Для кого сегодня пишет писатель?

11 июня в 09:33
2 просмотра

Состоялось второе заседание клуба русскоязычных писателей, в котором приняли участие Евгений Кратов, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, и отец Сергий Кузнецов, директор Свято-Сергиевской православной гимназии и ключарь Архиерейского подворья.
Главная мысль состоявшегося разговора – как вернуть традиционной русской литературе ее законные права, реальна ли проблема умирания изящной словесности, деградации художественного языка? Для кого пишет современный писатель и как способствовать тому, чтобы до читателя доходила литература, альтернативная «раскрученной»?
По мнению Владимира Романенко, члена Союза писателей, за последние десятилетия появилось огромное количество книг, не имеющих никакой идеи. Если посмотреть на некоторых современных авторов, то можно понять, что они удовлетворяют потребность толпы в занимательной сплетне: одни работают для образованной черни, а другие – для «просто Марии». Идейная литература никому не нужна – слово обесценилось.

Состоялось второе заседание клуба русскоязычных писателей, в котором приняли участие Евгений Кратов, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, и отец Сергий Кузнецов, директор Свято-Сергиевской православной гимназии и ключарь Архиерейского подворья.
Главная мысль состоявшегося разговора – как вернуть традиционной русской литературе ее законные права, реальна ли проблема умирания изящной словесности, деградации художественного языка? Для кого пишет современный писатель и как способствовать тому, чтобы до читателя доходила литература, альтернативная «раскрученной»?
По мнению Владимира Романенко, члена Союза писателей, за последние десятилетия появилось огромное количество книг, не имеющих никакой идеи. Если посмотреть на некоторых современных авторов, то можно понять, что они удовлетворяют потребность толпы в занимательной сплетне: одни работают для образованной черни, а другие – для «просто Марии». Идейная литература никому не нужна – слово обесценилось. Писатели, конечно, вправе писать всё, что угодно – сочинять романы о киллерах и хакерах, воспевать сексуальные истории, однако читатель должен безошибочно уметь отделять пустозвонную дребедень от настоящей литературы. Но умеют ли? Есть, конечно, взыскательные читатели, живущие поэзией, философией, вечными вопросами жизни и смерти, но таковых ничтожно мало. Нужно ли вообще писать? Собравшиеся отметили, что есть категория людей, которые полностью отвергают современную литературу, считая ее низкопробной и не стоящей внимания. Это произошло потому, что в недалеком прошлом литература действительно зарекомендовала себя с негативной стороны. Любой желающий мог объявить себя писателем, заплатить деньги издательству и явить свету свои «писульки», в которых нет ни смысла, ни толку. Сейчас такая тенденция постепенно исчезает, хотя проблемы в современной литературе остаются.
Итак, какие же самые большие проблемы литературы в наши дни? По мнению Виталия Миликовского, это массовость. Наличие Интернета дает возможность каждому желающему показать всему свету, что он писатель. Вторая проблема – недостаток настоящей литературы. Каждый год выпускается огромное количество книг, но беда в том, что настоящих литературных произведений почти нет. Все написано не очень грамотным языком, с включением жаргонизмов и нецензурных выражений. Третья проблема в том, что авторы просто не умеют продвигать свои произведения к читателю. Не все писатели в состоянии нанять литературных агентов и провести рекламную кампанию, а ведь среди них есть действительно одаренные творцы, о которых никто не знает. Есть и еще одна проблема. Снижение интеллектуального уровня людей. Люди не хотят думать. Им нужны только развлечения, а потому они читают низкопробную литературу, чтобы не надо было задумываться о прочитанном и вникать в суть написанного.
Много внимания во время заседания клуба было уделено проблемам электронной книги. Станет ли она подлинной заменой бумажному формату? По мнению члена Союза журналистов РФ Ольги Михайловой, да, ресурсы, подобные «Самиздату», предлагают литературу для тех читателей, кто не может платить за книгу, а объёмы там такие, что хватит примерно на пять человеческих жизней. При этом платная литература ни на йоту не отличается по уровню от того, что есть в «Самиздате». Если мы возьмем 50 книг на выбор с «Самиздата» и книжного лотка, то «Самиздат» будет отличаться только тем, что там будет больше орфографических ошибок из-за отсутствия редакторской подготовки, а среднее литературное качество будет одинаковым. И там и там на 50 книг будет одна хорошая, 10 тошнотворных, а остальные 39 будут обыкновенной макулатурой – ни уму ни сердцу. Выход качественной литературы одинаковый. Более того, «Самиздат» прямым потоком мигрирует в печать и обратно. Печатающиеся авторы размещаются в «Самиздате», а авторы из «Самиздата» идут на печатный станок. Это не говорит о том, что «Самиздат» хорош. Это наша художественная литература плоха.
Было отмечено, что Интернет предоставляет большие возможности для писателей. На сайтах со свободной публикацией отклик читателя может быть получен моментально, общение автора с читателями может быть двусторонним. Но это не исключает желания писателей общаться с читателем напрямую, «глядя в глаза», это тоже необходимо каждому пишущему.
Евгений Кратов предложил авторам выход на молодежную аудиторию, встречи с читателями в Государственной библиотеке им. Х. Байрамуковой, создание странички со ссылками на их произведения на сайте Министерства по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати. Все предложения министра были одобрены авторами.

Соб. инф.

Поделиться
в соцсетях