Избежать забвения

16 июля в 07:14
3 просмотра

Утрата доброго имени – одна из величайших трагедий человека. Она когда-то постигла уроженца аула Псыжа Замашхери Кунижева. Участвуя в войне с белофиннами, в феврале 1940 года за совершенный подвиг он был первым в Карачаево-Черкесии удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Номер его медали «Золотая Звезда» – 342-й. А вскоре началась Великая Отечественная война, в которой парень из Псыжа участвовал с первых жестоких боев в районе Орши, где был тяжело ранен и контужен. После лечения его комиссовали, он вернулся домой, и возвращение в родной аул совпало с оккупацией Карачаево-Черкесии немцами. Тут неожиданно открылись боевые раны, и самостоятельно передвигаться Кунижев уже не мог. Мог ли знать тогда солдат, что, оставаясь на оккупированной территории, он подписывает себе приговор?
Утрата доброго имени – одна из величайших трагедий человека. Она когда-то постигла уроженца аула Псыжа Замашхери Кунижева. Участвуя в войне с белофиннами, в феврале 1940 года за совершенный подвиг он был первым в Карачаево-Черкесии удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Номер его медали «Золотая Звезда» – 342-й. А вскоре началась Великая Отечественная война, в которой парень из Псыжа участвовал с первых жестоких боев в районе Орши, где был тяжело ранен и контужен. После лечения его комиссовали, он вернулся домой, и возвращение в родной аул совпало с оккупацией Карачаево-Черкесии немцами. Тут неожиданно открылись боевые раны, и самостоятельно передвигаться Кунижев уже не мог. Мог ли знать тогда солдат, что, оставаясь на оккупированной территории, он подписывает себе приговор? Именно за это он был позже по законам сталинской эпохи осужден трибуналом на 10 лет заключения. Разумеется, с того времени имя его было вычеркнуто отовсюду. Вернувшись из заключения, псыжанин работал на предприятиях Черкесска до выхода на заслуженный отдых, оставив о себе среди коллег и друзей добрую память. «Немцам он никогда не прислуживал», – вспоминая те далекие годы, в один голос категорично заявляли старожилы. Позже многие пытались через органы поднять вопрос о пересмотре его дела, восстановить его в звании и правах. «Нет оснований для пересмотра», – был неизменный ответ.
Но нашелся человек, который сделал это. Это был журналист Валентин Алексеевич Нежинский, бывший военком, полковник. Поняв, что в местных официальных органах этот вопрос решить будет практически невозможно, он тем не менее не сдался и начал долгий путь к торжеству справедливости: встречался с родными, близкими, односельчанами солдата, посылал многочисленные запросы в различные инстанции, проводил бесконечные часы в архивах… Нежинскому долго не удавалось добиться результатов. И тогда он решил встретиться со своим бывшим шефом по Главному разведуправлению – маршалом Советского Союза Матвеем Захаровым, ставшим позже начальником Генерального штаба Советской Армии. На аудиенции у маршала Валентин Алексеевич подарил ему свою книгу «Под боевыми знаменами» с дарственной надписью и подробно рассказал о полной драматизма судьбе рядового солдата двух войн, достойно выдержавшего свалившуюся на него впоследствии жестокую несправедливость. Несмотря на то, что процедура восстановления высокого воинского звания была в ту пору чрезвычайно сложной, Захаров пообещал помочь и, надо сказать, сдержал данное Валентину Алексеевичу слово.
В 1970 году уголовное дело псыжанина Замахшери Османовича Кунижева было пересмотрено, обвинения с него сняты полностью, он был восстановлен в звании Героя Советского Союза и соответствующих этому званию правах. Хотя орденские знаки репрессированным не возвращались, для Кунижева было сделано исключение. Орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» вручил Кунижеву в торжественной обстановке бывший председатель Карачаево-Черкесского облисполкома Магомет Абдурзакович Боташев. Обычная пенсия была заменена Герою на персональную.
Замахшери Османович Кунижев умер 5 апреля 1992 года в возрасте 78 лет, похоронен в родном ауле Псыже, на могиле установлен памятник с соответствующей его званию надписью. Именем славного ветерана названа центральная улица аула. И можно только благодарить Бога, что нашелся человек, сумевший вопреки всему добиться восстановления справедливости, вернуть человеку доброе имя.
Но история с Кунижевым не единственный пример, как Валентин Алексеевич, не жалея ни сил, ни времени, шел далеко не легким путем для достижения правды минувшей войны и правды о наших земляках.
Валентин Нежинский родился на Кубани в 1915 году и рано, 15-летним подростком, поступил в рабочие пригородного хозяйства г. Владикавказа, продолжая обучение в школе. После ее окончания в 1932 году он продолжил работать бригадиром бетонщиков, техником-нормировщиком треста «Аджарстрой» в Батуми, где окончил и строительный техникум. Сегодня мы уже не сможем узнать, что именно заставило его изменить свою судьбу и полюбить печатное слово. Но любовь к журналистике захватила Валентина Нежинского. В 1936 году он стал корреспондентом газеты «Заря Востока» по Аджарии и три года спустя – в 1939 году – поступил в Ленинградский институт журналистики, где встретил и свою будущую жену, москвичку Нину, с которой прожил потом 64 года. Преддипломную практику они проходили в газете «Коммунист Таджикистана», когда разразилась Великая Отечественная война.
По слабости зрения Валентин Нежинский был снят с военного учета, но рвался на фронт, в газету, без которой не представлял своего будущего. Окончив ускоренные курсы пехотного и военно-политического училищ, он полгода работал ответственным секретарем в газете «Мы победим» 215-й стрелковой дивизии, а затем был назначен старшим инструктором политотдела 10-й гвардейской армии, участвовал в боях на Ржевском, Смоленском, Витебском, Рижском направлениях. Его боевые заслуги были отмечены орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, медалью «За победу над Германией» и многими другими наградами.
После войны майор Нежинский решил уволиться в запас, но волею судьбы оказался в числе слушателей Военно-дипломатической академии, которую комплектовал отдел кадров ЦК КПСС, и отказаться от пребывания там не представлялось возможным. В академии он попал на отделение китаистики, где молодому журналисту пришлось овладеть китайским языком. После академии Нежинский проходил спецподготовку в Главном разведывательном управлении, далее были трехгодичная загранкомандировка в Сиам, где родилась его старшая дочь, Влада, как было отмечено в метрике, первая гражданка СССР, появившаяся на свет в Сиаме. Потом – работа в Генштабе, а затем перевод в Главное мобилизационное управление и двадцать один год в войсках. В 1953 году в связи с сокращением Вооруженных Сил Нежинского направляют военкомом Апшеронского межрайонного объединенного военкомата. Позже, с 1958 по 1961 годы, он работал военкомом Карачаево-Черкесской автономной области. В 1959 году Валентину Алексеевичу присвоено звание полковника.
Оказавшись по долгу службы в тихом провинциальном Черкесске, он влюбился в город и уже не мыслил жизни вне этих мест.
Выйдя в 1962 году на заслуженный отдых, Валентин Алексеевич всецело посвятил себя журналистике, работал в архивах, встречался с участниками военных действий, по крупицам собирал сведения о погибших, искал наградные листы, затерявшиеся а архивах.
…Сам он всегда считал, что «у него есть абсолютно все». Да, человеку того поколения нужно было, и вправду, немногое. Он был счастлив, когда садился за свой любимый старый письменный стол, брал ручку и склонялся над рукописью. Рукописями, кстати, был завален весь кабинет, и трогать их никому не разрешалось. Для детей и внуков он был настоящей «ходячей энциклопедией», его память была просто феноменальна. Когда же ребятишки хотели повеселиться, они просили дедушку сказать что-нибудь по-китайски. Он говорил, и это звучало так забавно… Для отдыха он читал фантастику и детективы, любил и поэзию, особенно Блока, а из своих современников – Высоцкого. Некоторые стихи последнего переписывал от руки в небольшой блокнот, который везде носил с собой…
Поколение Нежинского пережило войну, и он очень хотел донести память о пережитом до потомков. Память военного журналиста сохранила многoe, и мы благодаря его воспоминаниям возвращаемся в былое… Талантливый автор, он подарил читателям много интересных статей, сохранял и передавал правду о Великой Отечественной войне. Он был автором нескольких глав в двухтомнике «Очерки истории Карачаево-Черкесии». В Ставрополе он издал книги: «От Кавказа до Берлина», «Солдаты умирают с оружием», «Они прославили Ставрополье». В Черкесске изданы книги «Сердца молодые», «Это было на войне», «Под боевыми знаменами» и два издания (1975 и 1995 гг.) книги «Звезды Героев».
Его статьи и очерки часто публиковались в областной прессе, при подготовке материалов к юбилейным датам Вооруженных Сил к нему часто обращались за консультацией, уточнением каких-либо фактов и цифр. Он был главным консультантом по вопросам Великой Отечественной войны. Многих поражала его память, сохранившая все – от номеров бригад и дивизий до скрупулёзной, по дням изложенной, последовательности событий
Он порой целыми днями принимал людей – к нему шли за помощью в розыске родственников, пропавших без вести, с просьбами о реабилитации и восстановлении справедливости. Именно благодаря усилиям и настойчивым поискам Валентина Алексеевича многие «белые» страницы Великой Отечественной войны периода оккупации стали достоянием общественности. Любой опубликованный материал Валентина Нежинского о войне вызывал живой отклик ученых, читателей, пропагандистов – что и говорить, в те годы жители Карачаево-Черкесии с нетерпением ждали новых статей и очерков Нежинского, в которых он на основе трижды проверенных архивных материалов, сопоставленных с другими данными, описывал ранее неизвестные события и факты. Исследовательскую и поисковую деятельность Нежинского с полным основанием можно назвать подвигом во имя справедливости.
Очерки Нежинского о Героях Советского Союза и России Андрее Енжиевском, Мурате Карданове, Харуне Богатыреве, Александре Калоеве, Сергее Белане, Дмитрии Старикове, кавалере ордена Славы трех степеней Кериме Бежанове и воинах, погибших и умерших в послевоенное время, а также ныне живущих ветеранах являются бесценным материалом для патриотического воспитания молодежи. По его материалам, добытым в различных архивах страны, звание Героя Советского Союза присвоено Осману Касаеву, Халмурзе Кумукову, Александру Калоеву, звание Героя России – Кичи-Батыру Хаиркизову, Юнусу Каракетову, Охиду Карданову.
В поисковой деятельности почетного гражданина Черкесска, заслуженного журналиста КЧР Валентина Нежинского в полной мере проявилась интернациональная суть его жизни и мышления. Недаром он в 1993 году был удостоен ордена Дружбы народов за укрепление дружбы и братства между народами, огромный вклад в дело сохранения памяти о минувшей войне, победа в которой стала возможной благодаря сплоченности и единству всех народов Советского Союза…
Но книги Нежинского уходят, к сожалению, в безвестность – они ни разу не переиздавались. Завтра, 17 июля, Валентину Алексеевичу исполнилось бы 100 лет. Неужели он, так боровшийся с забвением людей, подвигов и фактов, сам будет забыт?

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях