Веселье здесь обожают и умеют его создавать

24 декабря в 06:34
 просмотров

Педагогический коллектив и учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида отпраздновали двойной праздник – день рождения школы и День инвалида.
Несмотря на специфическое предназначение школы, дефицит интеллектуальных возможностей учащихся здесь не подчёркивается. Ученики, чистые, ухоженные и доброжелательные, не вызывают присущего ранее щемящего чувства жалости – наконец-то созданы условия для их полноценного взросления.
Школа выглядит как частное элитное учреждение. Ничего раздражающего, никакой безвкусицы, всё в гармонии – от цвета стен до оборудования. Дети вовлечены в учебно-воспитательный процесс с утра до вечера. То, чему научились, с интересом рассматриваем на стендах. Экспонатов, разных и интересных, много. Самолёт военных лет, так называемая «этажерка», семиклассника Саши Орлова и крепость девятиклассника Егора Головача изготовлены так мастерски, что им не хватает лишь знака качества. Стенд «Творим вместе с мамой», на мой взгляд, можно выставлять в обычных учебных заведениях как пример настоящей, деятельной родительской любви. Депутат Черкесской городской Думы Марьяна Айсанова, разглядывавшая вместе со мной поделки, обратила внимание на «говорящие» названия композиций, представленных семьями Мальцевых и Джемакуловых, – «Чудо-дерево», «Любовь и ласка».

Педагогический коллектив и учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида отпраздновали двойной праздник – день рождения школы и День инвалида.
Несмотря на специфическое предназначение школы, дефицит интеллектуальных возможностей учащихся здесь не подчёркивается. Ученики, чистые, ухоженные и доброжелательные, не вызывают присущего ранее щемящего чувства жалости – наконец-то созданы условия для их полноценного взросления.
Школа выглядит как частное элитное учреждение. Ничего раздражающего, никакой безвкусицы, всё в гармонии – от цвета стен до оборудования. Дети вовлечены в учебно-воспитательный процесс с утра до вечера. То, чему научились, с интересом рассматриваем на стендах. Экспонатов, разных и интересных, много. Самолёт военных лет, так называемая «этажерка», семиклассника Саши Орлова и крепость девятиклассника Егора Головача изготовлены так мастерски, что им не хватает лишь знака качества. Стенд «Творим вместе с мамой», на мой взгляд, можно выставлять в обычных учебных заведениях как пример настоящей, деятельной родительской любви. Депутат Черкесской городской Думы Марьяна Айсанова, разглядывавшая вместе со мной поделки, обратила внимание на «говорящие» названия композиций, представленных семьями Мальцевых и Джемакуловых, – «Чудо-дерево», «Любовь и ласка». Пообщавшись с педагогами, детьми и их мамами, она сказала растроганно: «Такой теплоты, такой гордости за своих воспитанников до сих пор не встречала ни в одной школе». И не удивительно, что в 2013 году за достижения в коррекционной педагогике школа была внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России».

Если взглянуть на этот очаг образования ретро-спективно, то за завесой времени можно увидеть вспомогательную школу для умственно отсталых детей № 14, расположившуюся в производственных классах бывшей школы № 9, и первых учителей, полных желания изменить жизнь обиженных судьбой детей. Но… опыта тогда не хватало. Методические пособия и руководства были на вес золота. Неквалифицированные комиссии путали гиперактивных или, как их называли, «трудных» младших школьников и подростков с умственно отсталыми детьми, так что приходилось бороться, как говорится, за чистоту рядов. Общество к появлению такой школы было не готово. Родители, тревожась за свою репутацию и боясь огласки, предпочитали держать детей с ограниченными возможностями дома.
Нынешние папы и мамы приводят сюда детей с удовольствием и единственной надеждой, чтобы они стали, как все. Мама Алика – не исключение. Причина инвалидности её сына – в тяжёлой родовой травме, асфиксии, обусловленной резким снижением в организме кислорода и накоплением углекислоты. «Моему сыну повезло, – поделилась Валя Шоова. – Благодаря врачам он выжил. Повезло и во второй раз, когда его приняли в эту школу. Смотрю на него теперь и не верю, он ли это».
Так случилось, что её сына я впервые увидела несколько месяцев назад, и, надо сказать, перемена разительная. Недоразвитие моторики тогда было налицо. Нарушения познавательных процессов и речи – тоже. А что было написано в сопроводительном документе, по сути, манускрипте о неизбежном поражении педагогики – лучше умолчать. Но директор школы Ирина Борисова, ознакомившись с ним, успокоила маму: «Всё у нас получится». Так вот обыденно и просто началась нелёгкая борьба за человеческое достоинство Алика. Разглядев в хаосе его патологий рациональное зерно, психологи и педагоги принялись, не мешкая, взращивать его в уме мальчика. Он уже кое-чему научился и привык к новым друзьям и школьным требованиям.
– Вы – кудесники, – поразилась я, заметив, что Алик уже пытается самостоятельно мыслить.
– Нет, – возразила директор. – Это следствие применяемых нами инновационных технологий, компенсирующих дефекты. Плюс старание, терпение и труд, которые, как известно, всё перетрут. В подобных случаях мы опираемся в первую очередь на пластичность мозга и другие его возможности, конечно, при особом внимании к развитию его высших психических функций. В школе используется рефлексотерапия с первично постановочным вопросом Ивана Павлова «Что это такое?». Из модных инноваций берутся лишь те, которые «работают» на эффективность действующей в школе программы обучения и воспитания. В частности, в логопедической реабилитации используются компьютерные технологии, позволяющие ребёнку получать ответные зрительные и слуховые сигналы. У всех наших деток – изъяны в смысловой и логической памяти, «выручают» наглядно-образное мышление, которое может быть удовлетворительным почти у всех, и сохранные эмоции, связанные с элементарными потребностями и конкретной ситуацией. Внешний вид предметов, стихотворения, ритмичное и рифмованное они запоминают лучше, чем прозу. Объем материала, конечно, существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Нашим детям очень трудно даётся учебный материал, но мы не заставляем их зубрить – многократные повторения утомляют, сводя продуктивность запоминания к нулю.
Я не раз бывала в этой школе, сталкиваясь лицом к лицу с её бытом. Педагоги, переступив её порог, окунаются в него без скидок на собственные семейные проблемы и настроение. Их рабочий год вполне можно было бы идентифицировать с северным и даже больше, засчитывая год за семь лет. Расслабиться в школе невозможно – надо постоянно контролировать эмоциональные реакции учащихся, которым не всегда по силам не только отделять главное от второстепенного, но и порой непредсказуемых, с монотонной, лишённой эмоциональных оттенков, отрывочной речью, состоящей, в основном, из существительных и глаголов, с преобладанием пассивного словаря, не понимающих даже несложные тексты, содержащие причинные и временные зависимости. Этих детей, к тому же, приходится приучать к самообслуживанию и другим жизненно необходимым навыкам. И, главное, любить их не за хорошее поведение, не за отличные оценки. Любить безмерно, просто за то, что они дети.
Правда, благодаря подготовке на праздниках это незаметно – дети, под руководством педагогов, красивые и нарядные, с удовольствием танцуют и поют, смотрят выступления одноклассников, отмечая лучшие номера длительными аплодисментами и возгласами поддержки. Веселье здесь обожают и умеют его создавать. Отмечу лишь фрагмент праздника мам, пронизанный добротой и чудом. Ведущая – учитель математики Анна Шнахова – начала с трогательной притчи. За день до рождения ребёнок спросил у Бога: «Как я буду жить на Земле?» И Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет заботиться о тебе, петь, улыбаться, учить языку, защищать, порой рискуя своей жизнью. Имя его не имеет значения, ты будешь называть его «мама». И тут на экране появился спокойно спящий ребёнок и над ним распростёрший крылья ангел неописуемой красоты – мать.
Ведущая рассказывала о празднике с учётом специфического развития учащихся – доходчиво, тепло, живо, как мне показалось, до объёмности представления. Председатель комитета по социальной политике, охране здоровья населения и экологии Народного Собрания Карачаево-Черкесии Елена Червонова, вспомнив и свою маму, расстроилась, выступая, до слез: «Нет большего счастья, чем мама рядом. Она оберегает, сострадает, помогает, как может, очищая от камней жизненный путь. Детки, берегите мам, они ваше солнце, ваше счастье! Мамочки, несмотря на трудности, улыбайтесь! Спасибо всем!»
В это время сидящий рядом со мной первоклассник шепнул мне: «Мою маму зовут мама!». Его одноклассница, представившаяся серьёзно: «Лиляна Владимировна», выразилась более конкретно: «Моя мама Бэла» и указала пальчиком: «Вон она!». В разговор, но по-своему, включилась их одноклассница Леночка. Протянув ручки к моим волосам, она удивилась: «Какие пушистые!» И несколько раз потянула за них: «Правдашние?». Конечно, с такой непосредственностью в обычной школе не столкнёшься. Здесь и радость желаннее, и порывы искреннее.
Ирина Николаевна сказала, что не надо чураться этой коррекционной школы, ведь в общеобразовательных учреждениях дети с умственной отсталостью будут чувствовать себя униженными, появятся пожизненные страхи и неврозы. А здесь своя специфика. Методика обучения кропотливая, учитывающая стадии развития детского мозга, отставание в развитии отдельных его структур и, непременно, особенности развития каждого ребёнка.
– Мы не работаем вразброс, – пояснила Ирина Николаевна. – У нас целостный, системно-организованный процесс обучения, развития и реабилитации детей, в том числе и профилактика вторичных нарушений. Более половины преподавателей имеют высшую квалификацию. Абсолютно все дистанционно обучались в Центре коррекции и развития города Москвы. Учимся постоянно, в данный момент – по собственной адаптивной программе.
Создавая условия, позволяющие нашим ученикам самостоятельно строить систему отношений с окружающими людьми и самими собой, мы никогда не останавливаемся на достигнутом. Порадовались, скажем, отремонтированному и оборудованному спортивному залу, но теперь печёмся об открытии нового, более просторного помещения, где можно разместить современное спортивно-коррекционное оборудование. Нам пошли навстречу. Благодаря заместителю председателя комитета по экономической политике, бюджету, финансам, налогам и предпринимательству Народного Собрания КЧР Наталье Дудник готова проектно-сметная документация на 100 тысяч рублей. Надеемся, начало строительства – не за горами. Так что в скором времени наша инфраструктура позволит восстанавливать здоровье не только детей, но и педагогов.
О нас позаботилось государство – в рамках программы модернизации России нам были выделены деньги из федерального бюджета. До работы в этой школе я не знала, что у нас так много добрых, отзывчивых людей. Сначала нам досталась мебель закрывшейся частной школы (потом, разбогатев, мы отдали её нуждающимся семьям наших учеников). Спасибо огромное депутату Народного Собрания Елене Червоновой, Ирине Данилиной, Сергею Десюну, Владимиру Халюзину, Магомету Чомаеву и многим другим руководителям, которые решали и решают наши финансовые и материальные проблемы. Мэр города Черкесска Руслан Тамбиев стабильно помогал нам, ещё не занимая этой высокой должности.
Расставаясь, я вспомнила о том красивом обычае, кажется в Турции, отправлять молодых в новую жизнь с сахаром, чтобы она была сладкой. Если бы это помогло, я бы тоже подарила каждому ученику и каждой ученице этой школы по кусочку сахара. Но, говорят, ещё действеннее обратиться к Всевышнему всем миром. Давайте сделаем это и попросим Его позволить детям из коррекционной школы быть всегда в ладу с самими собой, со своим разумом.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях