных ситуаций и противоречий.
Вкупе вся наша работа, надеюсь, не позволит ещё раз возгореться искрам общественной напряженности, грозя Карачаево-Черкесии новым, более жестким, политическим конфликтом. Мы ответственны за готовность жителей республики к компромиссам, к уступкам во имя социального мира. Конструктивное согласие и объединяющая всех национальная идея – вот к чему мы стремимся.
– То есть, если учесть сказанное вами, социология учит лидеров правильно управлять обществом. А общество – расставлять правильные оценки внутри себя…
– Схематично – да. Но прежде всего мы сами должны уметь налаживать контакты с людьми. Иначе с нами просто не пожелают общаться.

Интервью подготовила

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях