«Мою семью и род не обошла война»

26 мая в 05:52
17 просмотров

У истории свой счет. Семьдесят лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Приходят к еще оставшимся в живых фронтовикам видения первого боя. Приходят они и к труженикам военного тыла, и к детям, сполна познавшим то самое лихолетье. События огненных лет волнуют и тревожат и нас, внуков и правнуков воинов. Память о войне – это память о народном подвиге, душевном порыве, единстве и могуществе всех людей, которые были залогом Победы. Поэтому война никогда не уйдет из памяти поколений.
– Не обошла война стороной и мой родной аул, – рассказывает Дина Аргунова (Черкесова). Защищать Родину от немецких захватчиков Хабез направил на фронт более 300 лучших своих сыновей и из них 147 навечно остались на полях сражений Великой Отечественной. Их имена высечены на гранитных плитах памятника погибшим воинам в ауле Хабезе. В истории мобилизации жителей нашего аула на войну следует отметить семьи, когда вместе с сыновьями на фронт ушли и их отцы.

У истории свой счет. Семьдесят лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Приходят к еще оставшимся в живых фронтовикам видения первого боя. Приходят они и к труженикам военного тыла, и к детям, сполна познавшим то самое лихолетье. События огненных лет волнуют и тревожат и нас, внуков и правнуков воинов. Память о войне – это память о народном подвиге, душевном порыве, единстве и могуществе всех людей, которые были залогом Победы. Поэтому война никогда не уйдет из памяти поколений.
– Не обошла война стороной и мой родной аул, – рассказывает Дина Аргунова (Черкесова). Защищать Родину от немецких захватчиков Хабез направил на фронт более 300 лучших своих сыновей и из них 147 навечно остались на полях сражений Великой Отечественной. Их имена высечены на гранитных плитах памятника погибшим воинам в ауле Хабезе. В истории мобилизации жителей нашего аула на войну следует отметить семьи, когда вместе с сыновьями на фронт ушли и их отцы. Из рода Черкесовых: Нахатэ и его сын Давлет – оба не вернулись, Пелуан Хапсироков и его сын Мусса – оба погибли; Бекир Шебзухов и его сын Аслан – оба погибли; Увжуко Тутов и его сын Али – сын погиб, Пака Туаршев и его сын Ауес – погиб отец. В моем маленьком роду есть две семьи, где из одной ушли на фронт сразу трое сыновей, а из другой – двое. Из трех семей Черкесовых были призваны и ушли добровольцами на фронт восемь мужчин, пятеро из которых погибли.

Я начну свой рассказ со своего дедушки Индриса, а затем расскажу о его братьях: Газизе, Шамсудине, Давлете (они не успели создать свои семьи), Юсуфе, Хъуате, Хамтале, Инусе и Амине. Мой дедушка – Индрис Камботович Черкесов, родился в ауле Касаевском (ныне Хабез) 9 мая 1911 года. Начал работать с десяти лет, потому что рано потерял отца. В годы коллективизации работал в колхозе «Пятилетка» животноводом. В 1941 году Хабезским РВК был призван в действующую Красную Армию рядовым. Участвовал в боях под Моздоком и в других районах Северного Кавказа. Был тяжело ранен. Находился на излечении в тифлисском госпитале, а после был комиссован инвалидом 2 группы. Вернувшись домой, продолжил работу в колхозе, вплоть до ухода на заслуженный отдых. Был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями: «За оборону Кавказа», медалью Жукова в феврале 1996 года и другими юбилейными ко Дню Победы. За многолетний, плодотворный труд награжден медалью «Ветеран труда» в 1979 году. Умер 25 мая 1996 года.
Для меня месяц май – и грустный, и светлый. День Победы в моем родительском доме – это еще и день рождения моего дедушки Индриса. Когда он умер, мне было 14 лет. Он заменил мне и моим двум сестрам отца, который погиб, когда мне было 8 лет. Заменил и бабушку, которая рано ушла из жизни, еще до моего рождения. Несмотря на паралич одной руки, он был лучшей няней на свете: одевал и переодевал нас, кормил и гулял с нами, а зимой катал на санках, вечерами рассказывал адыгские сказки и добрые истории о людях, с кем когда-либо сводила его судьба. Дадэ дал нам первые уроки «адыгэ хабзэ», был ласков и внимателен, его голос и обращения к нам: «моя девочка», «мой лучик солнца», а меня – «Динуца», я и сейчас явственно слышу, когда думаю о нем. Нам его очень не хватает. Он очень любил свой аул, односельчан, никогда не говорил ни о ком дурно. Я чувствую любовь односельчан, когда говорю, чья я внучка и дочь. Это мое запоздалое объяснение в любви моему деду, его братьям, которые так и не стали ни отцами, ни дедами, которые отдали свои жизни за нашу свободу…
Среди них был и Газиз Камботович Черкесов, родившийся в 1916 году. Он был самым младшим в семье, с детства увлекался лошадьми, ухаживал за ними. С первых дней коллективизации работал в колхозе «Пятилетка», а когда началась война, Газиз вместе со своими братьями ушел воевать, попал на Ленинградский фронт, был зенитчиком. Согласно материалам, имеющимся в Хабезском райвоенкомате, он погиб в Ленинградскую блокаду. Похоронку вручили матери Газиза – Хаджат. Родные долго искали место захоронения Газиза по всем братским могилам Ленинградской области, затем на Пискаревском кладбище, по всем базам данных, писали в Центральный архив Министерства обороны в Подольск. Ему было 25 лет. Но не так давно место захоронения – деревня Нехвола бывшей Карело-Финской ССР, и дату гибели – 16.08.1941 – Газиза Камботовича по базе данных ОБД «Мемориал» нашла его внучатая племянница Жанна Хамукова. Имя и отчество немного изменены – Хозис Кежбатович, но место рождения и призыва – а. Хабез…
Старший брат Индриса и Газиза Инус Камботович родился 5 июня 1909 года, работал в колхозе «Пятилетка» животноводом, а затем – ветеринаром.    Он не мог воевать: был комиссован по состоянию здоровья. В годы войны работал за двоих, невзирая ни на какие трудности, обеспечивал вместе с односельчанами фронт продовольствием, обувью, одеждой, собирал деньги на оборонку. Инус Камботович за работу в тылу награжден специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Он долго работал в совхозе «Хабезский» ветеринаром. Умер 29 декабря 1987 года.
Двоюродный брат Индриса, Газиза и Инуса Шамсудин Боранович Черкесов родился в 1910 году тоже в ауле Касаевском. Перед войной работал забойщиком на Хумаринских шахтах, откуда был призван в действующую армию. Был рядовым, погиб под городом Армавиром в 1943 году. Он не успел жениться. Его брат Юсуф, 1911 года рождения, с первых дней коллективизации ударно трудился в колхозе. За достигнутые успехи был направлен участником Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москву в 1938 году, где был награжден Почетной грамотой. Ушел добровольцем на фронт. Старшина Юсуф Черкесов, командир отделения, погиб в Сталинградской битве 18 августа 1942 года.
У него остался маленький сын Владимир. В 1943 году в семью Черкесовых пришли похоронки на Шамсудина и Юсуфа, их получила жена Юсуфа Кулимжан, родителей братьев уже не было в живых. Их старший сын Хамтал воевал на других фронтах.
В канун празднования 70-летия Сталинградской битвы сотрудниками Государственной Национальной библиотеки КЧР им. Х. Б. Байрамуковой подготовлена и презентована книга «Они защищали Сталинград». В эту книгу вошли биографии 775 земляков, участников великой битвы, в том числе и Юсуфа Борановича. В основу книги легли источники фонда библиотеки. Книга передана в музей г. Волгограда делегацией из КЧР.
Старший брат Шамсудина и Юсуфа Хамтал родился в ауле Касаевском в 1908 году. Он с первых дней войны вместе со своими братьями ушел на фронт. Защитник Кавказа, затем вместе с однополчанами освобождал страны Европы, дошел до Берлина. Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу». Вернувшись домой в конце 1945 года, сразу продолжил работу в колхозе. Был неутомимым тружеником, не знал дня отдыха, работал до конца 1961 года. Умер 8 марта 1962 года после продолжительной и тяжелой болезни. Он и его супруга Муслимат оставили после себя доброе имя и след на земле – достойных детей: трех сыновей и дочь. Старший из сыновей – общественный деятель. Хамтал был любящим отцом и братом, обожал племянниц и племянников. Никогда не приходил домой без гостинцев: даже поздним вечером или ранним утром, приходя домой, непременно угощал детей всей улицы: земляникой, орехами, грушами. Называл всех ласково «нанэ и псэ». Старшее поколение Черкесовых вспоминает его очень тепло. Когда я ребенком учила буквы, мне всегда говорили, что буква «Х» – это буква дады Хамтала.
Из семьи дедушкиного брата Мазана его сын Хата Черкесов, родившийся в 1895 году, был призван на фронт вместе с сыном Давлетом. Тогда ему шел 46-й год. Красноармейцем служил в 123-м отделении истребительского батальона, строил заградительные укрепления на Северо-Кавказском направлении. Был тяжело ранен. Умер от ран 18 ноября 1942 года. Похоронен на городском кладбище в Грозном, могила №1. Его сын Давлет Хатович, 1922 года рождения, до войны тоже работал в колхозе «Пятилетка». Был призван РВК вместе с отцом. Ему шел двадцатый год, он не успел жениться. Красноармеец, стрелок, он пропал без вести в декабре 1941 года (ЦАМО, ОБД «Мемориал»). Его мать Муслимат получила две похоронки – на сына и на супруга.
Амин Мазанович Черкесов 1910 года рождения, младший брат Хаты и дядя Давлета, помогал невестке Муслимат поднимать детей. Он по состоянию здоровья не мог быть на фронте, но не жалел ни сил, ни здоровья, обеспечивая вместе с другими односельчанами фронт продовольствием, обувью, одеждой. Его доблестный труд и вклад в Победу не раз отмечался руководством колхоза, а затем и совхоза. За участие в трудовом фронте награжден специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», позже награжден юбилейными медалями : к столетию Ленина, «Ветеран труда». Умер 24 декабря 1979 года.
Спустя семьдесят лет назвать каждого солдата, узнать, откуда он родом, где призывался, где воевал, где голову сложил, – задача сложная. Многие архивные документы, воинские формуляры и списки безвозвратно утрачены. Не сохранились в некоторых семьях и страшные известия – похоронки. Неопределенная запись «пропал без вести» тяжелым камнем давит и сейчас на сердца родственников. Наш долг – искать.
В этой статье я воспользовалась материалами и фотографиями, собранными моей тетей, сотрудницей Государственной Национальной библиотеки КЧР Дарьей Черкесовой. Эти сведения о погибших моего рода есть в Книге Памяти КЧР на 715 странице, а сведения о вернувшихся – в Книге Славы Хабезского района. О подвигах хабезцев написано и в книге Юлии Индрисовны Дауровой «Хабез глазами современницы», а также в книге Муссы Абдулаховича Даурова «Хабез. Фамильная энциклопедия». Спасибо им за память!

Материал подготовила Ольга МИХАЙЛОВА.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях