Костюмированная мечта

8 июля в 07:57
 просмотров

В детский сад «Купелек», расположенный в ауле Эркен-Халк Ногайского района, меня привели восторженные рассказы зрителей, которым посчастливилось увидеть выступление дошколят в преддверии 9 Мая.
Плюс недавно они стали победителями ежегодного районного фестиваля-конкурса «Серебряный колокольчик». Первое место – в номинации «Хореография», второе и третье – в номинациях «Сольное пение» и «Художественное чтение». В центре внимания жюри, кроме творческих достижений был также внешний вид участников. Сотрудники детского сада превзошли в этом плане всех соперников – их питомцы выглядели великолепно.
Детский сад – обжитый, явно небогатый, но ухоженный. На стенах – весёлые картинки и репродукции, фотографии: обычный интерьер дошкольных учреждений. Но есть здесь и своя «придумка». Имя ей – маски. Можно смело сказать – таких нет ни у кого.
В детский сад «Купелек», расположенный в ауле Эркен-Халк Ногайского района, меня привели восторженные рассказы зрителей, которым посчастливилось увидеть выступление дошколят в преддверии 9 Мая.
Плюс недавно они стали победителями ежегодного районного фестиваля-конкурса «Серебряный колокольчик». Первое место – в номинации «Хореография», второе и третье – в номинациях «Сольное пение» и «Художественное чтение». В центре внимания жюри, кроме творческих достижений был также внешний вид участников. Сотрудники детского сада превзошли в этом плане всех соперников – их питомцы выглядели великолепно.
Детский сад – обжитый, явно небогатый, но ухоженный. На стенах – весёлые картинки и репродукции, фотографии: обычный интерьер дошкольных учреждений. Но есть здесь и своя «придумка». Имя ей – маски. Можно смело сказать – таких нет ни у кого. Все – сплошь эксклюзив, потому что рождены творчеством заведующей детским садом Мадины Асанбиевны Баисовой и изготовлены ею совместно с сотрудниками – воспитателями, помощниками воспитателей, поварами и плотником. Каждый из них внёс свою лепту в выдуманную для детей страну песен и танцев. Вряд ли ощутят этот порыв далёкие от дошкольной педагогики прагматики, хотя, как говорится, все мы родом из детства… Зато родители других малышей – подписчики нашей газеты, прочитав о нём, наверняка захотят, чтобы и их чадам досталась хоть толика этого чуда. Прикоснувшись к нему, я удивилась, как мало нужно для сотворения детской мечты. Материал – ткани, клей, краски, пуговицы, проволока. Плюс фантазия и талант. А это уже посложнее. Повезло детишкам, подумала я, когда рассматривала маски и костюмы. Вот костюм принцессы. Захочет девочка стать ею, нарядится и преобразится. Решит кто-то превратиться в зайчика, пожалуйста! Маски намеренно укрупнённые, гротескные, но яркие – ничего устрашающего. Судя по ассортименту, рассчитаны на доброе, положительное воздействие на детей и гармонию с пластикой движений.
«Откуда идея?» – поинтересовалась я у заведующей.
«С Севера, где я несколько лет работала в детском саду. – ответила она. – Маски были присущи местным народам. Я приспособила их к нашим традициям. Теперь они приоритетны в воспитании малышей, ведь их можно использовать в сюжетно-ролевых играх и на занятиях. Сценарии утренников, разные по цели, объединены костюмами. Сейчас их у нас немало».
Воспользовавшись предоставленной возможностью, я внимательно рассматриваю красочные наряды и сожалею, что садику недостаёт просторной гардеробной для их хранения. Костюмы исторически достоверны. Гимнастёрки продуманы до мелочей. Топы с шароварами для восточных танцев. Одежда для зверят. Ткани на ощупь приятны и, по утверждению заведующей, безопасны для здоровья детей.
«А это дополнительные атрибуты, – указала заведующая на живописные «островки» из гетр, колготок, носочков, бандан, платков, обуви, перчаток и шляп. Особняком – маски. – Они внесли романтизм в коронный танец резвящихся на полянке цветов, занявший первое место в номинации «Хореография». Костюмы для всех исполнителей одинаковые, символизирующие равенство и единство участников. В дошкольной педагогике я около тридцати лет, так что умею расставлять приоритеты в воспитании маленьких детей. В нынешний юбилейный год Победы мы, конечно, акцентировали внимание на патриотическом воспитании. Хорошим подспорьем в этом плане стали музыкальные занятия, в частности – хореография, которая не только развивает мышцы, улучшает сердечно-сосудистую деятельность, устраняет сколиоз и плоскостопие, но и действует эстетически: дети расцветают на глазах. Компануя, скажем, танцевальные движения в определённой последовательности, мы создаём с ними художественные образы, навеянные программными произведениями, эскизами костюмов и масок, которые готовим к началу репетиций. В первую очередь поэтому наши дети выглядят на сцене так, как требуется сценариями. Наши «солдаты» подтянутые, сильные и ловкие, несмотря на то, что им всего-навсего по 4 – 5 лет».  «Кажется, ваши дети вжиты в свои роли», – предположила я.
«Так и есть. Ведь это игра. Им предварительно разъяснили на занятиях, что и как должно изображаться. По качеству исполнения понятно, что дети всё поняли и даже по-своему ощутили военную атмосферу. Так получились танцы для души и сценки, вызывающие слёзы на глазах зрителей. Взрослые часто аплодируют нашим деткам стоя. Представляете. какие эмоции их переполняют?»
Замечу от себя – действительно юные артисты выглядят на сцене уверенными в себе, взрослыми героями. Солдатская форма помогает достоверно воссоздавать эпоху военного времени, с которой дети ознакомились на занятиях. Образы, усиленные костюмами, покорили и меня.
В детском саду «замахнулись» даже на мюзикл. И, что интересно, он получился. Немаловажную роль в успехе сыграли сценические костюмы. Сказку «Дюймовочка», трансформированную в пластику движений, дети танцевали от души, потому что им нравилось быть в «волшебстве», нравилось преображаться. Вот так, исподволь и ненавязчиво, прививается в этом детском саду любовь к Родине и литературе. Мюзикл близок детям по мироощущению, потому что при его постановке учитывались их пристрастия к определённым расцветкам, мультфильмам и рисункам из книг сказок.
Костюмы, в которые облачаются дети, мгновенно вовлекают зрителей в атмосферу Зазеркалья. Сшиты они всем миром, вместе с дедушками и бабушками. Родители не поскупились на ткани. Раскройки делали специальные. Старались лучше профессионалов. И получилось чудо, от которого не хотелось отводить глаза. Полотно переливающегося атласа с огромными лилиями смотрелось из зрительного зала как настоящее мелководье, только более таинственное.
Эластичная ткань, плотно облегая фигурки, растягивалась, создавая иллюзию покачивающихся на ветру стеблей. Костюм ласточки ограничивал свободу движений девочки, отчего усиливался эффект её первоначальной беспомощности. Лягушата в приглушенно-зеленых комбинезонах, в шапочках-масках, в тапочках в виде лягушачьих лапок потешали зрителей беззаботными проказами. Платье Дюймовочки объёмное, развевающееся, с переходящими друг в друга оттенками, создавало эффект «парения» над сценой. Маковые головки, огромные, с жёлтыми пестиками, вызывали удивление у зрителей: как дети справляются с тяжестью? После выступления я решила удовлетворить любопытство. Маки оказались лёгкими, с поролоновыми лепестками.
«Наши костюмы и головные уборы, – подытожила встречу Мадина Асанбиевна, – полноправные слагаемые победы. Где бы мы ни выступали, они сразу выгодно выделяют наших детей и играют немаловажную роль в присуждении нам лидирующих мест. Сценка «У костра», к примеру, в полутьме кажется реальной. «Горят» дрова. Уставшие солдаты отдыхают на привале в сапогах и гимнастёрках, и поющий мальчик превращается на глазах у зрителей в бывалого пехотинца. Была бы эта мизансцена такой впечатляющей без соответствующего костюмирования – большой вопрос…
То, что наши маски и атрибуты – важные элементы утренников, уже воспринято коллегами. Маски и два домика на курьих ножках уже «работают» в некоторых детских садах Черкесска. Впереди – новые праздники, новые идеи дизайна».

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях