И звучали сердца в унисон…

20 мая в 09:59
2 просмотра

Состоявшийся в Карачаевской городской библиотеке им. А. Суюнчева конкурс юных чтецов превзошёл все ожидания – настолько проникновенно и артистично звучали стихи, где по-новому раскрывались грани творчества народного поэта и ярко, свежо высвечивался образ человека-творца, пережившего суровые испытания прошедшего века… Стихи Азамата Суюнчева – а конкурс посвящался его военной лирике и был организован Домом-музеем поэта – в основном автобиографичны. В юности Азамат Алимович участвовал в Великой Отечественной войне, являясь курсантом пехотного училища, был ранен, затем разделил судьбу своего народа и 14 лет жил в изгнании в Казахстане и Узбекистане. Даже в тех суровых условиях он получил высшее образование, в числе энтузиастов поднимал целину в Кызыл-Кумах… Поэту было что сказать о времени и о себе, и ценно то, что его стихи по сей день одинаково трогают сердца как людей старшего поколения, так и совсем ещё юной поросли.

Состоявшийся в Карачаевской городской библиотеке им. А. Суюнчева конкурс юных чтецов превзошёл все ожидания – настолько проникновенно и артистично звучали стихи, где по-новому раскрывались грани творчества народного поэта и ярко, свежо высвечивался образ человека-творца, пережившего суровые испытания прошедшего века… Стихи Азамата Суюнчева – а конкурс посвящался его военной лирике и был организован Домом-музеем поэта – в основном автобиографичны. В юности Азамат Алимович участвовал в Великой Отечественной войне, являясь курсантом пехотного училища, был ранен, затем разделил судьбу своего народа и 14 лет жил в изгнании в Казахстане и Узбекистане. Даже в тех суровых условиях он получил высшее образование, в числе энтузиастов поднимал целину в Кызыл-Кумах… Поэту было что сказать о времени и о себе, и ценно то, что его стихи по сей день одинаково трогают сердца как людей старшего поколения, так и совсем ещё юной поросли.
Конкурс открыла младшая группа чтецов. С первых же минут всех покорила второклассница гимназии Карачаевска Камила Французова в форме медсестры с настоящей сумкой санинструктора времён Великой Отечественной и длинной русой косой. Она прочитала «Балладу о девичьей косе», сюжет которой построен на реальном факте. Девчонка-медсестра, не раз выносившая раненых с поля боя, однажды в безвыходной ситуации, отрезав свою косу, превратила её в жгут, чтобы остановить кровь у бойца… Звонкий голосок малышки, её выразительная мимика, жесты во время чтения баллады заставляли присутствующих вновь и вновь обращаться к безмерным подвигам участников той страшной войны – от самых известных до обыденных, нерастиражированных, из которых складывалась наша Великая Победа: «Лечился солдат и опять воевал, сквозь пламя войны по Европе шагал, повсюду врага ненавистного бил и бережно девичью косу хранил»…
Поскольку стихи подбирали сами участники, многие повторялись и дважды, и трижды, как, например, «Вручали Герою Звезду золотую» (о Герое Советского Союза Харуне Богатырёве), «Веточка берёзы», «Солдат и девочка». Семиклассница СОШ № 5 г. Карачаевска Эльвира Узденова это объясняет так: «Наверное, эти совпадения не случайны, мы ведь выбирали то лучшее, что трогает душу. В стихотворении «Солдат и девочка» речь идёт о великодушии русского солдата, который спас встреченную на фронтовых дорогах девочку-сиротку: «Нет поблизости селенья, чтоб ребёнка передать, и пришлось тогда солдату в поход его с собою взять». А умирая от ран, он завещает однополчанам: «Пусть жена моя Оксана примет девочку в семью».
А в исполнении десятиклассником СОШ № 2 п. Мара-Аягъы Ахматом Борлаковым стихотворения «Очажный круг» ощущалось  стремление чтеца преломить в сердце глубоко прочувствованную трагедию солдата, вернувшегося с войны к пепелищу родного дома, и одновременно оптимизм не сломленного горем воина: «Отстрою заново я дом стараньем сильных рук, но сохраню навечно в нём тебя, очажный круг»…
В конкурсе участвовало свыше 40 учащихся школ Карачаевского городского округа. Успешными были почти все выступления, и цель конкурса – воспитание у детей и подростков уважения к бессмертному подвигу народа, гражданственности и патриотизма, выявление одарённых, талантливых школьников – была, безусловно, достигнута. В результате подсчёта баллов в младшей группе лидировала Камила Французова. Второе место заняла Карина Чомаева (СОШ №3), третье – Карим Салпагаров (СОШ №5). Среди старшеклассников на первом месте – Ахмат Борлаков. Второе и третье места соответственно заняли Джамиля Кочкарова и Камила Додтаева (СОШ №1 г. Теберда). Они были награждены почётными грамотами и денежными призами, остальные участники получили памятные сувениры.

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: победительница конкурса Камила ФРАНЦУЗОВА.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях