Бурлящий поток

29 апреля в 07:05
12 просмотров

Почти 30 лет. Столь долго везти на себе такой воз, как культура, не шутка. Но именно столько лет возглавляет, так сказать, фронт культурных работ в Малокарачаевском районе Алий Баталбиевич Хубиев. Выпускник КЧГПИ, он работал учителем русского языка и литературы в селе Джага. В этой же школе стал завучем, а потом и директором школы. Вспоминая о тех временах, Хубиев говорит, что каждая ступенька роста в Джагинской школе была кусочком его философии, его жизни… И как тут не сказать подробнее о его жизни…
Отец Алия – Баталбий Мурзабекович был одним из лучших коневодов колхоза «Родина». И так уж распорядилась судьба, что даже в той хмурой, жуткой, поставившей все с ног на голову депортации 43-го заядлый лошадник Баталбий попал не в какое-нибудь богом забытое, песками занесенное селение, а в Конезавод-97 Джамбульской области Казахской ССР. Словом, все шло к тому, чтобы и дети со временем пошли по стопам отца. Они, кстати, братья Алий (он родился в 1955-м), Шамиль, Хасан, Хусей, и были с детства искусными наездниками. В селе Ильичевском, где семья поначалу проживала после возвращения из Средней Азии, каждое утро из колхозных конюшен вырывался табун лошадей и растекался по луговине…

Почти 30 лет. Столь долго везти на себе такой воз, как культура, не шутка. Но именно столько лет возглавляет, так сказать, фронт культурных работ в Малокарачаевском районе Алий Баталбиевич Хубиев. Выпускник КЧГПИ, он работал учителем русского языка и литературы в селе Джага. В этой же школе стал завучем, а потом и директором школы. Вспоминая о тех временах, Хубиев говорит, что каждая ступенька роста в Джагинской школе была кусочком его философии, его жизни… И как тут не сказать подробнее о его жизни…
Отец Алия – Баталбий Мурзабекович был одним из лучших коневодов колхоза «Родина». И так уж распорядилась судьба, что даже в той хмурой, жуткой, поставившей все с ног на голову депортации 43-го заядлый лошадник Баталбий попал не в какое-нибудь богом забытое, песками занесенное селение, а в Конезавод-97 Джамбульской области Казахской ССР. Словом, все шло к тому, чтобы и дети со временем пошли по стопам отца. Они, кстати, братья Алий (он родился в 1955-м), Шамиль, Хасан, Хусей, и были с детства искусными наездниками. В селе Ильичевском, где семья поначалу проживала после возвращения из Средней Азии, каждое утро из колхозных конюшен вырывался табун лошадей и растекался по луговине…

Но все сложилось иначе. Сначала мальчиком трагически погиб Шамиль. Потом катастрофа унесла жизнь восемнадцатилетней красавицы Фатимы. И сердце матери, доброй Гокки, которая любила и ценила в жизни все хрупкое и неуловимое: радугу, яркость ажурной зелени на фоне грозовых туч, осенний лист, размоченный в луже, и учила этому прекрасному своих шестерых детей, как могла, не выдержало потери детей. Ее смерть стала самым большим потрясением для семьи. Однако мужественное, схожее с бетховенским, мироощущение: «Что делать? Надо стать сильнее судьбы. Помнить, что вся жизнь состоит из встреч и разлук, хотим мы этого или не хотим», – помогло Баталбию Мурзабековичу. Он не только сохранил семью, но и вывел всех детей в люди. Да еще в какие!
Огромным авторитетом в селе Джага пользуется Хасан, который нынче живет в отцовском доме и свято хранит его память. Не нарадуются на Хузаймат и ее семью все, кто знает эту интеллигентную, образованную, обаятельную женщину. Хусей станет народным артистом КЧР, заслуженным деятелем искусств Чеченской Республики и будет более 17 лет руководить прославленным госансамблем республики «Эльбрус»…
Собственно, хорошим танцором был и Алий, и так же был музыкален, не лишен слуха, как Хусей, и потому никто и предположить не мог, что Алий станет в некотором роде чиновником от культуры. Да только и чиновник чиновнику, как видно, бывает рознь…
Став заведующим отделом культуры Малокарачаевского района, Алий Баталбиевич с первых же дней работы открыл целый пласт новых свежих тем, новых форм и методов работы.
Оригиналы, выдумщики, первопроходцы, они всегда раздражали тех, для кого сытый покой – предел мечтаний. Успехи Хубиева – представляю, как он недовольно сморщится, прочитав эти строки, но и по-другому как еще сказать, если буквально через два года в районе на сцене блистали пять танцевальных коллективов, носящих звание «Народный», причем созданные не по команде сверху, не по разнарядке, а рожденные, можно сказать, по велению сердца народного да плюс без приглашенных и покупных варягов, – также раздражали, надо полагать, обывателей разного толка, но Хубиев при всех обстоятельствах сохранял хладнокровие и позитивный настрой, памятуя слова гениального Дмитрия Лихачева: «Бездарность стремится поучать, талант – подавать пример. Но если у таланта отнять время, то и талант будет больше поучать, чем учить примером».
Далекий 1990 год. В республику с гастролями приезжает государственный фольклорно- этнографический ансамбль «Балкария». И не только с гастролями. Бережное отношение к национальной культуре, стремление к ее возрождению побудили Хубиева привлечь к работе по обновлению программ танцевальных коллективов района известного хореографа, талантливого ученого, этнографа-балетмейстера – он же художественный руководитель «Балкарии» – Мухтара Кудаева, при помощи которого в репертуаре ансамблей «Минги-Тау», «Илькер», «Элия» появились фольклорные постановки древних танцев Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Таким образом, удалось вернуть к жизни почти утраченное народное достояние.
И неслучайно, выступая на международном фестивале «Садко» в Новгороде, ансамбль народного танца «Илькер» (рук. заслуженный работник культуры КЧР Мусса Каитов), представивший четыре танца: «Абезек», «Истемей», «Аймуш» «Танец джигитов», завоевал Гран-при, обойдя известные коллективы Франции, Бельгии, Латвии, Польши и т.д.
Значимым событием для жителей района стало вещание в 1993 году местного телевидения, которое было открыто на базе отдела культуры и вот уже более 20 лет знакомит жителей района с общественно-политическими и культурными событиями района.
– Чем мы руководствовались, открывая телевидение? – скажет потом Хубиев. – Ну, например, тем, что любой текст всегда хуже картинки…
Кстати, гостями районного ТВ в разные времена побывали разные знаменитости – Мухтар Кудаев, Омар Отаров, Махмуд Эсембаев, корреспондент журнала «Вокруг света», писатель Мурат Аджиев…
Культурная жизнь в районе год от года становится как бурлящий поток. Открывается детская хореографическая школа, а созданный при ней коллектив «Элия» за короткое время становится дипломантом и призером многих международных конкурсов и фестивалей. В те же 90-е в США отправился на гастроли ансамбль «Минги-Тау» благодаря… Тут я должна сделать небольшое отступление.
Как в старых добрых кинокомедиях детства наших родителей нельзя было представить себе Пата без Патишона, так и Алий Хубиев почти не разлучен с генеральным директором турбазы «Медовые водопады» Муссой Боташевым.
Любовь и ревность, щедрость и жадность, отвага и трусость, милосердие и жестокость – все соединенно существует в каждом человеке. В разных пропорциях, но существует. Так вот, эти два друга, в характере которых не то что превалируют, а исключительно доминируют приведенные мною первые чувства, не только искренне радуются успеху друг друга, но и всегда выручают друг друга. К примеру, в Америку ансамбль поехал благодаря спонсорской помощи Муссы Боташева и Шагабана Хапчаева.
– Мне доводилось встречать немало «крутых» парней, которые были щедры лишь тогда, когда им нужно было упрочить свое положение в «высшем» обществе. Впрочем, для принадлежности к этому обществу не требовалось ни доброго сердца, которого, если человек лишен, ни у кого не занять, ни ясного ума, которого ни за какие деньги не купишь. Мусса и Шагабан сделаны из другого теста, – говорит Алий Баталбиевич. – И это в первую очередь их заслуга в том, что ансамбль стал широко известен в округе штата Нью-Джерси, газеты которого долго взахлеб писали о самобытности, искрометности нашего ансамбля, о том, как занимаются в Карачае пропагандой фольклорного наследия…
Сам Хубиев тоже из такого теста. Мало того, что он одинаково резко относится ко всякого рода красивым жестам, широким замахам, честолюбивым планам, так мне еще кажется, что его легче оговорить, выгнать с работы, чем заставить идти просить об одолжении, о снисхождении.
Кстати, опять-таки благодаря Алию и Муссе, а также другим его друзьям в районе налажено муниципально-частное партнерство в сфере культуры, туризма, досуга населения. Так, на базе «Медовых водопадов» проводился ежегодно «Праздник айрана», который за два года стал таким многочисленным, так широко представленным ближним и дальним зарубежьем, что его переименовали в фестиваль и сделали традиционным, на базе ресторанов и кафе района Кавказских Минеральных Вод проводятся «субботние вечера», выставки – вернисажи.
Говоря о выставках… Организаторский талант Хубиева потребовался и для того, чтобы устроить персональные выставки в республике и за ее пределами работ членов Союза художников России Мекера Чомаева, Магомеда Хабичева и народного художника КЧР Амина Узденова, которые в свою очередь резонно отмечают, что талантливый организатор подобно Алию Хубиеву в обществе нынче так же редок, как редок в природе драгоценный металл.
Выставка всегда экзамен и небезосновательный – увидеть себя на фоне других – кто ты, что ты: очевидное достижение или промах? Таковым рабочим моментом, безусловно, является и обмен связями, которые в последнее время тесно налажены у культработников района с творческими коллективами Калкентского района Республики Дагестан и Эльбрусского района Кабардино-Балкарии. И опять-таки соседи в восторге от состояния культуры в районе, особенно их впечатлили выступления коллективов музыкальной школы Учкекена – это младший хор, ансамбль народных инструментов «Джулдуз», инструментальный ансамбль «Учкекен», вокальный ансамбль «Эдельвейс»… Кстати, чуть не забыла, в районе более двадцати лет проводится конкурс «Музыка КЧР», который как нельзя лучше способствует сохранению и популяризации музыки народов Кавказа.
Кабинет Хубиева – и когда он был завотделом культуры района, и когда стал директором Центра культуры и досуга – всегда полон людей. Непрерывно звонит телефон, и не понять, кто кого заглушает: телефон посетителей или шутки, ремарки посетителей говорящего по телефону, но Хубиева это явно не смущает, он умеет в каждом человеке увидеть только ему присущие способности и направить их на пользу дела, умеет сплотить людей, создать обстановку интересного поиска, творчества, без которых немыслимо большое дело. В сутолоке, в лихорадке будет он, как рыба в воде, говорит сразу по двум телефонам и что-то записывает в блокнот, отдает распоряжения и приглашает к разговору, все время оставаясь как бы над всем, наблюдая, сравнивая, подвергая сомнению… А как иначе? В последнее время работы невпроворот было. Участие в фестивале культуры и спорта народов Кавказа «Мир Кавказу», «Кавказских играх», международном фестивале музыки и фольклора «Вомад», в культурной программе Паралимпийских игр в Сочи.
А еще под конкретным неусыпным патронатом Хубиева работают два этнографических музея, которые в народе называют местом «диалога культур и поколений» и в котором благодаря стараниям педагогов, учеников, общественности района наблюдается такая концентрация уникальной старины, что работники маститых музеев диву даются.
И не стоит удивляться, что сам Алий стал одним из авторов книги «300 лет аулу Схауату», буклета «Учкекен», календаря памятных дат Малокарачаевского района. А еще он издал немалый труд – книгу «Малый Карачай в ХХ веке». Книга очень актуальна, и не только как документ эпохи, где автор кратко, буквально в двух-трех словах прослеживает судьбы тех замечательных людей, с кем нас разминули время и пространство, с кем довелось жить в одну эпоху, – и что ни человек, поверьте, то личность – но и как аргумент дорогих для Хубиева истин, а они в унисон опять – таки лихачевским: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещей, которые им принадлежали, он не любит их… Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране».
Кстати, в районе проведена под руководством Хубиева и большая поисковая работа по увековечению памяти участников Великой Отечественной войны. В рамках Всероссийской акции «Бессмертный батальон» собрано более 800 фотографий воинов-земляков.
За всю свою многолетнюю приязнь я не раз говорила Алию о его поразительном сходстве с Владом Листьевым, ну как было удержаться на сей раз.
– Алий, Катрин Денев, когда ей надоело выслушивать, как она похожа на свою старшую сестру, ответила: «Больше, чем быть «второй», я с детства боялась быть «похожей». А ты? Ведь наверняка о сходстве со знаменитым Листьевым тебе только ленивый не говорит?
– Да мне только льстит такое сравнение, жаль только, не дожил он до моих шестидесяти…
Шестьдесят лет. Заслуженный работник культуры КЧР. Обладатель почетного знака Минкультуры РФ, сонма благодарностей от Министерства культуры России, КЧР. Отец трех чудных взрослых дочерей, способный безоглядно уходить в тот мир, который дарит стихи и прозу, и увлечь туда теперь уже трех внучек, человек живой, чистой, благородной души, для которого работать – не значит зарабатывать деньги, а писать книги – не значит стремиться к славе, он вовсе не выглядит на свой возраст. Все та же энергия, как и 30 лет назад, когда мы познакомились, все тот же верх элегантности во внешнем облике, все та же утонченность, желание не взять, а отдать. И невероятное обаяние. В чем оно, задаюсь не первый год. И не первый год гадаю. Наверное, в том, что важнее красоты, которую, как известно, уносят годы (хотя в данном случае не уносят, а все больше наносят), – в неподражаемом шарме этого удивительного человека – настоящего деятеля культуры Алия Хубиева.

 Аминат ДЖАУБАЕВА.
 НА СНИМКЕ: Алий ХУБИЕВ.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях