Человеческий фактор

23 июня в 08:05
 просмотров

О том, какое огромное внимание руководство республики уделяет развитию системы здравоохранения, мы писали неоднократно. За последние годы в Карачаево-Черкесии проведена колоссальная работа по ремонту ЛПУ, оснащению их современным медицинским оборудованием. Введен в строй стационар противотуберкулезного диспансера на 80 коек, что значительно усилило фтизиатрическую службу республики, строится республиканский онкологический диспансер на 100 коек, и с его вводом существенно улучшится качество оказания помощи онкобольным; начато строительство республиканской многопрофильной детской больницы на 110 коек, о необходимости которой говорилось десятилетиями! Можно еще очень долго перечислять «точки роста» нашего здравоохранения. Но накануне Дня медицинского работника мы решили поговорить с министром здравоохранения КЧР Ириной Гербековой о кадрах, ведь основными критериями оценки здравоохранения, по сути, являются удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи и отсутствие жалоб со стороны жителей республики, и эти критерии напрямую связаны с профессионализмом людей в белых халатах, с так называемым «человеческим фактором».

О том, какое огромное внимание руководство республики уделяет развитию системы здравоохранения, мы писали неоднократно. За последние годы в Карачаево-Черкесии проведена колоссальная работа по ремонту ЛПУ, оснащению их современным медицинским оборудованием. Введен в строй стационар противотуберкулезного диспансера на 80 коек, что значительно усилило фтизиатрическую службу республики, строится республиканский онкологический диспансер на 100 коек, и с его вводом существенно улучшится качество оказания помощи онкобольным; начато строительство республиканской многопрофильной детской больницы на 110 коек, о необходимости которой говорилось десятилетиями! Можно еще очень долго перечислять «точки роста» нашего здравоохранения. Но накануне Дня медицинского работника мы решили поговорить с министром здравоохранения КЧР Ириной Гербековой о кадрах, ведь основными критериями оценки здравоохранения, по сути, являются удовлетворенность населения оказанием медицинской помощи и отсутствие жалоб со стороны жителей республики, и эти критерии напрямую связаны с профессионализмом людей в белых халатах, с так называемым «человеческим фактором».

– Ирина Джашауовна, сегодня в медицинских организациях Карачаево-Черкесии, по данным вашего министерства, работают 9690 человек. Из них 1584 врача, 4448 средних медицинских работников. И если укомплектованность ЛПУ кадрами среднего звена стопроцентная, то с врачами – ситуация иная. Дефицит врачебных кадров, несомненно, сказывается на качестве оказания медпомощи населению. И как наш минздрав решает эту проблему?
– На сегодняшний день наше здравоохранение действительно испытывает дефицит врачебных кадров. Нам не хватает более 380 врачей: терапевтов, педиатров, фтизиатров, психиатров, наркологов, анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, неонатологов… Два года назад участие в программе «Земский доктор» позволило привлечь на работу в селе 238 врачей. Но, к сожалению, из-за некоторых проблем с финансированием (требуется софинансирование из республиканского бюджета) последние два года в этой программе мы не участвуем, хотя есть надежда, что в этом году все-таки удастся в рамках обозначенной программы привлечь на село еще порядка двадцати врачей.
У нас очень тесные связи с Минздравом России, и он оказывает нашей республике большую поддержку в решении кадровой проблемы. Например, ежегодно выделяет нам около сотни федеральных квот для последипломного образования (интернатура, ординатура). А в этом году выделило их больше, чем когда бы то ни было: 126 мест в интернатуре, 52 – в ординатуре. Что это значит? Это значит, что выпускники медвузов, приезжающие к нам, могут бесплатно, на бюджетной основе, выучиться по специальностям, которые востребованы в Карачаево-Черкесии. Для выпускников – это прекрасное предложение, потому что, к примеру, стоимость обучения в ординатуре сегодня составляет от 250 тысяч рублей и более в год.
Мы проводим большую работу с каждым выпускником, беседуем с ним, выясняем круг его интересов, стараемся вместе определиться с его специализацией, местом, где он будет работать. Далее уже конкретное ЛПУ заключает с выпускником договор. И вот на этом этапе мы отмечаем недоработки.
Дело в том, что главные врачи должны быть заинтересованы в возвращении после учебы в свои учреждения молодых врачей, должны проявлять к ним внимание, держать с ними связь, чтобы она не порвалась. К сожалению, на деле зачастую мы наблюдаем другую картину, и стоит ли удивляться, что многие молодые специалисты так и не приходят потом на работу в эти самые ЛПУ?
Посылаем мы и на учебу в вузы на целевые места. Но картина – аналогичная. Большинство, несмотря на заключенные договоры, не возвращаются работать в республику. Если бы мы хотя бы, к примеру, доплачивали нашим «целевикам» стипендию, у нас бы появились реальные «рычаги», с помощью которых можно было воздействовать на выпускников медвузов. А пока экономической зависимости нет, решать вопрос сложно.
В снижении напряженности с кадрами сегодня очень помогает более мобильная система приглашений врачей на работу по допсоглашению, по договору. Нас выручает еще то, что у нас маленькая республика. Скажем, не хватает в районе нужного специалиста – можно организовать в определенные дни прием, который будет вести врач из другого района. Но, конечно, надо прилагать максимум усилий, в том числе на местах, чтобы изменить ситуацию с кадрами к лучшему.
– Ирина Джашауовна, в нашей редакционной почте немало писем, касающихся здравоохранения. Они очень разные. Одни авторы (и их большинство) благодарят медиков за оказанную помощь, за внимание, заботу. Но есть и другие, которые критикуют – за равнодушие, черствость, безграмотность…
– И мы в минздраве получаем разные отклики. Я совершенно убеждена, что в медицине должны работать люди по призванию, люди, которые искренне хотят помогать людям. Но, к сожалению, не всегда желаемое совпадает с действительностью. И что с этим делать?
Строго спрашивать с «проштрафившихся». Кстати, со своими жалобами пациенты могут обращаться и к руководству ЛПУ, и в наш минздрав. Телефон горячей линии в нашем министерстве – 26-63-93. А вообще мы работаем над компьютерной программой по анкетированию, которая позволит нам на основе опроса пациентов составить рейтинг наших больниц и поликлиник. И в соответствии с этим рейтингом будем делать соответствующие выводы, в том числе и организационные.
Дело в том, что если в медицинском учреждении царит дружественная пациентам атмосфера, если главный врач в коллективе пользуется безоговорочным авторитетом и подает коллегам личный пример внимательного, бескорыстного отношения к больным, если в учреждении правильно расставлены приоритеты, то медработники этого учреждения вряд ли будут к пациентам невнимательны и т. д. Жалоба больного – это сигнал для всего коллектива медучреждения. И к ней нужно относиться очень серьезно.
Хотя справедливости ради замечу, что есть и множество случаев, когда жалобы пациентов оказываются безосновательными. Люди ведь разные. Иные со своими проблемами сразу обращаются в минздрав, а когда начинаешь разбираться в ситуации, оказывается, что они даже к участковому врачу не ходили. А бывает, кто-то что-то недопонял, что-то воспринял не так – и, пожалуйста, обиды. Неслучайно в этом году мы решили провести психологические тренинги для врачей и среднего медицинского персонала во всех ЛПУ республики. Отдельно проведем тренинг на базе СКГГТА для главных врачей. И все для того, чтобы научить наших медработников правильно строить взаимоотношения с пациентами.
Что касается грамотности. Любой уважающий себя медик всю жизнь учится. И мы проводим огромную работу по повышению квалификации, последипломному обучению наших медработников. Ежемесячные тематические конференции с приглашенными специалистами из Ставрополя, Москвы, Санкт-Петербурга и т. д., выездные циклы повышения квалификации, обучающие курсы, вот, например, сейчас великолепные курсы для наших педиатров проводят специалисты Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова (из 14 лекторов 12 – доктора наук!). Сегодня очень развита система электронного обучения, которую мы также широко используем. Любой приезд в нашу республику высококвалифицированных специалистов для консультирования и отбора больных для дальнейшего лечения в тех или иных крупных медицинских центрах сопровождается лекциями, своеобразными мастер-классами для наших врачей. Возможностей пополнить запас своих знаний у медицинских работников в настоящее время множество. Было бы только желание.
А желание такое есть. Достаточно сказать, что сегодня у нас очень большое число врачей высшей категории, 45 кандидатов медицинских наук и 9 докторов наук. В этом году к профессиональному празднику более ста медиков получат награды, из них 44 удостоены звания «Отличник здравоохранения РФ». А ведь федеральные награды вручаются только самым-самым… Я не буду вам называть имена наших лучших докторов только потому, что боюсь кого-то не назвать и этим обидеть. Но люди и сами знают их поименно. И это, пожалуй, самое главное признание для врачей.
– У нас действительно много хороших докторов. И каждый может назвать с большой благодарностью имена врачей, которые когда-то помогли ему, его детям, родителям. Все это так. Но приходит, к примеру, человек в поликлинику и просит записать его на прием не к своему участковому, в котором разуверился, а к другому, о котором идет добрая слава…
– Вот потому мы сегодня активно внедряем стандарты лечения. Есть федеральные клинические протоколы лечения каждого заболевания, которых и должен придерживаться врач. Пациент должен получать качественную медицинскую помощь на всех уровнях.
Что же касается записи не к своему участковому. В таких ситуациях мы идем навстречу, соблюдая право пациента на выбор врача. Но не удивляйтесь, что теперь для этого нужно написать заявление и перейти на участок того самого врача, которого вы выбрали. Требования Минздрава России сегодня таковы, что каждый гражданин должен быть четко прикреплен к определенному участку, за который отвечает конкретный участковый врач. 10 июня у председателя Правительства РФ Д. Медведева прошло видеоселекторное совещание, посвященное реализации концепции демографической политики. И на этом совещании была очень серьезно поднята проблема сокращения смертности населения. Для решения этой проблемы необходимо активизировать работу в первую очередь первичного звена здравоохранения! Вводится система более жесткого контроля за работой участковых врачей. При Минздраве РФ организована межведомственная комиссия по анализу причин смертей и принятию мер по снижению смертности. Аналогичные комиссии будут в ближайшее время созданы во всех регионах, в том числе и у нас. И мы будем еженедельно анализировать информацию по каждому участку (а их у нас 132 педиатрических и 159 терапевтических), разбирать все случаи смерти на участке, а далее сведения будут подаваться в Москву. Кстати, подобная работа уже проводится, к примеру, по Центру медицины катастроф. Мы еженедельно собираем информацию о ДТП в республике, количестве пострадавших, погибших. Разбирается каждый случай гибели людей. Только за прошлую неделю у нас в Карачаево-Черкесии в ДТП погибли три человека…
– Статистика очень горькая. И все, о чем вы говорите, свидетельствует: нагрузка на медицинских работников растет, ответственность повышается…
– Да, это так. Ответственность высока, нагрузка очень большая. Представьте, только диспансеризацией за 2013-2014 годы в нашей республике было охвачено 79 тысяч взрослого населения и 97 тысяч детей! Это помимо основной работы врачей…
– Естественно, встает вопрос: вознаграждается ли такой труд по достоинству? Недавно знакомая, лежавшая в больнице, с болью рассказывала, какую нищенскую зарплату получает медсестра, ставившая ей уколы. Как требовать от медиков в таком случае внимания, заботы?
– Средняя заработная плата врачей в республике сегодня – 26892,2 рубля, у средних медработников – 15347,2 рубля, у младших медработников – 10491,3 рубля. Мы достигли целевых показателей, и по сравнению с 2012 годом средняя зарплата медработников республики увеличилась почти в два раза. Но это, конечно, не значит, что такая зарплата у всех и каждого. Я говорю о средних цифрах. У кого-то она несколько меньше, у кого-то – больше. Но нередко медработники, жалуясь на низкую зарплату, имеют в виду только свой оклад. Однако не надо забывать, что зарплата – это и оклад, и разные стимулирующие надбавки, и выплаты из разных источников, к примеру, выплаты по диспансеризации, по родовым сертификатам и т. д. А внимание и забота медработника, согласитесь, все-таки не должны зависеть от наполнения его кошелька. Милосердие – категория нравственная. И, к счастью, большинству работающих в нашем здравоохранении объяснять это не надо.
– Ирина Джашауовна, что бы вы пожелали вашим коллегам в День медицинского работника?
– Стратегия дальнейшего развития здравоохранения республики направлена на достижение нового уровня доступности и качества оказания медицинской помощи каждому человеку и зависит в первую очередь от медицинских работников.
Желаю всем медицинским работникам профессиональной самореализации, личного благополучия. Здоровья вам, дорогие коллеги, и вашим близким!
Пусть никогда вам не придется усомниться в той пользе, которую вы приносите каждой минутой своей работы!

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях