Мост между прошлым и будущим

3 июля в 08:22
 просмотров

Дискуссия «Преемственность поколений: нравственные ценности в современном мире», проходившая на днях в КЧГУ им. У. Алиева, собрала представителей профессорско-преподавательского состава трех вузов республики – КЧГУ, СКГГТА, МФПУ «Синергия» (бывший МОСУ), духовенства, общественных организаций, студентов. И это обнадеживало, что полемика не собьется на риторику и предсказуемость красноречивых фраз об очевидности: разрыве поколений, подмене приоритетов, толерантности – как же без этого термина, без которого не обходится нынче ни одно собрание – что в ауле на сходе граждан, что в стенах вуза?

Дискуссия «Преемственность поколений: нравственные ценности в современном мире», проходившая на днях в КЧГУ им. У. Алиева, собрала представителей профессорско-преподавательского состава трех вузов республики – КЧГУ, СКГГТА, МФПУ «Синергия» (бывший МОСУ), духовенства, общественных организаций, студентов. И это обнадеживало, что полемика не собьется на риторику и предсказуемость красноречивых фраз об очевидности: разрыве поколений, подмене приоритетов, толерантности – как же без этого термина, без которого не обходится нынче ни одно собрание – что в ауле на сходе граждан, что в стенах вуза? Предстоящая дискуссия вселяла надежду, что «пар не уйдет в гудок», как в притче о незадачливом машинисте, который не мог завести паровоз во время торжественной церемонии его пуска по рельсам перед лицом изумленной публики…
Но вернемся к дискуссии. Забегая вперед, отмечу, что мои опасения о том, что будет скучно, слава Богу, не оправдались. Состоялся конструктивный диалог, где на повестке дня стояли вопросы, которые задевали за живое всех присутствующих. Каковы базовые положения, опираясь на которые необходимо найти разумный компромисс между «отцами» и «детьми» в век глобализации в мире и демократизации в одной отдельно взятой стране?

Как нам строить общий дом равных возможностей и уберечь молодежь от пагубных пристрастий, калечащих генофонд, и рекрутирования в международные террористические организации?
Ведь никто не станет оспаривать тот факт, что ущерб, нанесенный ментальности россиян за два с лишним десятилетия после развала СССР, огромен, да и как спорить, к примеру, с девушками в неглиже, танцующими на алтарях, ведь они, поддерживаемые Западом, так и остались при своем мнении, но! Никому не дано отрицать то, что аутентичность любого этноса зиждется на ценностях и моральных постулатах религий – христианства, ислама, буддизма и т. д. Как и невозможно отвергать духовное начало, совесть основной массы здравомыслящих россиян, хотя мы и оказались в очень сложном промежуточном положении, когда меняется планета. Да, представителям старших поколений до сих пор сложно приспособиться к жизни, в которой многое расходится с их воспитанием и прежними идеалами. Но как остановить у края пропасти ту часть молодежи, которая не нашла себя в обществе и в отместку губит свое будущее, дурманя себя «Лирикой» и другими аптечными психотропными и наркотическими веществами, вследствие чего растет число преступлений и ДТП? Как быть с тем, когда одни уходят в секты, другие – в радикальные течения, бросая дом, родителей, все блага, устремляясь за страшной идеологией?
А если посмотреть с другой стороны, чаще всего молодежи нужны не религиозные устремления, а банальный эпатаж (вспомним хиппи 60-х годов), установка на то, чтобы прославиться, заявить о себе чем-то: снять себя на фото, балансируя на крыше небоскреба или влиться в ряды международных террористов. И бороться со всеми этими негативными явлениями в молодежной среде должны мы все через гражданские инициативы и другие формы общественной активности. Гражданское общество – это сообщество неравнодушных, оно должно вынуждать власть действовать, создавать такие условия, когда власть будет чувствовать необходимость движения вперед, освобождаясь от язв и пороков социума. Обо всем этом говорили в своих выступлениях М. Харатокова, профессор СКГГТА, А. Эркенов, заместитель председателя Кисловодского общества «Алан», А. Батчаева, доцент МФПУ «Синергия», А. Койчуев, профессор КЧГУ, и другие.
Говорили во время дискуссии и о том, что не работают антикоррупционные программы. Ведь именно коррупция ведет к расслоению общества, и все его беды, упаднические настроения, безработица отражаются на молодежной среде. И выход здесь один – для начала надо перестать воровать и пить, начать вкладывать деньги в главные программы: в здоровье, образование, культуру. Здоровые, грамотные, одухотворенные люди – разве не это основа будущей России?
На вопрос из зала «Как противостоит мусульманская умма радикальному течению в исламе среди молодежи?» отвечал доктор богословия, помощник муфтия КЧР по образованию Мухаммат-хаджи Батчаев. Собственно, его ответ больше предназначался для гостей, потому как в КЧГУ о его обширной проповеднической работе хорошо знают. Высокий интеллектуал, получивший духовное образование в Сирии, доктор исламских наук по толкованию Корана, он часто встречается со студентами университета, и его лекции всегда проходят при аншлаге.
Как считает М. Батчаев, ислам сам по себе не может «радикализоваться» и «экстремизироваться». Но эти качества придают ему специальные организации и движения, прикрывающиеся постулатами религии правоверных, чтобы реализовать свои преступные замыслы и планы.
«Мы организовали встречу молодежи с пятью имамами, проповедующими традиционный ислам, где речь шла об истинных ценностях и о том, что стоит за сурами священного Корана, как их правильно трактовать. Такие встречи полезны для мусульманской молодежи. Думаю, что умма должна пополняться знающими и грамотными имамами, которым под силу религиозное просвещение нашей молодежи».
Как отметил уважаемый Мухаммат-хаджи, большая часть молодежи устремляется в Сирию в числе приверженцев радикального ислама даже не ради денег, а ради той идеи, которой их зомбируют. Поэтому блокирование деятельности экстремистов напрямую связано с использованием комплекса мероприятий правового, идеологического, духовно-культурного характера при одновременном решении социально-экономических проблем, улучшении жизненных условий, преодолении коррупции и установлении социальной справедливости.
В своем выступлении отец Сергий, помощник благочинного по работе с молодежью Южного Карачаево-Черкесского церковного округа, штатный клирик храма святых апостолов Петра и Павла станицы Зеленчукской, прежде всего поблагодарил организаторов дискуссии за возможность выступить от лица Православной Церкви и включиться в диалог об укреплении духовных ценностей: «В единстве наша сила. В России накоплен уникальный опыт мирного сосуществования религий, ставших для нашей страны традиционными. В своих молитвах и проповедях мы обращаемся к молодежи крепить веру, жить по канонам Священного Писания. Тем более в наше время, полное конфликтов и противоречий».
К слову, Православная Церковь, куда приходят исповедоваться те, кто жаждет очистить душу от скверны и пороков, словом Божьим и силой его влияния помогала многим. Подтверждение тому – молитва «Неупиваемая чаша», которая помогает избавиться от пьянства, если сильно в нее уверуешь. А в 1995 году Священный Синод учредил орден святого мученика Трифона, которым награждаются российские и иностранные граждане, внесшие вклад в борьбу с наркоманией.
В своем выступлении заслуженный учитель России, директор Учкуланского музея С. Джанибеков высказал конкретное предложение – ходатайствовать перед Министерством образования и науки КЧР о введении в школах такого предмета, как горский этикет: «Необходимо вернуться к истокам народных традиций, изучая историю и культуру свою и соседних народов на государственном уровне. У горских народов есть общее емкое слово «намыс», означающее честь, благородство, репутацию. Оно несет в себе тот сакральный смысл, что даже при произношении его человек как бы становится строже к себе, собраннее…»
Не знаю, как насчет горского этикета, но вернуть в школы республики почему-то упраздненный курс «История и культура народов КЧР» крайне необходимо…
Не остались в стороне от дискуссии и студенты университета, сидевшие на «галерке». Как сказала четверокурсница факультета психологии Ферида Акбаева, многое в становлении личности зависит от семейного воспитания, контроля за детьми, роли отцов, их строгости и любви, родители должны жить интересами ребенка. Тогда не будет и «Лирики», и безделья, и соблазнов улицы. А студент факультета ФЭУ Аслан Кипкеев признался: «Откровенно говоря, в эту аудиторию забрел случайно и не пожалел. Побольше бы таких встреч! Я уяснил одно: молодежи необходимо избавляться от иждивенческой позиции и перестать перекладывать свою вину на старших, общество, жизненные обстоятельства. Каждый должен отвечать за свои поступки и за следующие поколения».
В конце дискуссии проректор КЧГУ по науке С. Пазов ознакомил присутствующих с резолюцией состоявшегося «круглого стола», которая была встречена с одобрением с учетом последующих поправок. Среди неотложных мер в реализации обсуждаемых вопросов я бы выделила следующее: разработать региональную целевую программу нравственного развития и воспитания личности с учетом культуры и традиций народов КЧР, опубликовать материалы «круглого стола» в виде коллективной монографии.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях