Вне времени и пространства

2 июня в 06:44
 просмотров

Кто сказал, что нынешняя молодежь не знает, не слушает классику? В этом году к 175-летию со дня рождения П. Чайковского проводился Всероссийский конкурс среди обучающихся общеобразовательных учреждений на лучшее сочинение, посвященное творчеству этого выдающегося русского композитора. И он показал, как много представителей молодого поколения любят классическую музыку. В Карачаево-Черкесии на республиканском этапе конкурса победителем стала восьмиклассница гимназии №5 г. Черкесска Анна СЕРЕДА (учитель М. Дзугова). И сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из сочинения Ани «Музыкант, соорудивший из души костер»:
«Музыка для меня не только один из видов искусства. Это неотъемлемая часть моей жизни, моей души. Она расцвечивает окружающий мир яркими красками, наполняет и возвышает моё сознание.
У меня есть любимые произведения, относящиеся к разным музыкальным стилям и направлениям. Я могу слушать их бесконечно, и всякий раз они поражают меня своей глубиной, многогранностью, я проникаю в новые таинства образов, создаваемых той или иной музыкой. Мне кажется, что в этом и есть смысл классики вообще, и музыкальной в частности.

Кто сказал, что нынешняя молодежь не знает, не слушает классику? В этом году к 175-летию со дня рождения П. Чайковского проводился Всероссийский конкурс среди обучающихся общеобразовательных учреждений на лучшее сочинение, посвященное творчеству этого выдающегося русского композитора. И он показал, как много представителей молодого поколения любят классическую музыку. В Карачаево-Черкесии на республиканском этапе конкурса победителем стала восьмиклассница гимназии №5 г. Черкесска Анна СЕРЕДА (учитель М. Дзугова). И сегодня мы предлагаем вашему вниманию отрывок из сочинения Ани «Музыкант, соорудивший из души костер»:
«Музыка для меня не только один из видов искусства. Это неотъемлемая часть моей жизни, моей души. Она расцвечивает окружающий мир яркими красками, наполняет и возвышает моё сознание.
У меня есть любимые произведения, относящиеся к разным музыкальным стилям и направлениям. Я могу слушать их бесконечно, и всякий раз они поражают меня своей глубиной, многогранностью, я проникаю в новые таинства образов, создаваемых той или иной музыкой. Мне кажется, что в этом и есть смысл классики вообще, и музыкальной в частности. Каждое поколение и каждый человек снова и снова открывает их для себя, потому что они – вне времени и пространства. Эти произведения так же вечны, как и их темы: Красота, Добро, Вера, Любовь…

Раньше я воспринимала музыку только как источник развлечения, относилась к ней потребительски, слушая её соответственно своему настроению. Теперь же благодаря урокам музыки в школе я понимаю, что музыка несет в себе глубочайший смысл и вселенскую мудрость. Она шлифует и организовывает наши чувства, формирует мировоззрение, даёт пищу для размышлений, определяет не только ценностные ориентиры нашей жизни, но и нравственные.
Музыку П. Чайковского я слышала с детства, это были произведения, ставшие уже хрестоматийными: балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», цикл фортепианных пьес «Времена года», вальсы и др. По – настоящему вдумчиво я стала слушать крупные произведения Чайковского, уже учась в школе: Первый концерт, симфонии – Пятая и Шестая, оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама» …
Мучившие Чайковского вопросы о смысле бытия, о предназначении его собственной жизни находят выход в симфонических произведениях, которые он сам рассматривал как «музыкальную исповедь души». Из крупных произведений Петра Ильича мне особенно хочется выделить Шестую «Патетическую» симфонию. Я испытала настоящее потрясение, когда услышала её впервые. Это было на уроке музыки в 6-м классе. У меня было абсолютное ощущение того, что композитор писал это произведение, понимая, что скоро он покинет этот мир. Известно, что Шестая симфония стала его «лебединой песней». (Через девять дней после премьеры Чайковский ушел из жизни).
Учитель рассказал нам о том, что эта симфония была любимым произведением выдающегося русского хирурга Сергея Юдина, который вернул здоровье многим людям и многих спас от смерти. С. Юдин перед особенно сложными операциями брал партитуру Шестой симфонии, которая всегда лежала в его рабочем столе, и перелистывал её…
Меня очень удивил тогда рассказ учителя. Я не могла понять – что черпал из этой музыки великий русский хирург, какую поддержку она давала ему в столь ответственный момент, когда нужны максимальная собранность и сосредоточенность, мужество и решительность? Теперь, когда эта симфония стала и моим любимым произведением, я понимаю: Чайковский безгранично любил жизнь, любил человека, всегда стремился к свету, и этой любовью, этим светом пронизана и проникнута вся его музыка. В этом глубоком гуманизме, в этом понимании переживаний человека – от едва заметных движений чувств до их сокрушительных порывов – и есть невероятная сила и основа потребности людей в музыке Петра Ильича Чайковского…»

Поделиться
в соцсетях