Наследие Святой Руси
Настоятель Свято-Никольского храма станицы Сторожевой иерей Андрей КРАВЧЕНКО впервые в этом году побывал на Рождественских чтениях в Москве. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к нему с просьбой рассказать о том, что наиболее запомнилось.
– Чему были посвящены XXIII Рождественские чтения?
– Собранные уже в 23-й раз, в этом году чтения были объединены темой «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» и связаны с 1000-летием со дня кончины крестителя Руси. Предыдущие чтения, 2014 года, были посвящены 700-летию святого Сергия Радонежского и вовлекли в свою орбиту свыше 15 тысяч человек. В этом году участников явно было не меньше - прошло более 160 мероприятий по 18 направлениям на более чем 70 площадках столицы. А в предварительных чтениях по всей стране приняли участие более 12 миллионов человек. В рамках Рождественских чтений в этом году прошли ставшие почти традиционными Парламентские Рождественские чтения. Перед собравшимися на чтения в Кремлевском Дворце выступил Патриарх Кирилл. В Госдуме экспонировалась выставка икон XVI-ХХI веков из музеев и художественных галерей и творения современных иконописных школ. Также в Госдуме были проведены три «круглых стола»: «Церковь, государство и общество: задачи XXI века», «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира» и «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы».
Настоятель Свято-Никольского храма станицы Сторожевой иерей Андрей КРАВЧЕНКО впервые в этом году побывал на Рождественских чтениях в Москве. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА обратилась к нему с просьбой рассказать о том, что наиболее запомнилось.
– Чему были посвящены XXIII Рождественские чтения?
– Собранные уже в 23-й раз, в этом году чтения были объединены темой «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» и связаны с 1000-летием со дня кончины крестителя Руси. Предыдущие чтения, 2014 года, были посвящены 700-летию святого Сергия Радонежского и вовлекли в свою орбиту свыше 15 тысяч человек. В этом году участников явно было не меньше - прошло более 160 мероприятий по 18 направлениям на более чем 70 площадках столицы. А в предварительных чтениях по всей стране приняли участие более 12 миллионов человек. В рамках Рождественских чтений в этом году прошли ставшие почти традиционными Парламентские Рождественские чтения. Перед собравшимися на чтения в Кремлевском Дворце выступил Патриарх Кирилл. В Госдуме экспонировалась выставка икон XVI-ХХI веков из музеев и художественных галерей и творения современных иконописных школ. Также в Госдуме были проведены три «круглых стола»: «Церковь, государство и общество: задачи XXI века», «Наследие Святой Руси и вызовы современного мира» и «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы».
– Вы участвовали в работе какого-то из них?
- Да, я был участником «круглого стола» «Профессиональный стандарт педагога и духовно-нравственное воспитание детей: задачи и методология», принял участие в работе секции «Духовно-нравственное воспитание в российской школе: состояние, проблемы, перспективы» и выступил на пленарном заседании конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе».
Доклады на разных секциях сделали более 25 преподавателей и студентов нескольких институтов и факультетов МПГУ, в дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, учёные, священнослужители, представители общественности и СМИ. Вел заседание председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов. Открывая мероприятие, он заявил, что в истории нашей страны православие, образование, государственность всегда шли рука об руку, выразил удивление заявлениями, что Украина сейчас делает свой «цивилизационный» выбор, подчеркнув, что «мы сделали свой цивилизационный выбор давно», и провел экскурс в историю принятия христианства на Руси. Перечислив катастрофические последствия нашествий, Вячеслав Никонов напомнил, что «доли процента культурного наследия Киевской Руси до нас дошли лишь благодаря монастырям», где они бережно сохранялись. Сейчас, по мнению председателя комитета по образованию, вопросы, связанные с воспитанием и духовностью, снова выходят на первый план, потому что, получая знания в школе, современные дети в храмах и музеях чувствуют себя иностранцами. По его словам, произошел культурологический разрыв, который призван ликвидировать курс для средней школы по истории православия, в рамках которого дети осознают универсальность десяти заповедей и взаимосвязь духовности и нравственности. Современная педагогическая наука «разложила воспитание на составляющие», отметил Вячеслав Никонов, и только православной педагогике удалось сохранить его целостность.
– Чьи выступления вам наиболее запомнились?
– Председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирины Яровой. Она поддержала инициативу об экспертизе школьных учебников представителями традиционных конфессий, расширив круг дисциплин до «всех учебников по гуманитарным предметам». Критикуя Минобрнауки, депутат отметила, что усложнение школьного образования направлено на то, чтобы у ребёнка формировались не знания, а любознательность. «Сегодня требуют жесточайшей ревизии качество и объем знаний, которые предлагаются школьникам, — подчеркнула Яровая. — При этом мы не должны упустить главного — качества знаний по русскому языку, литературе и истории Отечества». По её убеждению, общее образование не должно предполагать той коммерческой вариативности учебников, которая есть сегодня. Депутат рассказала о том, что в Госдуму внесён проект закона о единой линейке учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества, и признала: «Мы допустили ошибку и не включили в проект закона положение о том, чтобы в экспертизе учебников принимали участие представители традиционных конфессий. Во всяком случае, по гуманитарным дисциплинам».
– Я знаю, что решения чтений не имеют законодательной силы, но к ним всегда прислушиваются. Что было решено на этот раз?
- Участники секции, обсудив необходимость приобщения детей к традиционным духовно-нравственным ценностям, выработали большой перечень рекомендаций. В частности, Правительству предложили осуществить комплексную государственную поддержку организаций, занимающихся созданием, изданием и распространением детской, учебной, развивающей и научной литературы в области духовно-нравственного воспитания молодёжи, контролировать СМИ, не допуская использования эфирного времени для показа программ, пропагандирующих насилие, низменность и пошлость, требовать повсеместного повышения культуры разговорной и письменной речи в учреждениях и разного рода организациях, включая недопущение использования вульгаризмов и сленговых выражений.
{{commentsCount}}
Комментариев нет