Почему у судьбы не бывает осечки?

22 сентября в 04:30
4 просмотра

В сентябре все мировое сообщество уделило внимание Всемирному дню предотвращения самоубийств. Проблема не надуманная, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в мире каждые 40 секунд совершается самоубийство. По данным ВОЗ, Россия занимает в этом печальном списке одно из ведущих мест. Так, в минувшем году число самоубийств в стране составило 20 человек на 100000 жителей.
Почему человек решает расстаться с жизнью? Однозначных ответов на этот вопрос нет. У каждого своя кризисная ситуация: наше время, увы, слишком богато на них. У каждого своя тайна, которую уходящий из жизни уносит с собой. Вот только переступив черту, человек мгновенно понимает, что совершил ошибку. Пальцы сжимают смертельную рану, пытаясь остановить кровь, ослабить удавку… Пальцы сами набирают спасительно-короткий телефонный номер…

В сентябре все мировое сообщество уделило внимание Всемирному дню предотвращения самоубийств. Проблема не надуманная, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в мире каждые 40 секунд совершается самоубийство. По данным ВОЗ, Россия занимает в этом печальном списке одно из ведущих мест. Так, в минувшем году число самоубийств в стране составило 20 человек на 100000 жителей.
Почему человек решает расстаться с жизнью? Однозначных ответов на этот вопрос нет. У каждого своя кризисная ситуация: наше время, увы, слишком богато на них. У каждого своя тайна, которую уходящий из жизни уносит с собой. Вот только переступив черту, человек мгновенно понимает, что совершил ошибку. Пальцы сжимают смертельную рану, пытаясь остановить кровь, ослабить удавку… Пальцы сами набирают спасительно-короткий телефонный номер…
По-разному можно смотреть на любое несчастье, будь то авария самолета или дорожно-транспортное происшествие. Можно отыскивать конкретных виновников, можно искать объективные причины, создавшие ситуацию, в которой несчастье стало возможным, а значит, рано или поздно должно было произойти. Но ни одно происшествие так не обрастает досужими слухами, домыслами, выдумками, если хотите, как самоубийство.
Три месяца тому назад в ауле Кумыше покончила жизнь самоубийством женщина. Не молодая, но и не старая. Не уродина, но и не красавица, зато светлая, чистая душой. Замуж вышла поздно за немолодого вдовца. Ничто не предвещало беды, рассказывают соседи, все было тихо-спокойно, пока не вернулся из «мест не столь отдаленных» сын мужчины и не внес сумятицу в семью.
Нет, никаких видимых конфликтов ни с мужем, ни с пасынком не было, но в один из дней Аминат, встав утром, собрала все свои золотые украшения, завернула их в платочек и отправилась на речку. На берегу Кубани сидела долго-долго… Затем оставила свой узелок на берегу и бросилась в воду, хотя совершенно не умела плавать… Женщина, живущая неподалеку, время от времени наблюдающая за странным поведением Аминат, поначалу ничего не поняла, а потом стало поздно…
Родные Аминат в шоковом недоумении: «Что могло толкнуть ее на этот шаг?». Она была очень богобоязненным человеком и никогда бы не сделала того, что вправе сделать только Всевышний… И еще, у нее была одна любимая поговорка: «Утро вечера мудренее». Что же это за утро было, которое не дало ей сил для новых надежд и хороших решений?
Кто б спорил, одни и те же события по-разному воспринимаются нами в зависимости от времени суток. Ночью ощущение безысходности обретает над человеком странную, пугающую власть, перед которой рассудок бывает бессилен. И только наступление утра освобождает человека от оков ночи. И там, где еще несколько часов назад не было выхода, внезапно высвечивается спасительный путь. Его подсказывает утро, рассвет. Но как трудно иной раз бывает дождаться рассвета с его холодным, отрезвляющим светом…
…И года нет, как ушел из жизни другой человек, проживающий в микрорайоне «Бойня» г. Карачаевска. Вне всякого сомнения, судьба вела этого мужчину по жизни – мало того, что своей светлой голове помогал руками, настолько «золотыми» они были, так еще великолепная семья – внимательная, заботливая жена, послушные дети, которых он каждое утро провожал в школу. «В школе не шкодить…» – снова и снова звучит для меня его веселый, любящий, идущий от отцовского сердца голос.
При чем здесь я, спросите? Да просто работал мужчина в Карачаевском мехлесхозе, который «сосед» моего родительского дома, и я его очень хороша знала. И была потрясена его гибелью, как все его коллеги, друзья, соседи, которые, больше чем уверена, не дадут его имени, его делам забыться. Он был словно высеченный из цельного благородного камня – сама скромность, сама деликатность. Не пил, не сквернословил, не буянил. В тот трагический день был на свадьбе у родственника с семьей. Домой вернулись поздно. Через некоторое время жена хватилась мужа – а его нигде нет. Ушел из жизни, как и Аминат, «без слов». Только тебердинской воде, на берегу которой стоит его дом, предпочел петлю…
В каждой истории, на первый взгляд, легко обнаружить виновников беды. В случае с Аминат, к примеру, соблазнительно взвалить ответственность за случившееся на пасынка, но… Правда – это то, во что ты веришь, а не то, что тебе кто-то сказал. Верю же я лишь в одно, что каждый из нас только тогда может жить без страха за себя, за свой завтрашний день, если верит в надежность своих близких, своих родных. Без этого ощущения человек даже среди сотен людей чувствует себя потерянным и одиноким. И если в роковой момент рядом никого, кто мог бы помочь, то отчаяние, скорей всего, возьмет верх…
Когда по своей воле уходит из жизни взрослый человек – это страшно. Когда уходят молодые, юные – это неестественно настолько, что слов не найти, способных хоть как-то охарактеризовать случившееся. Есть на кладбище Карачаевска одна могилка. На черном мраморе изображение обаятельного подростка. Дата смерти настолько свежа, что… такую рану бередить нельзя.
– Выстрелил в себя из отцовского ружья. Первая любовь и первое разочарование, – моя подруга, педагог по профессии, становится тотчас немногословной, хотя по идее должна знать куда более сказанного. Мальчик учился в школе, в которой она работает. Но с меня и этого хватит, потому как после ее слов точно током ударило. Вспомнилась история другого парня, который также сам разорвал связь с миром, в котором ему было одиноко и плохо. Перед смертью написал записку: «Мама, прости меня… Извини, что не соблюдаю знаки препинания… Мне так хотелось понять жизнь, но я не смог в ней разобраться. Я полюбил, но мне не верят, поднимают на смех. Мама, я тебя люблю. И только тебя… Твой Рафик».
Рафик только вышел из подросткового возраста, когда к нему пришла любовь. Было всегда и будет тайной, кого она выбирает и почему. И кто бы отважился любить, если бы знал, что будет невыносимо страдать? И в данном случае произошло самое неприятное – девушка – избранница не ответила взаимностью. Осталась глубоко равнодушной к его чувствам. Что толку обвинять кого-то в равнодушии? Над чужими чувствами никто не властен.
Нюансов их взаимоотношений никто не знал, даже мать, у которой были невероятно доверительные отношения с сыном, потому могу только предположить, что дни юноши после отрицательного ответа любимой были заполнены потрясающей субстанцией тоски, печали, горечи.
В нашей жизни немало такого, с чем способны бороться лишь время да отчаянное средство типа «клин клином вышибают». Но это не для всех. Ибо есть среди нас люди, которым ни время, ни интуиция, ни родительская мудрость и поддержка не помогут. Это люди, которые погибают при первом же порезе. У них не сворачивается кровь. Это про них сказал восточный поэт: «Я из рода Азров, полюбив, мы умираем…»
Конец жизни в юности не так трагичен, как конец любви. В тот день Рафик получил окончательный отказ. Пришел домой в смятении, сел на лавочку. Мысли искали выражения, чувства – выхода. Ах, если бы кто пришел и избавил его от невыносимого груза на сердце. Ведь если груз не снять вовремя, он раздавит…
Сердце разрывалось от боли, но с бледного лица Рафика не сходила улыбка, чтобы мама ни о чем не догадалась. Ближе к полуночи обвязал себя динамитом – жил-то в шахтерском поселке – и пошел в безлюдный переулок. Причем около каменного забора, и…
Взрыв разметал его в клочья. Взрывная волна выбила стекла в близлежащих домах, привела в действие сигнализацию в магазинах. «Мама, прости меня…» – крик в никуда. Она, конечно, все сыну простила, но себе не простит никогда того, что не смогла ничем помочь сыну, не объяснила ему, что нельзя торопиться туда, куда нельзя опоздать, а тем более оставив после себя безутешных родителей.
Как сделать выводы из горя? Никак. Мы умолкаем там, где аргументы – смерть, остальное не в счет. В средствах массовой информации Норвегии, к примеру, запрещено даже слово «самоубийство», дабы не наводить людей на дурные мысли. Между тем, как показывают исследования психологов, большинство людей, сооружающих себе петлю, вскрывающих себе вены, глотающих снотворное, отнюдь не собираются умирать. В глубине их сознания живет уверенность – спасут. Их попытка самоубийства – вовсе не попытка убить себя. Это способ найти выход по наивному принципу: увидят, как мне плохо, – помогут. Подтверждением тому – история восемнадцатилетней Оли. Ее доставили в больницу с диагнозом «отравление лекарственными препаратами». Причиной, подтолкнувшей веселую девушку к самоубийству, стал отчим. Появившись в их доме два года назад, мужчина сразу же выдвинул жесткие требования к детям: домой позже семи не появляться, никаких карманных денег, пока сами не начнете зарабатывать, отныне никаких друзей, подруг, и так далее. Каждое опоздание девушки – пусть даже на десять минут – вызывало скандалы. Во время последнего отчим оскорбил ее. На следующий день, когда взрослые ушли на работу, а младший брат – в школу, Оля выпила 50 таблеток. Сначала ей стало больно от ударов сердца, частых, как паровой молот… Потом стало клонить в сон, однако образ мамы, возникающий в уже путающемся сознании, заставил ее выбраться на свежий воздух, в коридор, куда одновременно вбежала взволнованная предчувствиями мать…
Олю врачи спасли, отчима мать выгнала. На этот раз судьба дала осечку… И все же, все же… Мы живем в трудное время, жизнь словно с цепи сорвалась. Такие же и мы стали – все бежим, торопимся, снуем. Причин спешить, откровенно говоря, и впрямь довольно много. И все же всему нужно давать «отбой», бросать все дела, когда видишь у человека, особенно у ребенка, на устах горестную улыбку. Ее нетрудно узнать – «улыбка горести подобна на гроб положенным цветам».
Мы редко убеждаем тогда, когда можно потребовать. И редко объясняем, если имеем возможность приказать. А надо убеждать, объяснять всем и каждому, что человеческая жизнь не имеет цены, ей нет эквивалента. Что человек сильнее, чем кажется. Что во всем на свете есть лучшая сторона. Что сегодня мы любим то, что, возможно, завтра возненавидим. Что нельзя из гордости, от злости, от обиды разбрасываться самым дорогим – своей жизнью, ибо эти чувства примеряют все на свете к себе, а не к Истине…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях