Лучшее место для отдыха

3 декабря в 07:27
 просмотров

Не за горами – открытие в горнолыжной Карачаево-Черкесии зимнего сезона. В преддверии нового всплеска туристической активности самое время подвести итоги текущего года и составить планы на будущее. Тем более в связи с повышением курса валют по отношению к рублю и удорожанием зарубежного турпакета ожидается увеличение спроса на внутренний туризм. Что делается для того, чтобы привлечь туристов? Каково на сегодняшний день положение дел в туристической сфере республики? И какие существуют перспективы развития? На эти и другие вопросы ответил министр туризма и курортов КЧР Марат ХУБИЕВ.
– Марат Сагитович, обозначьте, пожалуйста, стратегический вектор развития курортов КЧР. На что министерство делает упор?
– У нас есть фундаментальные объекты, известные в туристическом мире, – Архыз, Домбай, Теберда, Медовые водопады. И в первую очередь нужно усовершенствовать работу этих курортов, над чем мы активно и трудимся. Мы мониторим работу этих объектов на соответствие региональным и федеральным законам, стараемся создавать комфортные условия для отдыхающих и благоприятную среду для вхождения в туристический бизнес новых игроков. А задача № 1 – по-прежнему вопрос качества предоставляемых услуг: сервис, безопасность, транспортная составляющая…

Не за горами – открытие в горнолыжной Карачаево-Черкесии зимнего сезона. В преддверии нового всплеска туристической активности самое время подвести итоги текущего года и составить планы на будущее. Тем более в связи с повышением курса валют по отношению к рублю и удорожанием зарубежного турпакета ожидается увеличение спроса на внутренний туризм. Что делается для того, чтобы привлечь туристов? Каково на сегодняшний день положение дел в туристической сфере республики? И какие существуют перспективы развития? На эти и другие вопросы ответил министр туризма и курортов КЧР Марат ХУБИЕВ.
– Марат Сагитович, обозначьте, пожалуйста, стратегический вектор развития курортов КЧР. На что министерство делает упор?
– У нас есть фундаментальные объекты, известные в туристическом мире, – Архыз, Домбай, Теберда, Медовые водопады. И в первую очередь нужно усовершенствовать работу этих курортов, над чем мы активно и трудимся. Мы мониторим работу этих объектов на соответствие региональным и федеральным законам, стараемся создавать комфортные условия для отдыхающих и благоприятную среду для вхождения в туристический бизнес новых игроков. А задача № 1 – по-прежнему вопрос качества предоставляемых услуг: сервис, безопасность, транспортная составляющая…

– Вопрос безопасности всегда очень волнует туристов, и особенно – после нашумевшей трагедии с зорбом. За эти два года многое на наших курортах поменялось. Расскажите о том, что сделано Министерством туризма и курортов для обеспечения норм безопасного отдыха?
– Хочу отметить, что когда произошла трагедия с зорбом, новосозданное тогда министерство существовало только месяц с небольшим. Сейчас министерство заключило договор с Тебердинским заповедником о передаче горнолыжного склона в наше ведение. Теперь контроль на склоне осуществляет наше подведомственное предприятие – «Канатные дороги Домбая», на базе которого создан специальный лыжный патруль. Он совместно с правоохранительными органами постоянно отслеживает ситуацию на горе. Проведены инвентаризация аттракционов и проверка всех предпринимателей, оказывающих подобные услуги, четко распределена зона ответственности. Проведена работа и по оснащению ограничительными и защитными приспособлениями горнолыжных трасс с установкой на опасных участках информационных, предупреждающих и запрещающих знаков. Запрещающими знаками отмечены и лавиноопасные участки. Недавно в Домбае и Архызе в рамках подготовки подразделений Главного управления МЧС Росссии по КЧР к горнолыжному сезону прошли крупномасштабные тактико-специальные учения, в которых принял участие и мой заместитель. Такие мероприятия проходят на курортах регулярно. То есть система реагирования на ЧС полностью отлажена. Об эффективности принятых мер говорит тот факт, что с тех пор серьезных чрезвычайных происшествий больше не было.
– Вы упомянули также и о транспортной составляющей. А совершенствование транспортной логистики – важнейшее условие для дальнейшего развития и популяризации наших курортов. Наблюдается какая-то положительная динамика в решении этого вопроса?
– Действительно, на любых презентациях, выставках люди, проявившие к курортам КЧР интерес, спрашивают в первую очередь о транспортной доступности. Была создана специальная комиссия по развитию туристско-рекреационного комплекса Карачаево-Черкесии при Правительстве республики. И на его первом заседании этот вопрос как раз поднимался и изучался. В настоящее время совместно с Минтрансом РФ мы прорабатываем вопрос о запуске автобусного сообщения «Ялта-Черкесск».
До этого мы активно работали с туроператорами Крымского полуострова, познакомили их со всеми достопримечательностями Карачаево-Черкесии. Гости были в восторге от увиденного, но при составлении турпакетов для отдыха крымчан на горнолыжных курортах КЧР туроператоры столкнулись с проблемой транспортной составляющей. А прямой рейс «Ялта-Черкесск» позволил бы значительно снизить стоимость путевок. Кроме того, для удобства туристов мы составили расписание транспортных маршрутов из разных точек России на горнолыжные курорты Архыз и Домбай. С расписанием можно ознакомиться на сайте министерства. А в планах на следующий год – установка знаков туристической навигации с QR-кодами в Черкесске и вдоль автомобильных дорог, ведущих в Домбай и Архыз. Уже составлена подробная карта с обозначением всех мест, где скоро появятся такие знаки.
– Кроме транспортной доступности, немаловажное значение имеет и ценовая доступность курортов. А в сезон цены в гостиницах и местах общепита «кусаются». Есть ли какая-то возможность повлиять на ценообразование?
– В силу объективных причин на ценообразование мы влиять не можем. Но в следующем году мы планируем провести обязательную сертификацию гостиничных услуг, по итогам которой гостиницам будут присвоены соответствующие категории («звезды»). Собственники склонны позиционировать свои гостиницы как максимально комфортные, но действительность часто не соответствует рекламным обещаниям. А система «звезд» – показатель качества и хороший рычаг для регулирования цен на рынке. Если гостиница в две «звезды» будет выставлять цену трехзвездочной, то в нее просто не поедут. И собственник вынужден будет выставить ту цену, которой соответствуют предоставляемые услуги. Такая система не только улучшит ценовую политику, но и сервис, а также отразится на подборе персонала, потому что квалификация работников тоже имеет значение при присвоении «звезд». А главное – туристы смогут ориентироваться в выборе гостиниц, зная, что на самом деле они собой представляют. Уже аккредитованы четыре экспертных предприятия, которые будут проводить сертификацию гостиничных услуг на территории КЧР.
– Очень хорошее, на мой взгляд, нововведение – телефон доверия для туристов и гостей Карачаево-Черкесии. Было бы интересно узнать, насколько он эффективен и с какими проблемами чаще обращаются туристы.
– Телефон доверия вскрыл ряд проблем в сфере обслуживания туристических маршрутов, качестве обслуживания в местах общественного питания, в местах досуга. Именно с этим связана большая часть жалоб. Обратившихся мы просим подкрепить свои замечания письменным заявлением. Это не обязательно, но письменное заявление обеспечивает полномочиями для работы над устранением проблемы. Кстати, что показательно, не было ни одного нарекания, связанного с работой госавтоинспекции, хотя несколько лет назад жалоб по этому поводу было много. Кроме критики поступает немало конструктивных и полезных предложений. Мы ведем журнал и ни одно обращение не оставляем без внимания. Такая обратная связь необходима и важна, она позволяет выявлять и устранять ошибки, повышать общий уровень наших курортов. Единственный минус, что еще не все туристы знают о телефоне доверия. Ограниченный бюджет позволил установить лишь несколько баннеров с номером телефона при въезде в республику. Информация с номером телефона доверия размещена и на территории нашего предприятия «Канатные дороги Домбая», на телеканале «Архыз 24», а также на сайте министерства. По-хорошему, надо было бы вывесить объявления в гостиницах и ресторанах турзоны, но собственники, мягко говоря, не заинтересованы в этом…
– Марат Сагитович, именно курируемое вами ведомство ответственно за формирование положительного имиджа Карачаево-Черкесии в России и за рубежом как динамично развивающегося туристического края. Что делается министерством для привлечения гостей и туристов, популяризации республики?
– Мы цепляемся за любую возможность презентовать наши курорты на масштабных туристских форумах и выставках. К примеру, вы сами были свидетелем, как ярко и всесторонне мы представили курорты КЧР на экспозиции регионов России в Олимпийском парке во время Олимпийских игр в Сочи. В этом году мы использовали новую форму дистанционного участия и презентовали Карачаево-Черкесию на VI ярмарке международных инвестиций в Китае. Изготовлена на русском и английском языках рекламно-имиджевая продукция (журналы, буклеты, раздаточные материалы), которую распространяем в России и за рубежом. При поддержке Министерства туризма и курортов КЧР снят ряд фильмов и видеоматериалов, раскрывающих туристический потенциал республики. Организованы ознакомительные туры для представителей туриндустрии, средств массовой информации, блогеров. При поддержке министерства в этом году прошло более двадцати увлекательных мероприятий, в которых приняли участие гости из разных регионов России: этнографический фестиваль «Праздник айрана» на Медовых водопадах, слет байкеров, фестиваль ресторанной музыки, открытый чемпионат КЧР по конному туризму и многие другие. Все эти мероприятия широко освещались в прессе и в социальных сетях. Кроме того, сейчас мы плотно работаем над созданием приложений для андроидов о туристическом потенциале Карачаево-Черкесии, где будет представлена вся необходимая информация о достопримечательностях, работе общественного транспорта, анонсы мероприятий и т. д. Работаем также и над созданием туристско-информационного центра, на который будет возложена обязанность по формированию туристических туров и организации трансфера. ТИЦ будет создан на базе частного и государственного партнерства, и сейчас как раз ведутся переговоры с инвесторами.
– Наверное, лучший показатель вашей работы – количество туристов. Есть ли статистика туристического потока?
– За девять месяцев этого года в Карачаево-Черкесии успели отдохнуть 600 тысяч человек. Это на 50  процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 80% больше, чем три года назад. Количество гостей в этом году превзошло даже численность населения республики. Это несомненный успех! До конца года мы ожидаем еще около 200 тысяч туристов. Большое значение имеет не только количество отдыхающих, но и такой показатель, как процент возвратов, а это не менее 60% от количества всех туристов. То есть людям нравится и они с удовольствием возвращаются в Карачаево-Черкесию снова и снова. Более того, по опросам отдыхающих Домбай в этом году занял первое место в номинации «Лучшее место для горнолыжного отдыха в России»!
– Учитывая такой туристический бум, можно говорить о положительной динамике экономической составляющей отрасли?
– Мы сделали все возможное для этого. Речь не только об информационной работе по привлечению туристов. Проделана огромная работа по мониторингу субъектов, занятых в туристическом бизнесе, на предмет постановки на налоговый учет. Привлечение инвесторов – еще одна ключевая задача министерства, на которую были брошены колоссальные силы. Зато и результат впечатляет – Карачаево-Черкесия вошла в десятку российских регионов с лучшей динамикой роста инвестиций. Сейчас с повышением курса валют уменьшились туристические потоки россиян в страны Европы и Азии, и вместе с тем иностранцам стало выгодней отдыхать в нашей стране. Как говорится, нет худа без добра. Мы постараемся выжать максимальную выгоду из сложившейся ситуации. Ближайшая цель – выйти на 10% валового регионального продукта.
– Как-то позитивно все получается, но в туристической отрасли республики тем не менее остается немало проблем…
– Проблемы есть, не спорю. Это проблема квалифицированных кадров, вопросы экологии, проблема недостаточной доступности туристических объектов для людей с ограниченными возможностями, слабое развитие инфраструктуры детского отдыха и многие другие. Но мы работаем над каждой из них. Главное – в руководстве республики есть понимание того, как важна туристическая отрасль для развития всей Карачаево-Черкесии. Мы, жители КЧР, восхищаемся Домбаем и Архызом, но только с приходом Рашида Темрезова курорты получили необходимое внимание, новый импульс для развития. Они перспективны. Я верю, что общими усилиями мы сможем поднять их на самый высокий уровень.

Беседовала  Фатима БИДЖИЕВА.
НА СНИМКЕ: Министр туризма и курортов КЧР Марат

ХУБИЕВ с сотрудниками ведомства Павлом СЕЛИПЕТОВЫМ,

Казбеком АППОЕВЫМ, Зауром ПХЕШХОВЫМ.

Фатима БИДЖИЕВА
Поделиться
в соцсетях