Герой Абхазии

15 мая в 06:41
2 просмотра

В Драматическом театре г. Черкесска прошел вечер памяти, посвященный 70-летию со дня рождения первого Президента Абхазии Владислава Ардзинбы. В нем приняли участие Глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов, Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба, председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов, председатель Правительства КЧР Мурат Карданов, члены Правительства КЧР, парламентарии, представители научной и творческой интеллигенции, руководители общественных организаций, жители республики. «Более 14 лет Владислав Григорьевич Ардзинба был лидером Абхазии, причем не только в юридическом, но и в духовном смысле этого слова. Это действительно национальный лидер Абхазии, и выражение «Свобода Апсны – это дело всей его жизни» на самом деле подтвердилось его делами, его великим вкладом в становление государственности Абхазии.

В Драматическом театре г. Черкесска прошел вечер памяти, посвященный 70-летию со дня рождения первого Президента Абхазии Владислава Ардзинбы. В нем приняли участие Глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Темрезов, Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба, председатель Народного Собрания КЧР Александр Иванов, председатель Правительства КЧР Мурат Карданов, члены Правительства КЧР, парламентарии, представители научной и творческой интеллигенции, руководители общественных организаций, жители республики. «Более 14 лет Владислав Григорьевич Ардзинба был лидером Абхазии, причем не только в юридическом, но и в духовном смысле этого слова. Это действительно национальный лидер Абхазии, и выражение «Свобода Апсны – это дело всей его жизни» на самом деле подтвердилось его делами, его великим вкладом в становление государственности Абхазии. Рядом с братским народом Абхазии с которым издавна сложились искренние добрососедские и братские отношения, всегда были родственные народы Северного Кавказа, Юга России и всей Российской Федерации, – сказал Рашид Темрезов, отметив, что важной исторической вехой для Абхазии и наградой за многолетнее служение народу Абхазии для Владислава Григорьевича стало международное правовое признание Россией независимости Абхазии в 2008 году. Подписанный в 2014 году договор о союзе, о стратегическом партнерстве двух государств предполагает взаимодействие в военно-политической, экономической, социальной и культурной сферах. Глава региона также напомнил, что в Абазинском районе КЧР идет строительство новой школы, которой решено присвоить имя первого Президента Абхазии Владислава Ардзинбы.

Президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба в своем выступлении отметил, что «Владислав Ардзинба – это целая эпоха для Абхазии, совершенно особенное явление для истории, общественно-политической жизни всего постсоветского пространства. Благодаря своему высочайшему профессионализму политика и дипломата, моральным и волевым качествам он смог выполнить ту историческую миссию, которую предрекла ему судьба».
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем об основных этапах жизни этого выдающегося человека.

Начало
Владислав Ардзинба родился 14 мая 1945 г. в приморском абхазском селе Эшера в простой семье, в которой высоко ценились благородство, честный труд, уважение к старшим, чуткость и внимание к людям. Отец его, Григорий Киаминович, окончил Сухумскую горскую образцовую школу. Не успев завершить учебу на историческом факультете Сухумского госпединститута, в1939 году был призван в ряды Красной Армии. Участвовал в боях за Орел и Тулу, в освобождении Украины, был тяжело ранен в феврале 1943 г. под Харьковом. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда». Долгие годы Г. Ардзинба работал педагогом, стал заслуженным учителем Абхазии. Мать Владислава, Надежда Шаабановна Язычба, тоже всю жизнь работала в школе.
Владислав Ардзинба окончил Сухумский педагогический институт. То, что он избрал специальность историка-востоковеда, заслуга его учителя Инала Шалвы. Владислав, будучи преподавателем истории, поехал в аспирантуру заниматься исследованием цивилизаций. Приходилось буквально начинать все с нуля, он бегал то на занятия по древнегреческому, то по аккадскому, то по хеттскому языкам. Ездил даже в Ленинград изучать хеттский язык, занимался английским и немецким. Затем он блестяще защитил докторскую диссертацию на тему «Ритуалы и мифы древней Анатолии», став ученым-востоковедом мирового уровня, историком, филологом, культурологом. Чрезвычайно важны работы Ардзинбы в области сравнительного изучения хеттского и западно-кавказских языков.

В большой политике
В политику Ардзинба пришел в конце 80-х годов. Известный востоковед, успевший сделать блестящую научную карьеру уже в 40 лет, он начинает глубоко осознавать необходимость непосредственного участия в общественно-политических процессах, происходивших в стране, которая напоминала, по образному выражению Юрия Калмыкова, «кипящий котел».
С 1987 года в Грузии заявляют о себе неформальные политические организации, выступающие с призывами об упразднении автономий. В общественных кругах Абхазии и среди ее интеллигенции зреет идея нового письма в высшие государственные органы с требованием восстановления политического статуса суверенной Союзной Республики Абхазия, потерявшей суверенность в 1931 году по воле Сталина. В1988 году, на фоне усиливающегося грузино-абхазского противостояния, после смерти профессора Георгия Дзидзарии происходит выдвижение доктора исторических наук Владислава Ардзинбы на должность директора Абхазского института языка, литературы и истории им. Д. Гулиа. Перед этим назначением Ардзинба являлся зав. сектором идеологии и культуры Древнего Востока Института востоковедения АН СССР.
Благодаря личной инициативе и организаторским способностям Ардзинбы научная жизнь в республике заметно оживилась. В октябре 1988 года в Сухуме под его руководством проходит Всесоюзная научная сессия этнологов и антропологов, где развернулась дискуссия по вопросам этнокультурной истории абхазов. Одной из приоритетных задач Абхазского института стало восстановление подлинной истории народа, подвергавшейся грубейшей фальсификации на протяжении многих десятилетий. В 1991 году было подготовлено новое учебное пособие «История Абхазии» – коллективный труд абхазских ученых, объективно и всесторонне освещающий этапы становления и развития абхазской государственности. В этот же период при содействии Владислава Ардзинбы, несмотря на препятствия, чинимые грузинской политической цензурой, был издан сборник «Абхазия. Документы свидетельствуют. 1937-1953».
Между тем политическая борьба усиливалась, грозя перерасти в открытый конфликт. Негативная реакция тогдашних властей на «Абхазское письмо» 1988 года, а также новая волна антиабхазских выступлений, захлестнувшая Грузию, ускорили создание Народного Форума Абхазии «Аидгылара». Владислав Ардзинба с момента возникновения организации оказывал помощь ее лидерам, посещая заседания НФА, участвуя в составлении его основополагающих уставных документов. «В политике Ардзинба возник неожиданно, мгновенно заняв в ней доминирующее положение.Это стало возможным благодаря уникальному сочетанию качеств лидера, способного стать выразителем всех чаяний народа. И, как показала история, Владиславу Ардзинбе удалось свершить то, что было не под силу другим», – писал абхазский политолог Астамур Таниа.
Накануне трагических июльских событий 1989 года в Абхазии, поводом для которых стало распоряжение Совета Министров Грузии об открытии Сухумского филиала Тбилисского университета, грузинские СМИ развернули пропагандистскую кампанию по дискредитации абхазского национально-освободительного движения. Возникла настоятельная необходимость в опровержении лжи, распространявшейся по официальным каналам. Такая редкая возможность представилась Ардзинбе после выборов в высший законодательный орган страны. Став народным депутатом СССР, выступая с трибуны I съезда в Москве в июне 1989 года, Ардзинба делает обстоятельный анализ ситуации в Абхазии, упреждая опасное развитие событий, способное ввергнуть республику в пучину межнациональных распрей.
Депутатской группе, возглавляемой Ардзинбой, удалось добиться принятия законодательных актов, которые могли значительно расширить объем полномочий бывших автономных республик. И это, без сомнения, стало правовым фундаментом, на котором удалось выстроить абхазскую государственность.
24 декабря 1990 года, после переговоров абхазской и грузинской сторон, Верховный Совет республики избирает Ардзинбу своим председателем. Тем временем на всей территории распавшейся советской державы царили хаос и безвластие. Сформированный новый Парламент Абхазии 6 января 1992 года вновь избирает своим председателем Владислава Ардзинбу.

В новом Парламенте Абхазии
Это был наиболее сложный этап государственно-правовых взаимоотношений Грузии и Абхазии. Любые попытки принятия законов, повышавших статус Абхазии, наталкивались на сопротивление грузинских депутатов. Законы, принятые Абхазским парламентом, признавались Госсоветом Грузии не имеющими юридической силы. Усиливавшаяся конфронтация требовала от руководства Абхазии гибкости и дипломатии. В целях преодоления правовой неурегулированности между двумя республиками Верховный Совет Абхазии 23 июля 1992 года принял постановление о прекращении действий Конституции Абхазской АССР 1978 года. Принятие такого решения было ускорено отменой Военным советом Грузии всех законодательных актов, принятых за период с 24 февраля 1921 года. Создался правовой вакуум: Грузинская ССР перестала существовать, а с новым грузинским государством Абхазия никаких правовых взаимоотношений не имела.
До принятия новой Конституции в силу вступила Конституция Абхазии 1925 года, Абхазский парламент принял новые Герб и Флаг Республики. Увы! 24 июля 1992 года в Дагомысе проходит встреча Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе. Решения, принятые на ней в обход абхазского руководства, имели роковые последствия для всего народа Абхазии.

«Я обращаюсь к вам в этот трудный час!»
В трагический день начала грузино-абхазской войны Владислав Ардзинба выступил по национальному телевидению: «Я обращаюсь к вам в этот трудный час. На нашу землю вторглись вооруженные формирования Госсовета Грузии, в числе которых уголовные элементы, которые сеют смерть и разрушения на нашей земле. Мы жили тихо и мирно в своем доме, не без споров, не без проблем. Но пытались решать эти проблемы мирным, цивилизованным путем. На наши предложения нам ответили танками, самолетами, пушками, убийствами, грабежами…»

Движение в защиту Абхазии
Как бы Шеварднадзе ни пытался объяснить причины вероломного нападения на Абхазию, мир узнал о его истинных намерениях по следам тягчайших военных преступлений, актов вандализма, совершенных на оккупированной территории. Во всем мире ширилось движение в поддержку Абхазии. Сюда прибывали добровольческие отряды с Северного Кавказа и Юга России, волонтеры из ближнего и дальнего зарубежья, из абхазо-адыгской диаспоры. Совет обороны, возглавляемый Владиславом Ардзинбой, разрабатывал планы ведения боевых действий, поддерживал постоянную связь между штабами фронтов. Постепенно отношение международных организаций и мировой общественности заметно изменилось. В докладах Миссии ООН и ОБСЕ расставлялись уже иные акценты, чем в начале войны. Но пока при принятии политических решений дипломатические представительства работали преимущественно по сценарию, предложенному Эдуардом Шеварднадзе.

Московская встреча
Ставшая исторической стенограмма Московской встречи от 3 сентября 1992 года обнажает немало закулисных моментов. Новый вариант документа был представлен абхазской делегации всего лишь за пять минут до начала протокольной встречи. Владислав Ардзинба заявил Президенту России Б. Ельцину о том, что политика силового давления не учитывает интересов Абхазии. Он настойчиво требует вывода грузинских войск, призывает вернуться за стол переговоров.
Позже депутат Парламента Абхазии Юрий Воронов, оценивая результаты Московской встречи, скажет: «Разговор для абхазской делегации был трудным, а порой и унизительным. Из него были исключены оценки и анализ происшедшего. Упоминание о нарушениях прав человека вызвало у окружения Шеварднадзе окрик: «Провокация!». В ход шли и грубое давление, и уговоры. Руководствуясь главным – остановить кровопролитие – Владислав Ардзинба поставил свою подпись под итоговым документом…»
Но военно-политическая ситуация в Абхазии меняется. Армия, сформированная в ходе боевых действий и успевшая приобрести достаточный опыт ведения контактных боев, переходит от оборонительной тактики к наступательной.

На войне как на войне
Успешно завершенная операция по освобождению Гагры открыла новые возможности: Абхазия восстанавливает контроль над своей частью российско-абхазской границы и связь с внешним миром. Встревоженное решительными действиями абхазской армии грузинское командование бросило все силы на укрепление фортификационных сооружений. В ответ на это воины Абхазии предприняли попытку штурма оккупированной столицы. Однако после ожесточенных боев в западной части Сухума абхазские войска вынуждены отступить. В ночь на 16 марта в результате интенсивного артобстрела, а также из-за недостаточной слаженности действий абхазских войсковых подразделений наступление было сорвано. Владислав Ардзинба 20 марта 1993 г. сказал: «Мы должны говорить не о поражении, а о неудачной попытке наступления. Но сам факт того, что мы настойчиво ищем путь освобождения родного города, говорит о нашей силе. На войне как на войне. И я глубоко убежден в том, что победа будет на нашей стороне».
Весна и лето 1993 года были насыщены значительными событиями. 21-22 мая в Гудауте проходит встреча Владислава Ардзинбы с представителем Президента России Борисом Пастуховым и специальным посланником Генерального секретаря ООН Эдвардом Бруннером, который предлагал противоборствующим сторонам провести встречу под эгидой ООН. 8 июня 1993 г. после переговоров в Тбилиси в Гудауту прибыла делегация РФ во главе с Андреем Козыревым. Тбилисское руководство делало все для узаконивания марионеточного режима в Абхазии. Подобное развитие событий вынуждает абхазскую сторону форсировать военные действия. В результате объединенных усилий бойцов Восточного фронта и морского десанта 2 июля 1993 года были отрезаны транспортные коммуникации войск Госсовета, что дало возможность совершить прорыв на Гумистинском направлении. В итоге 27 июля 1993 года было подписано Сочинское соглашение о прекращении огня.
24 августа 1993 года на встрече с Президентом РФ Борисом Ельциным Ардзинба заострил внимание на игнорировании грузинской стороной сочинских договоренностей. Все это приводит к тому, что после соответствующего Обращения ВС РА от 11 сентября к Объединенной комиссии по урегулированию в Абхазии абхазская сторона снимает с себя ответственность за возобновление боевых действий. 16 сентября абхазская армия перешла в наступление.

Критический час
Десять дней и ночей полыхал пожар войны над Сухумом. Главнокомандующий вооруженными силами Абхазии Владислав Ардзинба принимал оперативные решения в зависимости от хода военных действий. З0 сентября 1993 года абхазские войска, освободив города и районы республики от грузинских оккупантов, вышли на границу с Грузией по реке Ингур и водрузили Государственный флаг Республики Абхазия. Наступил час долгожданной победы!

Ситуация послевоенного периода
Грузинская сторона, подписав Заявление о мерах по урегулированию конфликта от 4 апреля 1994 года и фактически признав независимость Абхазии, вскоре подвергнула ревизии положения документа. Не успев опомниться от сокрушительного поражения, Грузия вновь начала оказывать давление на Абхазию. Политика реванша и силового давления привела к новой эскалации напряженности.
В этих условиях Ардзинба на основе новой действующей Конституции продолжал отстаивать стратегические интересы своей страны. По инициативе Ардзинбы в Афинах (октябрь 1998 г.), в Стамбуле (июнь 1999 г.), в Ялте под эгидой ООН и при посредничестве России прошли грузино-абхазские переговоры по выработке мер доверия. Несколько лет подряд, несмотря на искусственно созданную международную изоляцию, молодая республика жила в условиях фактической независимости и относительной политической стабильности.
3 октября 1999 г. в Республике Абхазия был проведен референдум об отношении граждан к действующей Конституции. В голосовании приняло участие 87,6 % граждан, внесенных в избирательные списки. 97,7% проголосовавших одобрили Конституцию Республики Абхазия. 12 октября 1999 года на основе результатов референдума Парламент Абхазии принял Акт о государственной независимости Республики Абхазия, подписанный Президентом Ардзинбой.

Через подводные камни…
Вместе со своим народом Ардзинба вступил в новое тысячелетие, вместе со своим народом встретил 15-ю годовщину освобождения Республики Абхазия от грузинских агрессоров. Он видел Абхазию суверенным демократическим государством, признанным субъектом международного права, страной с успешно развивающейся экономикой и процветающей самобытной культурой. Владислава Ардзинбу по праву следует считать архитектором новой Абхазии. Под его непосредственным руководством реализовывалась и идеологическая основа абхазской государственности. В постсоветской политической суматохе Ардзинба сделал безошибочную геополитическую ставку – на стратегический союз с Россией. Он вел длительные переговоры, выжидая время и приводя аргументы, но так и не подписал ни одного документа о вхождении в состав Грузии и не сделал ни одного шага против интересов России.
Именно Владислав Ардзинба своей политикой защитил не только независимость Абхазии, но и геополитические интересы России, без чего невозможен был бы и стратегический выигрыш Абхазии через международное признание абхазской независимости в 2008 г. Этот год стал кульминацией внешней политики Ардзинбы.
…Его помнят и любят, и если в Абхазии вы услышите «так говорил Владислав», знайте, что речь идет именно об Ардзинбе. В этой простоте обращения и упоминания – нежная любовь и высочайшая оценка. И по заслугам. Владислав Ардзинба навсегда останется великим национальным героем абхазского народа – лидером, которого народ рождает, быть может, однажды, в самый ответственный момент своей истории…

Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях