Здесь лечит природа, или Вторая жизнь водогрязелечебницы

28 января в 08:42
3 просмотра

Водогрязелечебница МБУЗ г. Черкесска «Медико-санитарная часть» открылась в конце прошлого года. Народ с проблемным здоровьем принял это событие не просто благосклонно – радостно. Заместитель главного врача медсанчасти по поликлинике Людмила Иванник считает это нормальным явлением – а как ещё относиться к курорту «без отрыва от дома» и положительным перспективам лечения людей?
Забота о повседневности здесь налицо. Со стороны кажется, что продумано всё, даже стиль одежды сотрудников. Процесс оздоровления уже вошёл в ставшую привычной колею, так что моё знакомство с водогрязелечебницей ему не мешало.
В кабинете грязелечения мы, естественно, заговорили о свойствах применяемой здесь лечебной грязи «родом» из Тамбуканского солёного озера, расположенного под Пятигорском, между посёлком Этока Предгорного района Ставропольского края и селением Этоко Зольского района КБР. Почти тёзки, эти топонимы означают на кабардинском языке грязевую долину. То, что добывается в озере, – донный осадок, официально – сульфидная тамбуканская грязь курортологии и гидрогеологии. Это сложное органо-минеральное коллоидное образование в виде многометрового пласта в полтора миллиона тонн, по сути,- переплавленные за десятки тысяч лет в новую субстанцию поколения раков, рачков, моллюсков, водорослей и других представителей лиманной флоры. Водогрязелечебница МБУЗ г. Черкесска «Медико-санитарная часть» открылась в конце прошлого года. Народ с проблемным здоровьем принял это событие не просто благосклонно – радостно. Заместитель главного врача медсанчасти по поликлинике Людмила Иванник считает это нормальным явлением – а как ещё относиться к курорту «без отрыва от дома» и положительным перспективам лечения людей?
Забота о повседневности здесь налицо. Со стороны кажется, что продумано всё, даже стиль одежды сотрудников. Процесс оздоровления уже вошёл в ставшую привычной колею, так что моё знакомство с водогрязелечебницей ему не мешало.
В кабинете грязелечения мы, естественно, заговорили о свойствах применяемой здесь лечебной грязи «родом» из Тамбуканского солёного озера, расположенного под Пятигорском, между посёлком Этока Предгорного района Ставропольского края и селением Этоко Зольского района КБР. Почти тёзки, эти топонимы означают на кабардинском языке грязевую долину. То, что добывается в озере, – донный осадок, официально – сульфидная тамбуканская грязь курортологии и гидрогеологии. Это сложное органо-минеральное коллоидное образование в виде многометрового пласта в полтора миллиона тонн, по сути,- переплавленные за десятки тысяч лет в новую субстанцию поколения раков, рачков, моллюсков, водорослей и других представителей лиманной флоры. Им издавна обеспечиваются курорты Кавминвод. В 1976 году тамбуканскую грязь впервые привезли и в Черкесск, в медсанчасть, где в цокольном этаже открылась водогрязелечебница.
Земля Карачаево-Черкесии тоже богата дарами природы. Для работы использовался сероводородный источник из пробитой неподалеку от здания поликлиники скважины. Грязь, доставлявшаяся большими контейнерами, загружалась в резервуары – грязехранилища. Относились к ней рачительно: отработанную грязь заливали рапой – солевым раствором, добавляя органические элементы, проще говоря, опавшие листья. Через определённый срок происходила полная регенерация, и «новорождённая» грязь вновь шла в дело. Можно было, конечно, поступать по-другому: отправлять «отработку» назад, в Тамбуканское озеро, однако это требовало дополнительных затрат, поэтому такая практика отверглась «на корню».
Людмила Александровна заметила попутно: «Теперь ситуация изменилась. Грязь покупается в пакетированном виде. Такая расфасовка значительно облегчила работу медперсонала. В кабинетах, где она применяется, стерильная чистота, – и продолжила: – На первых порах всё шло хорошо. Но с годами агрессивная среда сероводородной воды стала буквально съедать трубы».
