Губит вседозволенность

26 мая в 06:32
1 просмотр

Мода на «посаженные» «Приоры», которыми Кавказ прославился на всю страну, уходит в прошлое. И слава Богу. Никакого эстетического, и уж тем более практического оправдания это веяние не имело. Но молодежь – народ увлекающийся. И вот юные автовладельцы нашли новую причуду, возможность отличиться и заявить о своей исключительности.
Все мы являемся участниками дорожного движения, и наверняка многие уже поняли, о чем идет речь – о нежелании автомобилистов включать «поворотник». Ежедневно на дорогах республики, особенно в утренние и вечерние часы пик, случается большое количество опасных ситуаций именно из-за нарушения этого простого правила дорожного движения. Нередко бывает, что избежать ДТП не удается.

Мода на «посаженные» «Приоры», которыми Кавказ прославился на всю страну, уходит в прошлое. И слава Богу. Никакого эстетического, и уж тем более практического оправдания это веяние не имело. Но молодежь – народ увлекающийся. И вот юные автовладельцы нашли новую причуду, возможность отличиться и заявить о своей исключительности.
Все мы являемся участниками дорожного движения, и наверняка многие уже поняли, о чем идет речь – о нежелании автомобилистов включать «поворотник». Ежедневно на дорогах республики, особенно в утренние и вечерние часы пик, случается большое количество опасных ситуаций именно из-за нарушения этого простого правила дорожного движения. Нередко бывает, что избежать ДТП не удается.
Чем же объясняют горе-водители свое нежелание включать поворотник? «А зачем мне это надо? Мне западло!» – именно так, не стесняясь в выражениях, отвечают автовладельцы-хипстеры на вопросы старших о причинах такого поведения. Очередной молодежный тренд, который ничего, кроме глухого раздражения, не вызывает.

Легкомысленное отношение водителей и пешеходов к своим правам и обязанностям привело к тому, что Карачаево-Черкесия оказалась в десятке регионов – «лидеров» по числу ДТП и занимает 9-ю позицию. И это в то время, когда в стране реализуется ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения 2013-2020», а главой государства подписан указ о необходимости снижения смертности от ДТП к 2018 году.
Печальная статистика МВД стала поводом для проведения заседания рабочей группы регионального отделения ОНФ по КЧР. Накануне же группа представителей ОНФ во главе с руководителем рабочей группы «Качество повседневной жизни» Кемалом Коркмазовым провела рейд по автошколам республиканской столицы с тем, чтобы проверить соответствие требованиям их материально-технической базы, качество обучения и т. д. Проверке подверглись 4 автошколы, работающие в пределах города Черкесска. Об итогах выезда сообщили на заседании, в котором кроме работников ОНФ приняли участие представители региональных министерств внутренних дел, здравоохранения и образования.
– Анализ исполнения «майского» указа Президента страны показывает, что все принимаемые меры не дают заметного результата, и количество смертей в результате ДТП продолжает оставаться на очень высоком уровне. Сроки и целевые установки указа под угрозой срыва. К такому выводу приходят не только наши республиканские эксперты, но и специалисты центра ОНФ по независимому мониторингу «Народная экспертиза», – подчеркнул, открывая встречу, сопредседатель регионального штаба РО ОНФ Владимир Абитов. – В 2011 году в КЧР на дорогах погибли 134 человека. В 2014-м – 141. Между тем, чтобы исправить эту ситуацию, выделяются немалые средства, предпринимаются определенные усилия со стороны органов власти.
Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, по мнению В. Абитова, необходимы свежие нестандартные решения, «программа выполнения задач по снижению смертности на дорогах требует перезагрузки». Одной из главных причин сложившейся ситуации сопредседатель ОНФ назвал низкий уровень подготовки водителей. Руководитель рабочей группы Кемал Коркмазов согласился с ним, отметив, что ежегодно в автошколах республики (их, по данным ГИБДД, в Карачаево-Черкесии 24) получают удостоверение свыше 2 тысяч человек.
– В связи с этим возникает вопрос, соответствует ли их материально-техническая база этой цифре? На территории республики всего несколько учебных автодромов, которые правильно оформлены и имеют необходимые площади для обучения водителей всех категорий. Есть учебные помещения, интерактивные доски, наглядность, даже тренажеры, но под вопросом сам процесс обучения. Необходимо, чтобы учащиеся откатывали положенные по программе 56 часов на площадке для отработки навыков вождения, – говорил Кемал Коркмазов. У него, как и у многих других, возникали вопросы по несоответствию числа жителей республики, получающих права, и пропускной способности автодромов и площадок.
К. Коркмазов процитировал преподавателя теории одной из автошкол, который отметил, что молодежь сознательно нарушает правила дорожного движения, зная, что от всего можно откупиться.
– Губит вседозволенность. Нужно с этим бороться. Кроме того, следует с раннего детства прививать людям мысль о необходимости неукоснительного выполнения правил дорожного движения, – подчеркнул он.
Выступили представители МВД по КЧР. Выяснилось, что за 4 месяца в КЧР произошло 147 ДТП, ранено 203 человека, 38 погибли. Основная причина ДТП – нарушение скоростного режима. Сотрудники ведомства говорили о нехватке кадров в службе. Фактическая численность инспекторов ДПС сегодня составляет 260 человек. Нормативная штатная численность же должна быть 1292. Фактическое наличие автотранспорта – 105 единиц (из них 19 в этом году подлежат списанию). Положено по нормативу 149. Необходимы переносные и стационарные средства автоматической фиксации нарушений, чтобы заставить граждан соблюдать ПДД и наказывать тех, кто правила игнорирует.
Сотрудники МВД говорили о низкой культуре водителей и отсутствии взаимоуважения на дороге.
Поведение водителей является показателем того, как граждане относятся к соблюдению закона вообще, говорили на заседании. Члены ОНФ настаивали на необходимости установки предупреждающих информационных баннеров и стендов на особо опасных участках. А сотрудникам МВД привели в пример муравейник, в котором, несмотря на плотность движения, нет хаоса и столкновений, «потому что постовые неподкупны».
Обсудили качество экстренной медицинской помощи в республике. Заместитель министра здравоохранения КЧР Татьяна Аргунова сообщила о средствах, освоенных в рамках программы оснащения травмпунктов.
– Во всех них действуют компьютерные томографы. Создана система трассовой медицины. На 98 процентах машин скорой помощи действует система навигации ГЛОНАСС, благодаря чему удается сократить время прибытия специалистов к месту аварии до 20 минут, – сообщила замминистра.
По ее словам, более 60% попавших в ДТП умирают на месте происшествия потому, что получают травмы, не совместимые с жизнью. Средний возраст погибших – 40 лет (самый трудоспособный). Татьяна Аргунова отметила, что каждому, кто получает права, необходимо знать правила оказания первой медицинской помощи, однако автошколы не спешат отправлять своих клиентов на занятия в медколледж, где есть необходимая база. Подобные обвинения в адрес владельцев автошкол в этот день звучали не раз, на что один из них заметил, что оказанию первой медицинской помощи квалифицированные специалисты учат на занятиях в самих автошколах, а стоимость обучения, которую заявляет медколледж, завышена и бьет по карману.
Данные о числе автошкол в КЧР разнятся. Объясняется это, кроме всего прочего, изменением закона в части лицензирования их деятельности.
– За последние несколько лет количество организаций, осуществляющих подготовку водителей в КЧР, заметно увеличилось. Это связано, прежде всего, с ростом числа автомобильного транспорта в республике и, как следствие, с повышением спроса на образовательные услуги по подготовке водителей (в основном, это категория «В»). Кроме того, изменениями в законодательстве был значительно упрощен порядок прохождения процедуры лицензирования, – говорила заместитель министра образования и науки КЧР Заира Карасова. – В отсутствие федерального образовательного стандарта по программам подготовки водителей, а соответственно, необходимости государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций), их реализующих, возможности контроля качества образовательных услуг были весьма ограничены.
Полностью была изменена процедура получения лицензии образовательными организациями. Лицензии стали бессрочными и выдавались после документарной проверки. Из-за ослабления контроля именно на этом этапе появилось большое количество новых «организаций» на рынке оказания услуг по обучению и подготовке водителей транспортных средств. Тем не менее, по словам докладчицы, со стороны Министерства образования и науки КЧР в отношении автошкол осуществляется контроль выполнения лицензионных требований и условий на стадии лицензирования, проводятся плановые и внеплановые проверки.
В связи с внесением существенных изменений в федеральный закон в части подготовки водительских кадров всех категорий Министерство образования и науки КЧР в 2014 году приостановило выдачу лицензий на ведение образовательной деятельности по подготовке водительских кадров.
С августа прошлого года были введены новые требования по подготовке водительских кадров всех категорий во всех образовательных организациях, и в настоящее время все автошколы республики переходят на обучение по новым программам. Из 34 образовательных организаций, осуществлявших подготовку водительских кадров, на 1 мая текущего года акты – заключения (УГИБДД МВД КЧР) о соответствии программ подготовки и материально-технической базы установленным требованиям получили только 22 образовательные организации. Приостановлена образовательная деятельность в 12 учреждениях.
– С начала 2015 года Министерством образования КЧР проводятся плановые проверки по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности в автошколах, – сообщила З. Карасова. – 14 уже проверено. Вынесены предписания и даны сроки для устранения недоработок.
Руководитель рабочей группы К. Коркмазов говорил о необходимости строгого контроля за посещаемостью занятий. Специалисты ответственных ведомств отметили, что по закону имеют право проводить плановые проверки лишь раз в три года.
Владельцы автошкол многочисленные претензии, звучавшие в их адрес в этот день, принимать отказывались, переадресовывали их родителям, воспитывающим молодежь, не уважающую ни правила безопасности дорожного движения, ни стражей закона, ни других водителей и пешеходов. А от проверяющих органов требовали большей справедливости и послаблений тем автошколам, которые выполняют большинство основных требований, предъявляемых к ним.
Лицензии нового образца Минобразованию в этом году только предстоит начать выдавать. И от контролирующих органов члены ОНФ попросили большей требовательности и объективности. Обсуждение темы будет продолжено на следующих заседаниях.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях