Народ в селе мудрый, правильный…

16 сентября в 04:38
17 просмотров

В командировку в Маруху меня позвало письмо в редакцию, присланное на мое имя.
«Уважаемый корреспондент, – писали мне жители села, – несколько лет назад вы приезжали к нам в село, в результате чего написали статью и озаглавили ее следующим образом: «Что ожидает Маруху, если…». Позвольте процитировать последний абзац той статьи: « В общем, при желании везде можно найти сдвиги в лучшую сторону, – подытожил разговор Батчаев (глава администрации Марухского сельского поселения – авт.) – только положение с газификацией не меняется. А это значит, что всеми правдами и неправдами будет вырубаться лес, от которого испокон века народ набирается невиданной энергии и в котором вкус воспитывается, постигается гармония. Да и срываться с насиженных мест начнут не только русские. Вот и ответ на вопрос: «Что ожидает Маруху…?» Со дня выхода вашей статьи прошло более трех лет, а газ в село так и не добрался. Зато полным ходом идет газификация Архыза, Даусуза – прямых наших соседей…

В командировку в Маруху меня позвало письмо в редакцию, присланное на мое имя.
«Уважаемый корреспондент, – писали мне жители села, – несколько лет назад вы приезжали к нам в село, в результате чего написали статью и озаглавили ее следующим образом: «Что ожидает Маруху, если…». Позвольте процитировать последний абзац той статьи: « В общем, при желании везде можно найти сдвиги в лучшую сторону, – подытожил разговор Батчаев (глава администрации Марухского сельского поселения – авт.) – только положение с газификацией не меняется. А это значит, что всеми правдами и неправдами будет вырубаться лес, от которого испокон века народ набирается невиданной энергии и в котором вкус воспитывается, постигается гармония. Да и срываться с насиженных мест начнут не только русские. Вот и ответ на вопрос: «Что ожидает Маруху…?» Со дня выхода вашей статьи прошло более трех лет, а газ в село так и не добрался. Зато полным ходом идет газификация Архыза, Даусуза – прямых наших соседей… Как же, ставшему широко известным в последнее время горнолыжному курорту, а заодно и Даусузу, что с ним по одной трассе, нужно обеспечить полнокровную жизнь для привлечения туристов, а глубинка, что отстоит от этой самой заветной трассы на чуть – чуть, подождет еще лет… надцать. А тем временем мелеют людьми Маруха и другие села, подобные ему…»
…Село дремало. На улицах ни души. Если бы не гуси и утки, лениво переваливающиеся с боку на бок и столь же лениво пощипывающие травку, оно казалось бы вымершим. К счастью, глава администрации Марухского поселения Хамзат Батчаев оказался на месте. Первое, чем поинтересовалась, хотя прекрасно понимала, что люди прячутся, изнемогая от жары, в домах: отчего так пустынны улицы? И вообще, как меняется число жителей год от года?
 – Я бы мог привести все данные по всем интересующим вас периодам, – ответил Хамзат Муссаевич, – но это займет у нас время, а в вашей газете место, потому буду краток. Скажу так, если в 1990-е в селе проживало 5-6 тысяч человек, то на сегодняшний день -1900. Это 650 семей, триста из них – русские семьи.
Старожилы утверждают, что, когда карачаевцы вернулись из депортации в родные края, в Марухе одних только казаков в верхней части села проживало более двух тысяч человек. И семьи их были крепкие, зажиточные. Усадьбы большедворные, раскидистые. Карачаевцы поселились на окраинных свободных землях. И зажили все на редкость дружно, органично, синтезировав все культуры – карачаевскую, русскую, казачью, греческую… Всем селом справляли свадьбы, провожали в армию, всем миром провожали в последний путь… И работали все в одном колхозе имени Чапаева.
Во всех послевоенных справочниках о Марухе непременно упоминалось, что село Маруха – родина Героя Советского Союза Сергея Абрамовича Белана. Кстати, только в прошлом году, и то в рамках проекта «Имя героя – школе», реализуемого по инициативе Общероссийского Народного фронта, средней школе села присвоили имя Героя Советского Союза Сергея Белана и открыли мемориальную доску.
