«Прикипел я к этим местам душой»

16 декабря в 06:20
1 просмотр

В картинной галерее республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника открылась выставка художника Александра Лубягина «Любимый край».
Родина Александра Лубягина – далекая Амурская область, где в свое время родились такие мэтры российского кинематографа, как Леонид Гайдай, Олег Стриженов и Валерий Приемыхов. Так что к особенностям дальневосточного края, наверное, можно отнести и повышенный уровень рождаемости творческих личностей.
С детства Александр проявлял особый интерес как к природе, так и к рисованию. Впечатленный тем или иным событием, мальчик нередко старался изобразить увиденное карандашами или красками на бумаге. По мере взросления увлечение становилось потребностью, и по окончании школы перед Александром совсем не стоял вопрос «Куда пойти учиться?».
В 1960 году Лубягин окончил заочное отделение факультета изобразительного искусства Московского госуниверситета, а в Черкесск попал уже в 1963-м, после службы в рядах Советской Армии.
В картинной галерее республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника открылась выставка художника Александра Лубягина «Любимый край».
Родина Александра Лубягина – далекая Амурская область, где в свое время родились такие мэтры российского кинематографа, как Леонид Гайдай, Олег Стриженов и Валерий Приемыхов. Так что к особенностям дальневосточного края, наверное, можно отнести и повышенный уровень рождаемости творческих личностей.
С детства Александр проявлял особый интерес как к природе, так и к рисованию. Впечатленный тем или иным событием, мальчик нередко старался изобразить увиденное карандашами или красками на бумаге. По мере взросления увлечение становилось потребностью, и по окончании школы перед Александром совсем не стоял вопрос «Куда пойти учиться?».
В 1960 году Лубягин окончил заочное отделение факультета изобразительного искусства Московского госуниверситета, а в Черкесск попал уже в 1963-м, после службы в рядах Советской Армии.
По приезду он устроился на работу в Черкесскую центральную библиотеку художником-оформителем. До сих пор помнит Александр Георгиевич, какое неизгладимое впечатление в его памяти оставили сотрудники этой библиотеки «своей культурой и интеллигентностью в общении». Потом Лубягин работал оформителем еще на многих предприятиях Черкесска, но большую часть своего трудового стажа как художник-оформитель он выработал на заводе НВА. После женитьбы в 1970 году Лубягин вместе с семьей вновь уехал на Дальний Восток, но два года спустя случай возвращает его обратно в Карачаево-Черкесию, теперь уже окончательно.
За годы жизни в КЧР Александр Георгиевич посетил почти все живописные места республики, бывал там в разное время года, в любую погоду. И вот однажды, случайно попав в село Курджиново Урупского района, он так и остался там насовсем, покоренный удивительной красотой здешней природы. Сам художник так говорит о земле, ставшей ему родным домом: «Судьба привела меня в Курджиново. Прикипел я к этим местам душой, да так, что по сей день не отпускают они меня от себя». И в самом деле, практически все его творческие работы посвящены второй родине.
«Поделиться» своим творчеством с земляками Лубягин решился лишь в начале 90-х годов, когда приехал в Черкесск с небольшим альбомом курджиновских зарисовок, выполненных карандашом. И сегодня сотрудники выставочного зала музея-заповедника помнят, как этот скромный, невысокого росточка мужчина с ясной улыбкой на добром лице нерешительно протянул альбом со словами: «Вот, привез. Может, пригодится…» Каждый рисунок был подробно подписан, некоторые даже в трогательной стихотворной форме. Потом такие альбомы Лубягин привозил еще не раз. Все они хранятся здесь, в музее-заповеднике.
О персональной выставке картин речь зашла совсем недавно. Как рассказывает директор музея-заповедника Умар Эльканов, пришлось преодолеть некоторые препятствия, прежде чем работы Александра Лубягина наконец были развешены на стенах выставочного зала. И тогда стало ясно – в Курджиново живет не просто талантливый человек, любящий природу и живопись, а маэстро, способный зримо сотворить пронзительную симфонию смешения чувств и красок, используя при этом самые обычные природные компоненты: небо, воду, землю, деревья и камни. Все это переходит из картины в картину, видоизменяясь, но сохраняя свою суть, словно артист, играющий в совершенно разных спектаклях, но одинаково хорошо. Поэт в душе, Лубягин буквально выписывает свою поэзию карандашом и красками на бумаге, картоне, листах ДВП, да на чем угодно, выразительным языком изобразительного искусства.
Его картины не тонут в пышных багетах, не зажаты строгими рамочными узами, не подают себя важно с дорогого холста. Они просты и бесхитростны в своих лиричных мотивах, воспевающих самые обычные, привычные глазу вещи. И, тем не менее, глядя на «Дубовый мост через речку Каменистая», «Камень, похожий на танк», «Цветок радада на камне» и другие работы, испытываешь какое-то особое светлое чувство, очищающее душу, пробуждающее самое сокровенное в ней. Хочется не только смотреть и любоваться пейзажами, а осторожно прикоснуться к нарисованному, чтобы кончиками пальцев ощутить нежность цветочных лепестков, прохладу струящейся влаги, шероховатость огромного придорожного валуна. Местами образы настолько реалистично выписаны, что поневоле на ум приходит популярное ныне объемное изображение. Есть картины, в которых фантазия художника преобладает над реалиями, и эти работы завораживают уже по-иному – своей сказочной загадочностью.
Живопись и графика – не единственное увлечение творческой натуры Лубягина. Неуемная фантазия художника позволяет ему в банальной коряге, мимо которой многие пройдут и не заметят, угадать затейливые фигуры людей и животных, уловить смутные образы неведомых существ. Александр Георгиевич создает из таких природных заготовок целые скульптурные произведения, покрывает их лаком, а затем дарит людям. Просто так. И хоть денег за это он не берет, богатство приходит к нему в виде человеческой благодарности, признательности и просто как посыл к дальнейшему бескорыстному творчеству.
Нынешняя выставка – первая в долгой жизни художника Александра Лубягина, но явная профессиональная зрелость его работ, их логическая завершенность и удивительная гармония цвета красноречиво свидетельствуют о высоком мастерстве живописца, тонкости его души, по-детски открытой навстречу прекрасному.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях