Кавалерийским наскоком проблему не решить
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
С экстремистской деятельностью необходимо бороться. Для этого следует изучать сущность и формы этого явления. В Стратегии отмечается, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие».
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
С экстремистской деятельностью необходимо бороться. Для этого следует изучать сущность и формы этого явления. В Стратегии отмечается, что «для предотвращения угроз национальной безопасности необходимо обеспечить социальную стабильность, этническое и конфессиональное согласие, повысить мобилизационный потенциал и рост национальной экономики, поднять качество работы органов государственной власти и сформировать действенные механизмы их взаимодействия с гражданским обществом в целях реализации гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, труд, жилье, здоровье и здоровый образ жизни, на доступное образование и культурное развитие».
Наибольшую опасность национальной безопасности Российской Федерации, ее культурно-цивилизационному и социально-политическому устройству несут организации, принадлежащие к направлениям исламского радикального фундаментализма (претендующего на установление своего влияния не только в традиционно мусульманских регионах, но и на всей территории страны) и новым религиозным движениям деструктивного характера. Основные мировые религии, такие как христианство, буддизм, ислам, основаны на терпимости и человеколюбии, не являются агрессивными по своей сути, не призывают напрямую к вражде к инаковерующим. Однако есть религиозные течения, которые прямо оправдывают насилие и жестокость.
Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.
В последнее десятилетие понятие «религиозный экстремизм» употребляется все шире, и под ним понимается антигуманная деятельность, исходящая от такой религии, которая пропагандирует насилие. Однако этот термин концептуально противоречив: религия, сама по себе, как социокультурное явление по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия, а некое экстремистское течение и религией называться не может. Данный вид экстремизма активно эксплуатирует отдельные доктринальные положения религии (в настоящее время идет особенно активное использование исламской риторики), – отсюда и складывается впечатление, что экстремизм такого рода является религиозным.
Сущность религиозного экстремизма – отрицание системы традиционных для общества морально-этических ценностей и догматических устоев и агрессивная пропаганда мировоззренческих аспектов, противоречащих традиционным общечеловеческим ценностям. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.
Характерные черты религиозного экстремизма: крайняя нетерпимость к инакомыслию, ко всем инаковерующим и особенно к неверующим, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия.
Религиозный экстремизм, как и другие формы экстремизма в обществе, могут порождаться социально-экономическими кризисами и их последствиями, такими как безработица и падение жизненного уровня людей, социально-политические деформации и потрясения, национальная дискриминация, исторические обиды и религиозная рознь, стремление социальных, политических и этнократических элит и их лидеров использовать религиозный фактор для достижения своих целей и удовлетворения личных политических амбиций. Источниками религиозного экстремизма могут выступать и различные компоненты общественного бытия народов.
Среди основных причин, способствующих росту религиозного экстремизма в Российской Федерации, следует выделить внутренние и внешние: социально-экономические, политические, культурно-образовательные, противоправную деятельность иностранных специальных служб и различных экстремистских центров.
Общественно-опасная деятельность экстремистских религиозных организаций должна встретить активное противодействие институтов государства и гражданского общества. Должна вестись постоянная разъяснительная, профилактическая работа по предупреждению экстремистских проявлений во всех сферах политической и религиозной жизни общества. Только при целенаправленной, постоянной работе по профилактике и противодействию религиозному экстремизму и фундаментализму возможна безопасность и населения, и государства от экстремистских и террористических преступлений.
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» ориентирует нас на выработку новых форм и методов контроля за деятельностью как общественных, так и религиозных объединений. Так, процедура правовой экспертизы учредительных документов общественных объединений и религиозных организаций все больше приобретает функции предупредительного контроля. В этой связи существует более тщательный подход к регистрации религиозных новообразований и осуществляется более пристальный контроль за их деятельностью.
Самым радикальным способом воздействия на религиозную организацию, применяющимся сегодня, является ее ликвидация по решению суда. Но ликвидация – институт гражданско-правовой. Речь при этом идет о прекращении деятельности организации как юридического лица. В то же время, поскольку регистрация, например, религиозных объединений не является обязательной, объединение после ликвидации вправе продолжать свою деятельность без прав юридического лица.
В этой связи следует активнее применять предусмотренный законом институт запрета деятельности организаций. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. № 27 ведется работа по составлению перечня организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности.
Минюст России постоянно публикует федеральный реестр печатных, аудио-аудиовизуальных и иных материалов экстремистского характера.
Для утверждения идей толерантности и противодействия экстремизму в нашей многонациональной республике чрезвычайно важно задействовать также миротворческий и гуманистический потенциал российских конфессий, прежде всего наиболее массовых.
Проблема распространения террористической угрозы и экстремизма в современном мире и борьбы с ними является долговременным фактором, который невозможно решить кавалерийским наскоком, без поддержки со стороны массовых российских конфессий и тесного с ними взаимодействия.
Е. СИКАЛИЕВА,
ведущий специалист-эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Управления Минюста РФ по КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет