«Нам необходимо повышать качество образования»

21 января в 07:18
 просмотров

Перед нашей страной сегодня встают большие задачи, связанные с санкциями Евросоюза, США и жесточайшей идеологической борьбой, перешедшей в прямую информационную войну едва ли не всего западного мира против России. У нас выбор: либо быть источником сырья и рабочей силы, либо совершить прорыв в новую технологическую эпоху. То, что нашей стране необходима новая индустриализация, совершенно очевидно. «Этой сверхважной задаче нужно подчинить весь внутренний потенциал», – сказал глава нашего государства В. Путин.
В решении этого вопроса большая роль отводится именно образованию и науке. И я хотел бы коротко остановиться на ключевых моментах по дальнейшему развитию образования в нашей стране, определенных в поручениях Президента РФ В. Путина, данных по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», состоявшегося 15 октября 2014 г. в г. Пензе.

Вызов времени
Первое – качество образования. Почему это главное? Потому что это вызов времени, потому что мир вышел на качественно новый уровень знаний.
Министерству образования и науки России совместно с профессиональным сообществом поручено проанализировать результаты выпускного сочинения и ЕГЭ по итогам 2014-2015 учебного года и к 15 августа представить предложения по повышению качества обучения в школах.

Перед нашей страной сегодня встают большие задачи, связанные с санкциями Евросоюза, США и жесточайшей идеологической борьбой, перешедшей в прямую информационную войну едва ли не всего западного мира против России. У нас выбор: либо быть источником сырья и рабочей силы, либо совершить прорыв в новую технологическую эпоху. То, что нашей стране необходима новая индустриализация, совершенно очевидно. «Этой сверхважной задаче нужно подчинить весь внутренний потенциал», – сказал глава нашего государства В. Путин.
В решении этого вопроса большая роль отводится именно образованию и науке. И я хотел бы коротко остановиться на ключевых моментах по дальнейшему развитию образования в нашей стране, определенных в поручениях Президента РФ В. Путина, данных по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны», состоявшегося 15 октября 2014 г. в г. Пензе.

Вызов времени
Первое – качество образования. Почему это главное? Потому что это вызов времени, потому что мир вышел на качественно новый уровень знаний.
Министерству образования и науки России совместно с профессиональным сообществом поручено проанализировать результаты выпускного сочинения и ЕГЭ по итогам 2014-2015 учебного года и к 15 августа представить предложения по повышению качества обучения в школах.
В Советском Союзе в высшие учебные заведения поступало около 25% выпускников 11 классов, а сегодня в вузы поступают около 70%. Однако качество подготовки резко снизилось. Здесь, несомненно, нужен новый подход, необходимо внести изменения.
Очень важным, на мой взгляд, является поручение Президента РФ В. Путина рассмотреть возможность сдачи государственной итоговой аттестации обучающимися по образовательным программам среднего общего образования, не планирующими получать высшее образование, в форме обычного государственного выпускного экзамена. То есть речь идет об отмене ЕГЭ для тех выпускников, которые не собираются поступать в вузы. Для тех же, кто мечтает о высшем образовании, следует создать целую сеть специальных центров, где Единый государственный можно будет не только сдать, но и пересдать при необходимости в течение года, что значительно упростит задачу для учащихся и, кроме того, сведет на нет необходимость списывать – ведь проще хорошо подготовиться. Честная сдача ЕГЭ, которая была обеспечена в прошлом году, несомненно, должна продолжаться и в дальнейшем. Что касается сочинения, то оно станет допуском к ЕГЭ и добавит абитуриенту дополнительные баллы при поступлении. Все это и многое другое будет способствовать повышению качества обучения школьников.

С заботой о талантах
Россия богата талантами. Поиск и поддержка талантов – это основа всего образовательного процесса. Талантливые дети – это ресурс, из которого формируется интеллектуальная элита государства. Наша задача – найти их, поддержать и помочь реализовать себя. Президент РФ Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию говорил о необходимости поддержки талантливых детей (школьников и студентов) грантами и предложил выплачивать таким детям после их поступления в вуз по 20 тысяч рублей ежемесячно. Главное богатство нашей страны – это мозги. А гении, как известно, не всегда рождаются во дворцах, часто они появляются на свет и в хижинах. И чтобы талантливые ребята не потерялись, чтобы они смогли продолжить развивать свой талант и стать для нашей страны действительно нужными специалистами, их надо определять и поддерживать на самых начальных этапах.
Я считаю очень важным вернуться к вопросу о создании школ-интернатов для одаренных детей. Они в свое время просто развернули в нужном направлении нашу систему школьного образования. Только одна школа-интернат в г. Черкесске подготовила огромное количество прекрасных руководителей, специалистов, ученых. Об этой школе сегодня ее выпускники говорят с гордостью.
И поэтому предлагаю для поиска одаренных детей и формирования интеллектуальной элиты республики создать республиканскую школу-интернат для одаренных детей, которая отвечала бы всем требованиям элитной школы (по педагогическим кадрам, материально-технической базе, контингенту и многим другим показателям). Просто поменять вывеску – значит провалить это важное дело.

Побольше практики!
Создание высокотехнологичного производства является важнейшей стороной дела, но не менее важной задачей является и подготовка высококвалифицированных кадров. А ведь мы знаем, что уровень квалификации рабочих кадров сегодня крайне низок в стране. Это показал и всемирный чемпионат по рабочим профессиям, который прошел в 2013 году в г. Лейпциге, где команда России заняла последнее место. Это все в сочетании с укоренившейся за долгие годы безответственностью – причина многих проблем экономики в нашей стране.
Необходимо преодолевать разрыв между требованиями современного производства и системой подготовки рабочих кадров. Сегодняшние условия диктуют необходимость совершенно новой системы профессионального образования, в которой работодатель будет являться важнейшим звеном на всех этапах процесса подготовки кадров. Прежде всего необходимо разработать механизм, способствующий эффективному вложению бюджетных средств в подготовку кадров для приоритетных отраслей экономики региона. При этом, на мой взгляд, необходимо использовать новые формы и модели обучения на рабочем месте с использованием ресурсов работодателей на основе так называемой дуальной системы подготовки рабочих кадров. Такая форма подготовки рабочих кадров используется во многих регионах РФ, и эта форма вполне себя оправдывает.
Чем отличается дуальная система подготовки рабочих кадров, которая уже около двух лет развивается в Пермском крае, от традиционной системы профессионального образования?
Дуальная система предусматривает значительное увеличение времени, отведенного на практику, – ровно столько, сколько отводится для теоретической части, с обязательным прохождением практики на производственных площадках профильных предприятий – заказчиков. Студенческая практика проходит непосредственно на местах будущей работы.
Пермский опыт показался главе нашего государства очень полезным и был рекомендован к применению в других регионах страны. Однако, несмотря на хорошие результаты, система дуального образования пока используется лишь частично, поскольку федеральные образовательные стандарты ориентированы на существенное превышение теоретического обучения по отношению к производственному. Сейчас оно составляет 70% теории, 30% – практики. Нормативы, которые будут теперь разрабатываться в минобрнауки, помогут более широкой реализации дуальной системы образования в стране. К 31 марта 2015 года правительству поручено утвердить комплекс мер, направленных на совершенствование системы профессионального образования. Как сказал Президент РФ В. Путин, к 2020 году минимум в половине колледжей России подготовка по наиболее востребованным и перспективным профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями. На эти цели в Правительстве РФ в 2015 году запланировано дополнительно выделить один миллиард рублей. Было бы очень хорошо, если бы в нашей республике удалось вывести на такой уровень два-три колледжа, которые готовят рабочие кадры по приоритетным отраслям экономики Карачаево-Черкесии.

Школа должна воспитывать
Одной из проблем школы и других образовательных организаций является снижение ее воспитательного потенциала.
На форуме по образованию В. Путин сказал: «Школа должна не только давать знания, но и воспитывать». Это, на мой взгляд, было прямым поручением о возвращении ответственности школе, другим образовательным организациям и родителям за воспитание подрастающего поколения. Ведь в системе воспитания назрело множество проблем, и медлить с их решением нельзя.
После развала СССР страну захлестнула чуждая идеология. Образ героя сместился. Героями экрана стали убийцы, наркоманы и прочие. С такими безнравственными устоями общество не сможет воспитать достойную смену. Сегодня стране нужны ответственные, высококвалифицированные, трудолюбивые, высоконравственные граждане, которые любят свою Родину. Для решения этих задач уже разработан проект Концепции «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года», который будет окончательно принят к 1 июня 2015 года.
Я полностью поддерживаю инициативу Общественной палаты РФ, которая предлагает создать единую детско-юношескую организацию, которая займется нравственным воспитанием молодежи. Именно через такую организацию дети должны учиться жить, управлять, принимать коллективные решения и многое другое.
Сегодня родителями стали люди, выросшие в 90-е годы, когда рушились модели поведения и традиции воспитания. Поэтому необходимо уделять особое внимание родительскому всеобучу. Создание новой доктрины воспитания более чем актуально в наше время. В своем перечне поручений Президент РФ поручил Правительству РФ совместно с ОНФ «Народный фронт – за Россию» представить до 1 февраля 2015 года предложения по методическому сопровождению деятельности управляющих советов общеобразовательных организаций и советов родителей, а также курсов для родителей по основам детской психологии и педагогике. Все это, несомненно, поможет улучшению совместной работы родителей, общественности и педагогического сообщества в обучении и воспитании подрастающего поколения, а также выполнению Закона «Об образовании в РФ», где заложен принцип государственно-общественного управления.

Без бюрократии
Также хотел обратить внимание на беспрецедентный рост тотального контроля и количества отчетности в системе образования. Об этом много говорили участники форума ОНФ по образованию. По итогам форума В. Путин поручил Министерству образования РФ совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов РФ принять меры по оптимизации системы отчетности и контроля в сфере образования.
Контроль, естественно, необходим, но проверку надо осуществлять согласно существующему положению с серьезными и профессиональными рекомендациями по ее завершении, а не наскоками, пытаясь любой ценой кого-то в чем-то уличить.
Как бы педантично и последовательно работники образования ни выполняли все указания вышестоящего руководства, невозможно добиться успеха и признания без любви к своему делу, без высокого профессионализма педагогов.
А признание родителей, общественности и учащихся – это главная награда, ради которой тратят годы своей жизни настоящие педагоги. О статусе педагога и руководителя образовательной организации много говорили на форуме. Управление в нашем постоянно меняющемся мире, а особенно в сфере образования, – процесс творческий. И поэтому постоянно нужно заниматься самообразованием. Я глубоко убежден в том, что успешным руководителем педагогического коллектива может быть только хороший, я бы даже сказал очень хороший, педагог, а уж потом только менеджер, который компетентно может руководить образовательным процессом.
Что касается взаимоотношения с чиновниками из вышестоящих управленческих органов и проверяющих, скажу о том, что их очень много, а отчетов и всяких бумаг для них не сосчитать. Но это не их прихоть, в этом виновата наша система, которая требует серьезной корректировки.

Постскриптум
Я скажу о том, что в решении поставленных задач главным действующим лицом является образовательная организация, потому что именно она выполняет государственный заказ, управляет процессом и создает будущее.
В нашей республике гарантом исполнения задач, намеченных в перечне поручений Президентом РФ В. Путиным по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» является то, что руководство КЧР уделяет особое внимание развитию гражданского общества, что сближает взгляды власти и общества в разрешении существующих проблем.

В. КИТАОВ,
доктор педагогических наук, доверенное

лицо Президента РФ В. Путина.

Поделиться
в соцсетях