Имя Азрет – Алия Уртенова ни в каких справочниках не встретишь, но рассказы, воспоминания селян о нем довольно впечатляющи. Уртенов не только в кратчайший срок поднял с колен колхоз имени Чапаева, как сделал это в свое время с таким же отсталым совхозом «Лаба» в Урупском районе, но и сразу же стал требовать от тогдашних руководителей Зеленчукского района повернуться лицом к социальной сфере села. Сказался опыт работы председателем исполкома в Усть – Джегуте, первым секретарем Карачаевского райкома партии, председателем областного агропромышленного комплекса.
При этом волевом, сильном, а главное, человечном руководителе марухчане пахали, сеяли, держали скотину. За молоком, мясом, картофелем в Маруху приезжали не только со всей республики, но и из Ставропольского, Краснодарского краев, из Ростова, Элисты…
Уртенов был болезненно неравнодушен ко всему, что имело отношение к Марухе, можно сказать, он диктовал ритм жизни села – прокладывал песчано-гравийные дороги к фермам, на поля, мог сделать – и довольно частенько – что-либо, не связанное напрямую с хозяйственной деятельностью, например, починить прохудившуюся крышу одинокой старушке или купить многодетной малообеспеченной семье буренку на свои кровные…
– Теперь картина в селе иная, – говорит Хамзат Муссаевич, – работы в селе никакой. Колхозную землю по-делили на паи, но они получились смехотворными. Полновесным гектаром никто обзавестись не смог, вышло по 0,92 гектара на душу населения. Скотины в селе держат немало – 3500 голов крупного рогатого скота, в том числе 1200 дойных коров, более 3000 овец, 350 лошадей. Молочных выпасов – сенокосов вроде хватает, но для того, чтобы заготовить сено, спрессовать его в тюки, нужна техника, а она в селе если и есть, то полуисправная, прибавьте сюда траты на горючее, запчасти… Оттого многие предпочитают покупать готовые тюки с сеном. Техника опять – таки нужна возделывать пашню, и опять те же проблемы. А кроме работы на земле да в животноводстве, никаких источников к существованию у марухчан нет… Нет, конечно, на грядках потеют все. Кто картошку не садит, по- крестьянски не встает в пять утра, чтобы подергать сорную траву, подвязать растения, окучить их, не обихаживает скотину – тому в сельском мире прожить просто невозможно. Впрочем, и тем, кто пропадает в огородах, в горах, на полях, приходится иной раз несладко, потому что с математической точностью в живом, переменчивом сельском хозяйстве не проживешь: то отличная картошка из – за нерасторопности в земле останется, то сеногнойные дожди зарядят и останешься без доброго сена, то коровы не дают молока из – за жары и несносных оводов, и тогда, как говорят в народе: чаял быть с барышом, а остался нагишом. Еще одна проблема, говорят селяне, надрывно таскаешь бидоны с молоком, делая из него потом масло, сыр, творог, и отдаешь купцам за бесценок. Если в молочных городских рядах банка айрана стоит 150 рублей, и почти столько же банка молока, то в селе перекупщики дают за литр отборного молока 16 рублей, а за килограмм мяса – 200 – 220 рублей.
– Нас буквально обкрадывают, скупая превосходные сыры, сметанное молоко, парное мясо по такой ничтожной цене, словно это отбросы, – ропщут люди, – а что делать? Во – первых, ехать самим торговать накладно, да и общественный транспорт горазд подводить, вот если бы открыли в селе пункты приема молока и мяса, как в Кумыше, селе Первомайском, скажем, мы бы по-другому зажили.
Во-вторых, зачастую везти продукцию на базар некому. Уезжает молодежь – и в основном русскоязычная -в город. А следом за ними и родители подаются туда, поближе к детям. В селе остаются лишь старики со старушками, судьбы которых, как две капли воды, похожи одна на другую. От звонка до звонка отработали в колхозе, а нынче живут зимой в полухолодных домах.
В «полухолодных» домах не ради звонкого хлесткого словца сказано, запастись дровами и углем на зиму в Марухе крайне тяжело и накладно. Для того, чтобы пережить зиму, каждой семье нужно, как минимум, две- три машины дров, это в том случае, если зима не лютует. Привозят, как правило, не готовые дрова, а бревна, которые надо распилить, перенести поленницы поближе к дому, надсаживая пупок, собрать под навес…
И действительно, дрова во дворах селян занимают все жизненное пространство – они и на крыльце, и под навесом, и в сарае, и вдоль заборов…Уголь и вовсе дорогое удовольствие. Вся надежда на газ, но как только о газификации заходит речь, жители села просто взрываются, причем недовольство крепко спрессовывается в подозрительность: «Ну, как можно столько тянуть с газом, если до ближайшей трубы, что находится в станице Кардоникской, рукой подать? А ведь будь у нас газ, хоть дух перевели бы. Дачники бы, готовые променять суету городов на жизнь летом и осенью в тихом, спокойном, дружном селе, к нам, как горох, посыпались бы с блочно-панельной Голгофы – ведь таких мест, как у нас, мало в республике. Тут тебе и свежесть продуктов, которая не гарантируется в городских супермаркетах, и сотовый мед, и душистый разнотравный чай, и грибов можно собрать ведро, не сходя с места, если это великаны -дождевики… На десерт – ледяная вода из родника…Так нет, они предпочитают станицу Красногорскую, Шахту 13, словом, те места, куда пришел газ…
То, что люди медленно, но верно покидают Маруху, видно невооруженным взглядом – то тут, то там понуро стоят дома, казачьи хаты с заколоченными крест – накрест ставнями, и Хамзат Муссаевич снедаем не на шутку этой заботой: как остановить миграцию русского населения?
– Хорошо, когда есть чем гордиться и даже иногда прихвастнуть, а когда нечем… – говорит Хамзат Муссаевич и тут же поправляется, – нет, нам – то есть чем гордиться. В первую очередь, самими марухчанами. Это очень дружный, отзывчивый народ. Остался кто – либо один на один со своей бедой, соседи тут как тут. Надо старикам одиноким дров нарубить, молодым ребятам дважды напоминать не приходится. Тут же отправятся по названному адресу, даже не зная, кому идут помогать. Имеется в ауле почта, работают фельдшерско-акушерский пункт, ветеринарный участок, есть школа, в которой работает замечательный педагогический коллектив.
Был детсад, вот только в его здании с 1994 года по 2007 «квартировали» пограничники. Многочисленные перестановки, перепланировки, перетаскивание мебели, перепробивание стен для водворения сантехнических удобств и прочее – прочее – такое не каждое здание выдержит. Плюс ко всему протекала крыша. Капитальным ремонтом занялись лишь в прошлом году и, как водится, не без вмешательства Главы республики Рашида Темрезова. Так что скоро детсад заработает по своему прямому функциональному назначению. А пока суть да дело, в списках очередников фамилии ста детей.
Что касается дорог, то здесь тоже есть проблемы. Сейчас для военных на площадке над селом строят жилье, и посему по улицам села с завидной регулярностью проносятся грохочущие самосвалы, тяжелогрузные КАМАЗы, трактора, экскаваторы. Асфальтированные улицы стали колдобистыми, разбитыми в пух и прах… На сегодня мы привели в порядок четыре километра дорожного полотна, а кто и когда отремонтирует оставшиеся 11 километров – большой вопрос. У нас не хватает денежных средств, зато своих проблем хватает.
К примеру, не терпит отлагательства решение проблемы водоснабжения. Ввиду того, что подача воды очень дорого обходится селянам, решено вырыть в верхней части села котлован под водохранилище. Туда воду будем набирать из реки Маруха, оттуда она пойдет самотеком в канал, далее в село, где живительную влагу примут две 250 – кубометровые емкости…
Что касается газификации… Хоть жители села и нервничают – сказывается нетерпение сердца, дела также складываются в нашу пользу. Газ начали тянуть в нашу сторону от Кардоникской. На сегодня уже проложено три километра труб, а всего нужно покрыть семь километров. После того газовые трубы пройдут по улицам, а их в селе двадцать, ну а далее кто во что горазд. Конечно, это будет непросто, потому как олигархов местечкового уровня, которые могли бы помочь старикам, одиноким, многодетным, у нас в селе нет, но люди не отчаиваются, говорят, последнюю корову со двора сведем, но газ в дома проведем. Дело, конечно же, до этого не дойдет, народ, как я сказал, в селе мудрый, добрый, правильный… И, надеюсь, проявлением истинной социальной справедливости селу, которое так долго ждет появления голубого топлива в домах, станет и помощь администрации района, которая всегда в курсе наших дел и постоянно оказывает внимание и ощутимую помощь нашему маленькому, но трудолюбивому селу.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях