Начать жизнь с чистого листа

12 августа в 07:22
 просмотров

10 часов утра. Я подхожу к дому, скромно укрывшемуся от посторонних глаз в тени раскидистых деревьев. Уже издали вижу склонившиеся над огородными грядками фигуры молодых людей. «Какие дружные! – думаю. – А главное – как сосредоточенно они занимаются своим делом…»
Завидев меня, навстречу выходит «хозяин» дома – Виктор Страх. Отвлекаются от работы и те ребята, которых разглядела издали. Оказалось, что всего их здесь живет 30 человек, и все они – реабилитанты Карачаево-Черкесской автономной организации «Реабилитационный центр «Общество без наркотиков». Это единственная на территории республики действующая организация, занимающаяся реабилитацией наркозависимых. Общество состоит в числе негосударственных некоммерческих организаций, включенных в реестр Федеральной службы по контролю за наркотиками России и СКФО.

10 часов утра. Я подхожу к дому, скромно укрывшемуся от посторонних глаз в тени раскидистых деревьев. Уже издали вижу склонившиеся над огородными грядками фигуры молодых людей. «Какие дружные! – думаю. – А главное – как сосредоточенно они занимаются своим делом…»
Завидев меня, навстречу выходит «хозяин» дома – Виктор Страх. Отвлекаются от работы и те ребята, которых разглядела издали. Оказалось, что всего их здесь живет 30 человек, и все они – реабилитанты Карачаево-Черкесской автономной организации «Реабилитационный центр «Общество без наркотиков». Это единственная на территории республики действующая организация, занимающаяся реабилитацией наркозависимых. Общество состоит в числе негосударственных некоммерческих организаций, включенных в реестр Федеральной службы по контролю за наркотиками России и СКФО.
Но прежде чем перейти к рассказу о реабилитационном центре, хочу поделиться всего лишь одной историей из жизни бывшего наркомана.

– Свой первый шаг в никуда я сделал в 16 лет. Школу не окончил, отцу и матери, вечным алкоголикам, всегда было не до нас с сестрой, – вздыхая делится 25-летний И. – Голодные, холодные, мы перебивались кое-как: бабушкиной пенсии едва хватало, вот и стали подворовывать. Но хотелось еще и веселья, и красивой жизни, а главное – забыться хоть на время, хоть в мыслях и мечтах вырваться из этого мрака.
Вот тут и появились в жизни И. так называемые «дружки», которые великодушно подсказали, как «забыться», затянувшись кайфом. А дальше – пошло-поехало: с таблеток и марихуаны перешел на дезоморфин. Стал воровать… За решеткой оказался в 18 лет, отсидел…
– Ошибочно считают, что никто не подсаживается на наркоту с первого раза, – продолжает он. – Вот и я думал, что не на крючке. Но на самом деле с первой дозы ты открываешь двери смертоносной привычке. То, что я окончательно попал в наркотическую зависимость, стало понятно уже меньше чем через месяц. От отсутствия наркотика меня начинало трясти так, будто какой-то зверь вгрызался в мои кости…
И эта история – увы! – далеко не единственная. Каждый из моих визави хотел поделиться своей историей, собственным опытом падения в бездну, выбраться из которой практически невозможно. Скажу честно, слушая их, испытывала самые разные чувства: недоумение, брезгливость, презрение и отвращение. Но в конце концов, углубляясь все дальше и дальше в их повествования и вглядываясь в их глаза, я понимала, что начинаю испытывать к этим людям что-то вроде уважения. Ведь они нашли в себе силы признать свою болезнь, осознать, что дальше – лишь смерть, и принять, пожалуй, самое верное решение в своей жизни – сделать хотя бы попытку излечиться от наркомании и пройти курс реабилитации.
Только вдумайтесь: по статистике, в Карачаево-Черкесии по итогам 2014 года число лиц, зарегистрированных в республиканском наркологическом диспансере с диагнозом «наркомания», составило 1015 человек. И лишь эти три десятка отважились начать жизнь сначала.
С «чистого листа» жизнь наркомана начинается с приходом в «Общество без наркотиков». Руководит им Виктор Страх, о котором упомянула в самом начале своего повествования. Центр расположился на двух соседних земельных участках общей площадью около 17 соток. Финансирование деятельности осуществляется частично за счет добровольных пожертвований родственников наркозависимых, а также в соответствии с уставом организации – за счет пожертвований членов совета организации. Здесь помогают справиться с лекарственной зависимостью, вызванной немедицинским употреблением лекарственных препаратов, таких как, например, «Лирика», алкоголизмом, наркозависимостью. Действует реабилитационная программа социальной реабилитации, ресоциализации и адаптации лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.
– Программа включает несколько этапов: мотивационный, реабилитационный и стабилизационный, – рассказывает Виктор Алексеевич. – Попасть сюда можно лишь по собственному желанию, добровольно пройдя сначала курс медицинской реабилитации и приняв твердое решение не возвращаться больше к наркотикам, а реинтегрироваться в нормальную, полноценную жизнь. Пациенты здесь круглосуточно проживают и питаются в условиях, соответствующих санитарным и иным установленным требованиям, проводится работа в группах взаимопомощи, где пациенты и их родственники получают квалифицированную помощь по проблеме наркозависимости.
Большое внимание здесь уделяется первому этапу – мотивационному, который предполагает работу, направленную на мотивацию на лечение и формирование психологической установки наркозависимых самостоятельно и под наблюдением предпринимать усилия для своего будущего выздоровления.
В помощь этому в центре создан родительский комитет «Родители против наркотиков» из числа родственников реабилитантов, которые, сами пройдя семь кругов ада, сейчас могут оказать реальную помощь в организации социальной реабилитации тем, кто принял твердое решение, и квалифицированно мотивировать тех, кто еще сомневается.
Длительность следующего этапа – реабилитационного – в центре составляет 7 месяцев. Реабилитанты все время заняты. Они участвуют в групповых и индивидуальных сеансах психотерапии, проходят консультации специалистов, занимаются лечебной физкультурой. А еще, по признанию самих реабилитантов, хорошо отвлекает от дурных мыслей трудотерапия. Поэтому проживающие там бывшие наркоманы собственными силами занимаются обработкой огорода, приусадебного участка, разводят кур, уток, гусей, кроликов. Тем и выживают. В перерывах посещают импровизированный спортивный зал, инвентарь которого собран из подручных материалов.
После того, как реабилитант заканчивает социальную реабилитацию по программе, сотрудники центра его не бросают.
– Настоятельно рекомендуется после выхода из центра посещать постстационарную программу 3 раза в неделю в течение трех месяцев, – продолжает Виктор Страх. – Это следующий этап реабилитации и один из элементов системы поддержки, который помогает сохранить трезвость и продолжить личностный рост. Постстационарная реабилитация учит пациента планировать свою занятость и время в конкретных повседневных обстоятельствах, помогает определять приоритеты в жизни, исходя из понимания, что главное – это выздоровление.
Последний этап называется «Клуб выпускников». Он длится от 1 года до 3 лет и представляет собой социальную адаптацию или волонтерскую деятельность. Помощь другим наркоманам является мощным стимулом для дальнейшего выздоровления и дает возможность укрепиться в своих намерениях вести трезвый образ жизни.
– Я пришла в центр на реабилитацию 2 года назад, осознав, что сама не могу справиться с проблемой зависимости, – делится 27-летняя Ф. – Прошла курс реабилитации, потом стала волонтером. Дело в том, что, помогая другим, человек прежде всего помогает себе. Мне нужно было что-то отдавать таким людям, какой была я сама.
Следует отметить, что Реабилитационный центр «Общество без наркотиков» ведет работу и по профессиональной подготовке и трудоустройству лиц, прошедших реабилитацию. С этой целью осуществляется тесное взаимодействие с республиканской службой занятости. Бывшие зависимые трудоустраиваются на рабочие места, где могут реализовать имеющиеся или полученные трудовые навыки.
Но и на этом процесс не заканчивается. С этого момента начинается постреабилитационный патронат, который осуществляется в форме индивидуального сопровождения и длится в течение 1-2 лет. В этот период бывшие реабилитанты посещаются на дому, при необходимости им оказываются социально-психологическое консультирование, содействие в получении среднего, среднепрофессионального, высшего образования, в трудоустройстве. Возможно, во многом благодаря этому ремиссия составляет около 60-70%.
– Что я думаю о своем будущем? – повторяет мой вопрос все тот же И., с которым мы познакомились в начале встречи. – Да, мне сейчас очень трудно – я в самом начале выздоровления. Но у меня есть мечта, которую я обязательно должен исполнить. И, думаю, у меня все получится!

А. ЧЕРЕВАНЬ.
Управление ФСКН России по КЧР.

Поделиться
в соцсетях