Сухейль Фарах: “Очарование России пребудет в вечности…”
Среди выдающихся современных ученых в области диалога цивилизаций, получивших мировое признание, широко известно имя профессора Ливанского университета Сухейля ФАРАХА. Он – доктор философских наук, профессор Ливанского университета, академик Российской академии образования, сам является воплощением такого диалога, будучи ливанцем славянских корней, представителем православной религии и активным деятелем диалога конфессий, профессором ряда университетов нескольких стран, прекрасно владеющим арабским, русским, французским и английским языками, автором немалого числа книг, сборников и статей. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с профессором Фарахом на III Ставропольском Форуме Всемирного Русского Народного Собора.
– Что для Вас, выросшего в ином климате, ином ландшафте да и, наверное, в ином измерении, Россия? Мнение иностранца, взгляд со стороны всегда интересны…
– Россия… Бескрайность земель, леса и равнины, множество рек и озер. Города, рассеянные в пространстве, словно точки на карте природы. Сколь велики здесь строки прозы, столь смела кисть живописца и неподражаема пластика хореографии… И столь же велик разброс идейных импульсов и политических порывов в духовных пространствах русской души. Что же приводит в смущение разум и воображение иностранца в этой России? Почему одни тянутся к ней, словно к возлюбленной, другие – отворачиваются от нее? Россия – перекресток влияний Запада и Востока. Среди выдающихся современных ученых в области диалога цивилизаций, получивших мировое признание, широко известно имя профессора Ливанского университета Сухейля ФАРАХА. Он – доктор философских наук, профессор Ливанского университета, академик Российской академии образования, сам является воплощением такого диалога, будучи ливанцем славянских корней, представителем православной религии и активным деятелем диалога конфессий, профессором ряда университетов нескольких стран, прекрасно владеющим арабским, русским, французским и английским языками, автором немалого числа книг, сборников и статей. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с профессором Фарахом на III Ставропольском Форуме Всемирного Русского Народного Собора.
– Что для Вас, выросшего в ином климате, ином ландшафте да и, наверное, в ином измерении, Россия? Мнение иностранца, взгляд со стороны всегда интересны…
– Россия… Бескрайность земель, леса и равнины, множество рек и озер. Города, рассеянные в пространстве, словно точки на карте природы. Сколь велики здесь строки прозы, столь смела кисть живописца и неподражаема пластика хореографии… И столь же велик разброс идейных импульсов и политических порывов в духовных пространствах русской души. Что же приводит в смущение разум и воображение иностранца в этой России? Почему одни тянутся к ней, словно к возлюбленной, другие – отворачиваются от нее? Россия – перекресток влияний Запада и Востока. Здесь сосуществуют христианство, ислам и буддизм. Не было мыслителя, который не говорил бы об оригинальности ее цивилизационной модели, каким бы ни был его собственный идеологический выбор. Земля и люди, мысль и образ, соединившись, создали образец цивилизации, равного которому нет на этой планете. В русском мышлении – черты мистики Востока и рационализма Запада, божественного озарения и картезианской логики. Не один исследователь был потрясен сочетанием разума и сердца в русском творческом духе. Русский человек по природе совестлив и созерцателен. Любовь и вера, фантазия и деловая хватка – вот что отличает русский характер. Это – не Восток, где разум нередко отступает под натиском бурных чувств. Власть научного разума сильна в русском уме. Русская мыль достигла вершин в гуманитарных и точных науках, блеснув замечательными достижениями. И все же кладезем человеческой энергии остается, как мне кажется, сердце…
– Нам, живущим в России, приятно слушать подобные речи, сами мы едва ли способны заметить свое богатство и свою оригинальность…
– Оригинальность России – в красоте ее сердца. Русский человек на протяжении своей истории всегда предпочитал богатство духовное материальному. В царское время источником духовного окормления людей была православная церковь. Забота об укреплении духовных начал в советский период шла в форме всемерного поощрения интереса к искусству, литературе и философии, правда, одного направления. Сегодня о пище духовной думает множество русских людей, отвергающих ценности цивилизации потребления. Мне кажется, духовное измерение в русской душе многопланово. Среди ее источников – религия и эстетика, нравственность и, конечно, мессианство. И все-таки, на мой взгляд, именно православная духовность лежит в основании русской культуры. Духовная память народа воплотилась в строительстве храмов – райских оазисов на земле вечной России, проникая в тайны творчества Достоевского и Гоголя, понимаешь, что алмазным блеском своей словесности они обязаны отцам-духовникам из Оптиной Пустыни.
– Жаль, что не все иностранцы придерживаются столь высокого мнения о России.
– Но далеко не все – враги России. Я сам помню удивление журналиста из отдела культуры французской газеты «Фигаро», который по выходе из православного храма в Новгороде сказал: «Я был почти во всем мире… Я Рим знаю, как свою квартиру. Но такого никогда не видел. Мы всю свою историю смотрели на небо через чисто вымытые стекла. А вы в это время смотрели на купола своих храмов и создали великую культуру». Митрополит Жорж Ходр, посетив монастыри Золотого кольца – Суздаля, Владимира и Ростова, сказал о религиозности русских верующих: «Они истово молятся, стоя на коленях. В мире нет христианина, который был бы исполнен столь глубокого религиозного чувства». Православная духовность сплотила славянский этнос, составляющий большинство населения России. Местным западникам и иностранным русистам роль церкви представляется консервативной, однако в условиях идеологического вакуума, вызванного распадом Советского Союза, вера является важнейшим средством сохранения национального лица России.
– Сегодня можно услышать, что время «русской идеи» ушло и ей не суждено обрести второго дыхания…
-Ответим скептикам словами Достоевского, который писал: «Люди могут отвернуться от какой-либо привлекательной в прошлом идеи, но это не означает, что мы не будем стремиться поставить на место такой идеи другую блестящую привлекательную идею». Такая привлекательная мысль, над которой сегодня работает целая плеяда русских ученых и писателей – Панарин, Проханов, Нарочницкая – относится к области цивилизационных альтернатив. Речь идет о том, чтобы найти выход из тупика бездушной технологической цивилизации западного образца, повысив роль морально-этических факторов в жизни общества. Так откроется путь, который придет на смену пессимизму с его катастрофизмом и логикой грубой силы.
– И все же, сколь необъятна Россия, сколь неизмеримы ее ресурсы и бескрайни чаяния, столь велики ее проблемы и трудности…
– Россия с ее природными ресурсами и интеллектуальным потенциалом вышла бы на лидирующие позиции в мировом развитии, объединись триада, формирующая ее сознание и творящая действие, – я имею в виду власть, интеллигенцию и народ. К сожалению, между членами русской триады редко существовало согласие. Исключениями были моменты борьбы против внешней агрессии. Тогда стороны этого треугольника крепились друг к другу, цементирующим же материалом были духовно-патриотические идеи и достижения русской культурной и научной мысли.
Трагично, что каждая новая русская власть стремилась разрушить даже то позитивное, что было создано ее предшественницей. В итоге истощались силы народа. Традиционные формы хозяйствования тоже разрушались на всех поворотах истории.
– На мой взгляд, сегодня нам в России далеко до единства…
– Согласен, интеллигенция, как правило, подпадает под влияние нерусских и не проникнутых национальным духом идей, не лучше – положение народа. Разум и совесть более не контролируют действия – верх берут аморальные инстинкты. Достаточно взглянуть на поведение больших групп молодежи крупных городов, чтобы убедиться в том, как из ее сознания вытравляется все, что есть высокого и ценного в блестящей русской цивилизации, на смену же приходят стандарты «антикультуры». Культурная накипь покрывает не только массовое сознание, но и сознание «избранных». Появляются плохая литература, дешевое искусство, банальная музыка. Господствует тяга ко всему худшему. Пышным цветом расцветают ядовитые цветы «глобальной», в основном американизированной, культуры. В такие времена проявляются моменты слабости русского характера, но являют себя также и моменты его силы – развертывается борьба с явлениями антикультуры и теневой экономики, еретическими учениями, посягательствами на ценности трудолюбия и нравственности.
Еще одна черта национального характера тревожит как здравомыслящую часть русской интеллигенции, так и друзей России за рубежом. Это – истинно русская страсть к крайностям. Они столь же глубоко переживают поражение, как и радуются удаче. Немногим русским свойственно чувство меры. Мания крайности проявляется в общем отношении к жизни, попеременно порождая состояния анархии и застоя, эйфории и упадка. Проявление этой черты характера в области политического действия смущает самих русских и многочисленных зарубежных друзей России.
И все же, несмотря на свои несуразности и недостатки, Россия – динамически развивающаяся структура. Сегодня, и этот форум свидетельство тому, современная Россия возвращается к истокам национального духа, укрепляя свои позиции в мире. Конфликты и противоречия между различными силами внутри страны приобретают новое измерение, в жизни страны идут процессы, заслуживающие поощрения и поддержки. Таково утверждение принципов рационализма, реализма в интеллектуальной и практической жизни общества. Таково и присущее практически всем интеллектуальным силам России, независимо от идеологических и иных различий, стремление к раскрепощению личности, возвращающейся к своим национальным корням и открытой для усвоения творческих достижений современной мировой культуры.
– Между силами православно-славянской и евразийской ориентаций происходит острая борьба. “Славянофилы” и “западники” продолжают борьбу, и взаимная неприязнь может доходить до прямых столкновений…
– Нынешняя разорванность двух социокультурных полюсов – народа и элиты – должна быть, наконец, преодолена. На крутых поворотах истории совесть России и мудрость ее правителей неизменно диктовали решения, в которых принцип личного спасения уступал место идее спасения коллективного. Такова одна из великих тайн России.
– Несколько слов в заключение о русском будущем. Обладает ли, по вашему мнению, Россия особым всемирно-космическим призванием?
– В российских пределах на протяжении тысячелетий, как в гигантском котле, плавились и формировались материальные и духовные составляющие западных и восточных цивилизаций. Русская культурная энергия и русский национальный дух – дары истории Востока и Запада, предопределивших их мощь и их специфику. И не может быть сомнений: интересам всеобщего мира отвечает сильная, справедливая, разумная и гуманная Россия. Очарование России пребудет в вечности – не прозападной, славянской, царской или социалистической, но пребудет она носительницей могучего языка, исполненной доброты и величия, творчески проявляющей себя в науке и культуре, проникающей в тайны земли и космоса – вечной Россией.
Комментариев нет