Следствие коррозии – ржавчина. Опадая, она постепенно суживала диаметры канализационных и водопроводных труб. Неприятность серьёзнее не придумаешь, потому что, к примеру, только после одной процедуры массажа приходилось сливать 200 литров воды. Отопление тоже стало проблемным – снижение температуры подаваемой воды отражалось на качестве лечения. Пациенты не были застрахованы от ухудшения лимфообращения, замедления кровотока и других неприятных нюансов. В конце концов изношенность комплекса свела «на нет» его работу, и отделение последние десять лет не функционировало.
Однако главный врач медико-санитарной части Бориспи Темрезов обратился за помощью к мэру Черкесска Руслану Тамбиеву. Хорошо, когда в связке – увлеченные, ответственные личности (есть в этом знамение развития нашего города). Капитальный ремонт водогрязелечебницы, по большому счёту равнозначный новостройке, прошёл на удивление быстро – за несколько месяцев. К семи миллионам рублей, выделенным из городского бюджета, присовокупили миллион двести тысяч из средств самой медсанчасти. И благодаря этим средствам получился комплекс с пропускной ежесуточной способностью в 140 человек, где от прежней лечебницы не осталось и следа. Сейчас здесь несколько видов лечения – грязевые аппликации, гальваногрязи (сочетание электрофореза с грязью), парафинопроцедуры, в ближайшей перспективе – оборудованный кабинет озонотерапии. Руслан Тамбиев пообещал дофинансировать его ввод в эксплуатацию. Слово мэра – закон, это уже факт известный, так что пуск в эксплуатацию не за горами.
К хорошему привыкают быстро. Прошел только месяц, а пациенты уже считают, что по-другому не должно и быть. Ирина Болотова, пока её мать находилась на процедуре, рассказала, что с прошлого года пыталась, но никак не могла собрать 30 тысяч рублей для приобретения путёвки в профильный санаторий. Мама решила уже отказаться от мысли полечить суставы, которые доставляют ей нестерпимую боль, но участковый врач направил её сюда. Лечение бесплатное, идентичное санаторному.
«Я не раз бывал в санаториях, – вмешался в разговор расположившийся рядом с ней Игорь Колыванов (оказывается, после сеанса положен обязательный получасовой отдых). – Лечился разными грязями – сивашской, Мёртвого и Азовского морей. Каждая имеет свои свойства, все действенны, правда, вскоре боли начинали вновь досаждать. Санаторный минус: отдыхающие – безличностный контингент. Персонал вежливый, правда, но кто там нами интересуется? Нормально отбыл положенный период, отпустили тебе порцию положенных услуг – и до свидания, гайда домой! Здесь же, наоборот, знаешь, с кого спрашивать, в случае чего. Страховка со стороны врача – постоянно. Я – хронический больной, реабилитироваться придётся долго. А здесь, пожалуйста, лечись, сколько надо. И жемчужные ванны, и грязевые обёртывания…».
«Да, – подтвердила заместитель главного врача, – мы, действительно, лечим хронические заболевания, потому что одна из особенностей нашей грязи – долгая сохранность тепла. Это используется и при лечении простудных заболеваний. Локализацию аппликаций просчитываем индивидуально и тщательно. Таков наш врачебный принцип – думать о действенной помощи больному и учитывать противопоказания. Чтобы выявить предположительные риски, оцениваем не только состояние, сопутствующие заболевания пациента, но и его возраст, пол, образ жизни».
Людмила Алексеевна удовлетворила моё любопытство и в отношении жемчужной ванны. Оказывается, жемчужинами называются пузырьки воздуха, вдуваемые в ванну, – красивое зрелище, успокаивающее нервную систему. Разница между температурами этой микромассы – холодного воздуха и комфортно-горячей воды – создаёт лечебные условия, избавляющие пациентов от гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, неврозов и невралгии.
В кабинете подводного душемассажа блаженствовала пациентка – вся в пене. Струя воды, подаваемая под давлением из насоса, расслабила её тело лучше и приятнее обыкновенного массажа. Ванна большая. «Будто плывёшь на спине, – сказала пациентка, – в волнующемся море».
Что ж, за нее можно только порадоваться, как и порадоваться за всех нас, ведь у нас появилось больше возможностей поправлять свое здоровье, не выезжая за пределы КЧР.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях