Главное – не праздность, а молитва и добрые дела

18 марта в 06:13
3 просмотра

“Почему сейчас христианскими выходными днями считаются не только воскресенье, но и суббота, тогда как ранее лишь воскресенье был господним? И правда ли, что в воскресенье нельзя шить, убирать, стричь волосы, ногти и вообще работать?

Валентина П.,
г. Черкесск”

На вопрос читательницы отвечает благочинный Северного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Михаил САМОХИН:
– В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, – это четвертая. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).
“Почему сейчас христианскими выходными днями считаются не только воскресенье, но и суббота, тогда как ранее лишь воскресенье был господним? И правда ли, что в воскресенье нельзя шить, убирать, стричь волосы, ногти и вообще работать?

Валентина П.,
г. Черкесск”

На вопрос читательницы отвечает благочинный Северного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Михаил САМОХИН:
– В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, – это четвертая. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20, стихи 8-11).
В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение – более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…” (Левит, 23:32). Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники, которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.
Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать или зло?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание. Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни – это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.
В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании. Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он – Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он – Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом – устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы”. То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.
Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни – смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно – наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…
Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже – воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?
Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность – лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу – значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное – не праздность, а молитва и добрые дела.
В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные. Да, различные обстоятельства жизни могут препятствовать нам посетить воскресную службу, это грустно, но ничто не мешает проводить нам каждую минуту нашей жизни, предстоя перед Богом, стараясь исполнять Его заповеди любви. А это подразумевает постоянный труд. Исходя из вышесказанного можно понять, что вышивать в воскресенье икону – богоугодное дело, а вышивать соблазнительную картинку – грех.

Материал подготовила Ольга МИХАЙЛОВА.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях