«У высокой горы и тень большая»…

5 мая в 11:01
19 просмотров

3 мая исполняется 90 лет Солтану Чорнаевичу Алиеву, известному ученому-фольклористу, залуженному деятелю искусств КЧР, почетному доктору наук КЧГУ и Карачаевского НИИ, почетному члену Кисловодской общественной организации «Алан», с днем рождения которого тесно связана другая дата – День возрождения карачаевского народа. Ученый М.Шаманов писал: «Можно думать, совпадение почти мистическое: он принадлежит к плеяде именно тех людей, чей вклад в дело возрождения родного народа сохранится дольше самого крепкого памятника».
Солтан Алиев в 90-х годах являлся одним из активистов первой общественно-политической организации «Джамагат», и многие помнят его яркие публицистические выступления на многотысячных митингах, когда каждое слово оратора падало на благодатную почву, будоража умы и сердца как соотечественников, так и представителей других этносов. Поистине, на волне гласности и демократизации общества после долгих лет умалчивания о судьбах депортированных народов пассионарность выступлений общественного лидера была целительным бальзамом на израненные души. На этих митингах, каждый раз слушая выступления Солтана Чорнаевича, поражалась его образной речи, точно попадавшим в цель словам и определениям, глубокому знанию исторических фактов и событий…
3 мая исполняется 90 лет Солтану Чорнаевичу Алиеву, известному ученому-фольклористу, залуженному деятелю искусств КЧР, почетному доктору наук КЧГУ и Карачаевского НИИ, почетному члену Кисловодской общественной организации «Алан», с днем рождения которого тесно связана другая дата – День возрождения карачаевского народа. Ученый М.Шаманов писал: «Можно думать, совпадение почти мистическое: он принадлежит к плеяде именно тех людей, чей вклад в дело возрождения родного народа сохранится дольше самого крепкого памятника».
Солтан Алиев в 90-х годах являлся одним из активистов первой общественно-политической организации «Джамагат», и многие помнят его яркие публицистические выступления на многотысячных митингах, когда каждое слово оратора падало на благодатную почву, будоража умы и сердца как соотечественников, так и представителей других этносов. Поистине, на волне гласности и демократизации общества после долгих лет умалчивания о судьбах депортированных народов пассионарность выступлений общественного лидера была целительным бальзамом на израненные души. На этих митингах, каждый раз слушая выступления Солтана Чорнаевича, поражалась его образной речи, точно попадавшим в цель словам и определениям, глубокому знанию исторических фактов и событий… Хотелось поближе познакомиться с этим интересным человеком, к мудрому слову которого прислушивались не только деятели национального движения, но и высокие чиновники. К нему в Кисловодск ехали за советом и государственные мужи, и ученые – филологи, и простые люди.
И вот десятилетие назад в составе делегации республики мы отправились к Солтану Чорнаевичу в Кисловодск. Он и по сей день живет здесь на одной из тихих улочек в районе «Колоннады» под сенью старых вязов, тополей – идеальное место для человека – творца и мыслителя.
Помнится, тогда поразила его уникальная библиотека. В большом старинном доме несколько комнат были набиты книгами, рукописями, пачками подшивок газет многолетней давности. Особняком выделялись картонки, где на каждой была написана карачаевская пословица или поговорка. Все это кроме шкафов занимало место на подоконниках, столах, диванах, просто на полу. Свой спартанский образ жизни, равнодушие к вещизму и меркантильным предпочтениям ученый объяснил цитатой из Конфуция: «Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уйдем, и нельзя вынести отсюда больше, чем принес».
Тогда, помнится, меня не покидало ощущение дежавю – где же, в каком доме я видела такое же обилие книг и картотек с пословицами, аскетизм жилища и фанатичную преданность собиранию фольклора? Где я уже слышала термин «паремиология» из уст хозяина дома? Я давно догадывалась, что прошлое – хорошо забытое будущее, а всякое новое знание есть воспоминание. Наконец, осенило – о Боже, да у такого же ученого-самоучки Сергея Даниловича Мастепанова, который посвятил себя вышеназванной науке – разделу филологии, посвященному пословицам, поговоркам, присловьям, изречениям. Помнится, на излете 80-х, когда посетила скромный домик Мастепанова в шахтерском поселке, Сергей Данилович открыл для меня «америку»: «А знаете ли вы, что первая публикация карачаевских пословиц и поговорок принадлежит венгерскому ученому Вильгельму Преле? Именно он в 1919 году поместил 16 карачаевских пословиц в одной из своих научных работ с переводом на немецкий язык. А одним из местных собирателей пословиц является ученый Умар Алиев».
Спросить у Солтана Чорнаевича о том, знал ли он Мастепанова, тогда я так и не успела, но точно знаю одно: он – достойный преемник тех, кто сказал свое весомое слово в карачаевской филологии.
…Несколько часов беседы с патриархом и хранителем народной мудрости пролетели как один миг. А речь шла о судьбе творческой интеллигенции, развитии духовного и культурного пространства общества и личности, бережном отношении к историческому наследию народа. Образная речь Солтана Чорнаевича, щедро пересыпанная пословицами, заставляла по-новому прочувствовать колорит и богатство карачаевского языка. «Пословицы создавали пахари, животноводы, торговцы, охотники, снохи и свекрови, зятья и свахи, вот почему они так объемны и охватывают большое и малое», – сказал во время той незабываемой встречи ученый – филолог.
Почти всю сознательную жизнь Солтан Чорнаевич собирал фольклор, и не только пословицы, но и сказания, песни – плачи, колыбельные, обрядовые. Одновременно он работал над карачаевским фразеологическим словарем и словарем карачаевского языка, энциклопедическим – исторических личностей Карачая, карачаево-русских названий растений. Он собрал за свою жизнь 20 тысяч пословиц. Первая его книга «Карачаевские пословицы и поговорки» вышла в свет в 1963 году. Она поистине стала бесценным даром народу, который в течение 14 лет изгнания был лишен книгоиздания на родном языке. Мне врезались в память его слова: «Когда в первые тяжелые годы депортации я собирал народные пословицы и поговорки, заходя в жалкие мазанки, где порой не хватало куска хлеба, часто думал: если всем нам будет суждено погибнуть на чужбине, найдется человек, который, прочитав их, скажет: эти изгнанники были мудрые, терпеливые, стойкие люди, дорожившие родным словом».
Изучая рукописи и картотеку С.Алиева, мы все тогда подумали: его единоличный труд может заменить работу целого научно-исследовательского института, а его домашней библиотеке нет аналогов – в ней 12 тысяч книг, подшивки газет хранятся свыше 50 лет! Вот они, золотые слова Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех».
…Перелистываю старый блокнот с тем давним интервью с россыпью пословиц и поговорок от Солтана Чорнаевича – ну, не получилось у меня их «впихнуть» в свое время в небольшой репортаж о той знаменательной поездке в Кисловодск. И вновь восхищаюсь их емкости: «Подарив однажды – получишь во сто крат», «С хорошим делом не тяни, с плохим – постой, повремени», «Поможешь плохому человеку – окровавит твой нос, откормишь худую ярку – губы и нос масляны», «Лодырь работяге враг», «У высокой горы и тень большая». И, наверное, последняя, как никакая другая, подходит к таким ярким, самобытным личностям, как наш юбиляр… К сожалению, сейчас он отошел от «больших и славных дел» по состоянию здоровья, но о нем помнят в Карачаево-Черкесии, звонят, интересуются его жизнью, предлагают помощь и поддержку через домочадцев, где главную заботу о почтенном аксакале взял на себя его младший брат Али-Мурат. Он-то и помог мне воспроизвести ретроспективу жизни и деятельности юбиляра. Но прежде Али-Мурат Чорнаевич сообщил, что наконец готова к изданию книга с 20 тысячами карачаевских пословиц – плод многолетнего труда брата, и его волю к жизни подпитывает ожидание выхода в свет этой книги, тем более, она особенно актуальна в Год родных языков в Карачаево-Черкесии.
…Семья Алиевых жила в ауле с поэтическим названием Элькуш, что в переводе с карачаевского означает «Орлиное село». Жизнедеятельность элькушцев тесно была связана с Кисловодском – от аула до курортного города рукой подать. Не исключением были и родители Солтана Алиева, Чорнай Исмаилович и Рабият Узеировна, простые труженики, занимавшиеся животноводством. После окончания Элькушской семилетки Солтан продолжил образование в Микоян-Шахарском рабфаке. Деятельного и энергичного юношу в марте 1942 года назначают председателем Элькушского сельсовета. Именно 17-летний «глава» аула выступил с инициативой сбора средств в Малом Карачае для постройки авиаэскадрильи «Колхозник Карачая» для фронта. Патриотический почин был поддержан – люди не жалели средств, и самолеты были построены, в адрес жителей Малого Карачая пришла благодарственная телеграмма из Кремля. А за месяц до депортации карачаевского народа, в октябре 1943 года, секретарь Ставропольского крайкома партии Михаил Суслов, «войдя во вкус», потребовал приступить к сбору новых подарков фронту к годовщине Октябрьской революции. И именно в канун этой даты карачаевцы первыми покинули родину, за ними в разное время последовали балкарцы, чеченцы, ингуши. Причем кошмар депортации приурочивался к очередной красной дате календаря. Все эти нюансы иезуитской политики кровоточащими зарубками откладывались в душе таких патриотов, как Солтан Алиев. Поэтому неслучайно впоследствии, когда пришло время, он стал одним из ярких лидеров движения за реабилитацию своего народа.
В годы жизни на чужбине в хлопководческом совхозе «Пахта-Арал» он был так же на виду, занимая небольшие руководящие должности. В августе 1956 года С.Алиев возглавил делегацию карачаевцев Ильичевского района Казахстана в ЦК КПСС с ходатайством вернуть их на родину. Одновременно он занимался журналистикой, являясь внешкором нескольких газет Казахстана, как районной, так и республиканской и даже центральной «Советское хлопководство». А 10 апреля 1956 года вышел первый послевоенный номер областной газеты «Кызыл Карачай», в подготовке которого принял участие и Солтан Чорнаевич. Это был коллективный труд бывших работников карачаевской газеты и партийно-советского актива, которые заранее выехали на родину для подготовки массового приема выезжающего из мест депортации народа. Весь тираж этой газеты был привезен в Среднюю Азию и распространен среди народа, который так скучал по родному печатному слову…
После возвращения на малую родину в 1957 г. С. Алиев ряд лет работал корреспондентом областной газеты «Кызыл Карачай», диктором областного радио (московская комиссия признала его лучшим диктором Карачаево-Черкесии). В связи с 400-летием добровольного вхождения Карачаево-Черкесии в состав России и за большие заслуги в развитии печати он, единственный из журналистов национальных газет и радио, был награжден медалью «За трудовую доблесть».
Вся дальнейшая жизнь Солтана Чорнаевича связана с дорогим его сердцу Кисловодском, почетным гражданином которого он является. В 1970 году на общественных началах С.Алиев организовал пять детских карачаевских спортивных команд, которые занимали призовые места на городских соревнованиях, благодаря ему был создан хореографический ансамбль «Юность Карачая», впоследствии – лауреат Северо-Кавказских фестивалей. Он входил в состав Кисловодского совета общества охраны памятников истории и культуры, принимал участие во многих научных конференциях, важной вехой в его жизни стало создание отделения карачаевской общественной организации «Алан», которая существует здесь с 1991 года.
Накануне своего 90-летнего юбилея, Солтан Чорнаевич сказал по телефону: «Передайте салам и поздравления через мою любимую газету «День республики» с Днем возрождения карачаевского народа всем, кто меня знает и с кем меня связывала общая работа. Спасибо, что меня не забывают в Карачаево-Черкесии, которую я безгранично люблю и которой горжусь».

НА СНИМКЕ: Солтан Чорнаевич АЛИЕВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях